Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 41


Тест

Тест Экономкина или Транжиркина?
Экономкина или Транжиркина?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Для размышления.

Наткнулась в сети на интересную статью об экспериментах. Обозначила для себя три весьма интересных. Имхо, если даже такой лузер как я знает о них, ежику понятно, что "кто надо", тоже о них в курсе, и не факт, что не пользуется ими... ну, Вы поняли для чего

1. Приобретенная беспомощность (1966 год)

В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию экспериментов на собаках. Животных поместили в клетки, предварительно разделив на три группы. Контрольную группу через какое-то время отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повторяемым ударам тока, которые можно было прекратить нажатием рычага изнутри, а животных третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить.

В результате у собак выработалась так называемая «приобретенная беспомощность» - реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Вскоре у животных начали появляться признаки клинической депрессии.

Через некоторое время собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Собак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о побеге. Вместо этого они пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не совершали попыток выскочить из клетки.

Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, идущих одна за другой. Неясно только, стоил ли такой банальный вывод страданий несчастных животных.


2. Эксперимент Милгрема (1974 год)

Эксперимент Стэнли Милгрема из Йельского университета описан автором в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование».

В опыте участвовал экспериментатор, подопытный и актер, который играл роль другого подопытного. В начале эксперимента между подопытным и актером «жеребьевкой» распределялись роли «учителя» и «ученика». На самом деле подопытным всегда доставалась роль «учителя», а нанятый актер всегда был «учеником».

«Учителю» перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта - якобы выявить новые методы запоминания информации. Однако экспериментатор исследовал поведение человека, который получает от авторитетного источника указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами.

«Ученика» привязывали к креслу, к которому был прикреплен електрошокер. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар током в 45 вольт. Далее «учитель» шел в другую комнату и должен был по голосовой связи давать «ученику» простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика подопытный должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. На самом деле актер, который играл роль ученика, только притворился, что получает удары тока. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт.

В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. «Учитель» начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста ». Чем больше нарастал ток, тем больший дискомфорт демонстрировал актер. Затем он выл сильной боли и наконец срывался на крик.

Эксперимент продолжался до напряжения 450 вольт. Если «учитель» колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен.

Результаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство подопытных подчинились указаниям ученого, руководившего экспериментом, и наказывали «ученика» електрошком, причем в серии опытов из сорока подопытных ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что подопытных гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрем повторил опыт, наняв скудное помещение в городке Бриджпорт (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». Результаты качественно не изменились: 48% подопытных согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% «учителей», независимо от времени и места эксперимента.

Выводы из эксперимента следовали ужасные: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным «приказом». Многие участники эксперимента испытывали преимущество над «учеником» и, нажимая на кнопку, были уверены, что тот получает по заслугам.

В целом результаты эксперимента показали, что потребность подчиняться авторитету укоренилась в нашем сознании настолько глубоко, что подопытные продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

3. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)

Эксперимент с «искусственной тюрьмой» не задумывался как что-то неэтичное или вредное для психики участников, однако результаты этого исследования поразили общественность.

Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, попавших в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденых играть роли заключенных или надзирателей. Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев (24 человека) разделили на «заключенных» и «надзирателей». Предполагалось, что «заключенные» поставлены в ситуацию, когда они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. «Надзирателям» не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей.

Вначале студенты не очень и понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилась. «Надзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разъединить «заключенных» и посеять в них недоверие друг к другу - поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче «охранять». «Надзирателям» начало казаться, что «заключенные» в любой момент готовы поднять новое «восстание», и система контроля ужесточилась до предела: «заключенных» не оставляли наедине с собой даже в туалете.

В результате «заключенные» стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время посетить «заключенных» пришел «тюремный священник». На вопрос, как их зовут, «заключенные» чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, ставил их в тупик.

Оказалось, что «заключенные» абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а «надзиратели» почувствовали настоящие садистские эмоции и намерения относительно «заключенных», которые еще за несколько дней до того были их добрыми друзьями. Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это - лишь эксперимент.

