Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Как Крылатов и Энтин написали последний советский детский хит?![]() Песня «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего» Фильм «Приключения Электроника» всегда казался мне неизмеримо сильнее книжного первоисточника. А вот экранизация книги про Алису Селезнёву, на мой взгляд, вышла послабее. Что, впрочем, не помешало фильму «Гостья из будущего» стать настоящим событием в мире детского кино. В основе фильма лежала фантастическая повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» – одна из любимых книг моего детства, поэтому каждую серию я ждал с нетерпением. Настоящей изюминкой стала главная героиня в исполнении Наташи Гусевой – совершенно не похожая на книжную Алису (проказливую боевую пацанку) и, тем не менее, сумевшая очаровать сердца мальчишек того времени. Ну и конечно, самой сильной – трогательной и щемящей – финальной нотой фильма стала песня «Прекрасное далеко». «Прекрасное далёко» суждено было стать единственной песней в фильме, хотя изначально режиссёр Павел Арсенов заказал поэту Юрию Энтину сочинить несколько текстов. Так как фильм был приключенческий, Энтин с удовольствием принялся за дело. Он до сих пор помнит забавные строчки, сочинённые им для космических пиратов: Суть нашей профессии В погоне и агрессии! Но, когда фильм смонтировали, оказалось, что места для песен в нём нет. Понятно, что Энтин страшно разозлился. Чтобы его успокоить, режиссёр сказал: «Там в конце фильма будут длинные титры. Вот и сочини что-нибудь минуты на три». Ю. Энтин: «Я был зол. Мне все это изрядно надоело. Я быстро написал стихи, которые, с одной стороны, несли философскую нагрузку (режиссер Павел Арсенов увлекался философией и эзотерикой), а с другой стороны, были лирико-романтическими (это «слабость» композитора Евгения Крылатова)». Стоило Крылатову прочитать стихи, как он тут же понял, что это будет сильная песня. Единственное, что смущало композитора – многократное повторение совсем недетской строчки «Не будь ко мне жестоко», на что Энтин сказал: «Это же, как молитва». Музыку Крылатов написал быстро – и в фильме сама мелодия прозвучит ещё не раз – в самых разнообразных инструментальных вариациях: от замедленно-грустной до задорно-смешной (мне особенно нравилась динамичная тревожная версия, звучащая в титрах каждой серии). Правда, и в этот раз Энтин отнёсся к своим лирическим стихам скептически – мол, писал их без особого огонька, и весь успех песни заключён в музыке. Между нами говоря, лично я разделяю его скепсис – музыка «Прекрасного далёка» всегда казалась мне сильнее слов. Крылатов же был с этим категорически не согласен и говорил поэту: «Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню». Сначала для исполнения песни привлекли девочку из хора Попова, но режиссёру её версия не понравилась. В итоге «Прекрасное далёко» замечательно исполнила другая девочка – Таня Даскова, которую порекомендовал Крылатов. Правда, из-за ограниченного хронометража её имя в титры не попало. А тут ещё Крылатов пожелал, чтобы в телепрограмме «Песня года – 85» песню исполнила не Даскова, а взрослое трио МЕРИДИАН. Видимо, таким образом он хотел показать, что потенциал этой песни намного шире детского жанра. Интересно, что в киноверсии песни были такие строчки: Слышу голос из прекрасного далёка, Он зовёт меня не в райские края... Но, видно, они показались слишком суровыми – и во всех следующих записях вместо «не в райские края» исполнялось «в чудесные края» (что, как по мне, сильно меняло настроение песни). Однако ни это, ни заклинания не помогли... По горькой иронии, именно в 1985 году были посеяны семена того самого «далёка», которое оказалось совсем не прекрасным. Ю. Энтин: «В своё время, в 1930-е годы, была создана советская детская литература. Нигде в мире не было такой литературы, как у нас. Не было одновременно таких поэтов, как Чуковский, Маршак, Барто, Михалков. Но последняя широко известная детская песня пророчески прозвучала в 1984 году – «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко». И настало это «далёко»...» Неудивительно, что со временем песня обретала всё более трагические и щемящие оттенки. Ю. Энтин: «Была передача на канале «ТВЦ». Там ребята-рокеры пели мои песни. И артист Малого театра Валерий