Хотя опыт был запланирован на две недели, его прекратили досрочно через шесть дней по этическим соображениям.

Сдается мне, что эксперимент вышел за пределы лабораторий



komar-ik   9 мая 2014   597 0 23  


Рейтинг: +7








Комментарии:

Руслёна # 9 мая 2014 года   +2  
НИчего удивительного. Опыты по контролированию человечества делают давно и не безуспешно. пока в массовое производство не вошло, но...
supperpupper # 9 мая 2014 года   +3  
Руслёна пишет:
пока в массовое производство не вошло, но...
Да ладно!!!
Руслёна # 9 мая 2014 года   +2  
Думаешь, что уже?
supperpupper # 9 мая 2014 года   +3  
Так видно же! :о)))
Руслёна # 9 мая 2014 года   +2  
Ну, может, не совсем массового, если мы понимаем ещё что-то, а не сидим, слюни не распускаем.)))
supperpupper # 9 мая 2014 года   +3  
Тоже вчера в ЖЖ видела размышлизмы по поводу подобных экспериментов. Теперь понятно, откуда появляется обречённость и невозможность изменения действий и направления мысли. Страшно, что на эти кнопки сознательно жмут властьимущие и торговцы.
komar-ik # 9 мая 2014 года   +2  
ну, да... а еще25-й кадр... короче, ТВ не смотрим. )))
ирина 49 # 10 мая 2014 года   +1  
supperpupper пишет:
откуда появляется обречённость
Но мы же не будем думать, что мы обречены, даже когда властьимущие жмут на кнопки
supperpupper # 10 мая 2014 года   +2  
Ну почему же? А мысль "что я один могу изменить в этой грёбаной системе?" - разве не кнопочная? :о))
и это ли не обречённость?
ирина 49 # 10 мая 2014 года   +3  
Кнопочная только в том смысле, что "жмут" всеми изощренными методами, но это не значит, что каждый попадает под воздействие "кнопки".
komar-ik # 10 мая 2014 года   +2  
"1984" очень красочно описывает, что бывает с теми, кто не попадает
ирина 49 # 11 мая 2014 года   +3  
Есть и другие примеры.)) Все происходит в зависимости от того, что больше "ценит" человек - свое тело или дух.
komar-ik # 11 мая 2014 года   +2  
согласна. если есть вера - иногда даже не важно какая - "убивающий тело душу не может погубить"
fumarola # 9 мая 2014 года   +1  
Как это ни печально, но в человеке животное начало всегда будет присутствовать, оно - как сорняк, растет и без подкормки, а если его еще и начать культивировать ... Мы с вами имеем возможность наблюдать, какой результат получается в итоге...
Руслёна # 10 мая 2014 года   +1  
Какой???
fumarola # 10 мая 2014 года   +1  
Руслен, забанят ведь, если начну отвечать развернуто...
komar-ik # 10 мая 2014 года   +2  
аха, только прикрыто, намеками можем говорить
Руслёна # 11 мая 2014 года   +1  
А, я думала про что-то ещё, про опыты какие-нибудь.((
Чаронга # 10 мая 2014 года   +2  
Были еще эксперименты на блохах. Их сажали в банку и закрывали крышку. Через некоторое время крышку снимали, но блохи напрочь утрачивали способность выпрыгивать из банки. И эта черта передавалась их поколению с генами.
komar-ik # 11 мая 2014 года   +2  
ого
Руслёна # 11 мая 2014 года   +2  
Это хорошо или плохо? ЧТО они больше не прыгали?
ирина 49 # 11 мая 2014 года   +3  
Шутница)))
Руслёна # 11 мая 2014 года   +2  
Я не шучу! Я очень серьёзна! Как никогда! ))) Меня жутко волнует вопрос про блох. А где ихправа? ПОчему молчит зелёный пис??? НИкто не хочет заступиться за блошек... Такая пичалька!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.