Баринов вспомнил один случай, произошедший в прямом эфире, над которым рыдала вся страна. Это случилось в программе «Взгляд». Одним из ее героев стал мальчик-сирота с абсолютным слухом, воспитанник интерната. Ведущий Владимир Мукусев попросил этого мальчика спеть любимую песню, и тот запел «Прекрасное далёко». Это было настолько трогательно, что, когда он дошел до припева «Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь» – оператор уронил камеру, и передача прервалась. Баринов сказал: «Прекрасное далёко» – это песня святая. То, что рокеры переделали «Крылатые качели» или «Лесной олень» – я могу стерпеть. А для чего они переиграли «Прекрасное далёко» – мне непонятно». И я, в принципе, с Бариновым согласен». Песни из к-ф «Не покидай» (1989) «Прекрасное далёко» стало действительно последним детским хитом советской (и не только) поры. Тем не менее, в самый разгар перестройки режиссёру Леониду Нечаеву чудом удалось снять ещё один замечательный фильм «Не покидай». Несмотря на сказочный антураж, он вышел не детским, а образ волшебной розы, заставляющей говорить правду, тогда выглядел однозначным реверансом в сторону политики «гласности». К счастью, фильм не увяз в политических аллегориях и поэтому не устарел. Премьера «Не покидай» состоялась в передаче «В гостях у сказки» в сентябре 1989 года. В то время страну колбасило так, что никакого особого ажиотажа ни сама картина, ни звучащие в ней песни не вызвали. И совершенно незаслуженно, так как, по моему мнению, именно саундтрек фильма «Не покидай» стал последней сильной работой композитора Крылатова в кино. Какую-то известность получила лишь одноимённая песня, но ведь и остальные были не хуже («Надежда», «Прощальная», «Подари лошадку атаману», «Турниры отменили», «Билетик счастья» и т.д.). В этом немалая заслуга и поэта Леонида Дербенёва. С Дербенёвым Крылатов уже работал в фильме «Чародеи». Несмотря на это и на своё громкое имя, композитор снова столкнулся с непониманием. Крылатов вспоминал, что, когда Дербенёв прослушал наброски к песням, то разочарованно протянул: «Да-а... Ни одной мелодии». Композитор чуть было не отказался от участия в фильме, но ситуацию опять спасли сжатые киносроки. К тому же, на десятой песне оттаял и сам Дербенёв: «А вот эта ничего...». Е. Крылатов: «Может быть, это объясняется тем, что я обладаю одной особенностью. Я очень часто выступаю на концертах и сам пою свои песни. ...Например, «Песенка о шпаге». ...Я исполняю её своим безголосым голосом, но эту песню всё равно все помнят в исполнении Миронова и сразу воспринимают, и начинаются сразу аплодисменты. А когда исполняю новые песни, только написанные, их понять бывает, действительно, довольно сложно». Стоит добавить, что подавляющее большинство вокальных партий в фильме «Не покидай» исполняли не актёры, а профессиональные певцы – Наталья Островая и Анатолий Тукиш. Последнему пришлось не только петь, но и озвучивать роль принца Патрика, которую играл Игорь Красавин – ещё неопытный десятиклассник, да ещё и с сильным белорусским акцентом. О том, что фильм, несмотря ни на что, помнят и любят, Крылатов узнал, лишь когда ему позвонили с Белорусского ТВ и пригласили сняться в ролике, посвящённом юбилею картины. Второй раз он удивился, когда обнаружил в Интернете сайт фанатов «Не покидай». Всё это доказывает только одно – хорошие песни не умирают, пока мы храним их в своём сердце и передаём эту любовь другим. Из песни принца Пинапью: Прошу, не говорите Вы о талантах мне. Быть может, что, как зритель, Талантлив я вполне. Когда притихнут ложи, От счастья трепещу. Талантливо, быть может, Смеюсь я и грущу… Сергей Курий Рейтинг: +10 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru ![]() |
Комментарии:
А вот в "Прекрасном далеко" мне текст никогда особо не нравился )))
Так что о дальнейшем любовном треугольнике я как-то не задумывалась особо. Да и вообще о романтике. Имхо там принцу предстоял воз работ, куча необходимых государственных реформ и т.п. ))
Штирлиц задумался. Похоже, все несколько более серьезно, чем он себе представлял...
и ночью звездной, и при свете дняааа
не покидай, не покидай меня!
пусть все исчезнет и предаст любовь
не покидай, чтоб все вернулось вновь!)))
и песня о розе- актуальная во все времена(
Оставить свой комментарий