Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 55


Тест

Тест Сумеешь ли ты сохранить свое здоровье?
Сумеешь ли ты сохранить свое здоровье?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Как создавались песни к фильму «Приключения Буратино»?

Как создавались песни к фильму «Приключения Буратино»? Как создавались песни к фильму «Приключения Буратино»?


«Приключения Буратино» (1975) режиссёра Леонида Нечаева, наверное, до конца жизни останется для меня одним из шедевров советского детского кино. Кратко о нём можно сказать фразой Карабаса Барабаса: «Это просто праздник какой-то!»


В фильме, как в призме, идеально сошлось всё – замечательная сказка Алексея Толстого, блестящий актёрский состав, динамичный сюжет, который несмотря на обилие песен, нигде не «провисает». Более того, музыка Алексея Рыбникова сама задавала сюжету тон, а персонажам – характер. И что самое поразительное – в саундтреке нет ни одной «проходной» песни.


А. Рыбников: «Буратино» начался с того, что мне принесли сценарий Инны Веткиной, там же было заложено содержание песен. И так изумительно были раскрыты образы, что я, прочитав сценарий, испугался. Испугался ответственности и перед зрителями, и перед самим собой. Я думал, что если я не смогу написать достойной музыки для самой моей любимой сказки, то я брошу заниматься музыкой совсем. Я забросил все дела и приготовился к серьёзной работе. А получилось всё очень легко».


Кстати, поначалу Инна Веткина написала свой сценарий не для фильма, а для 5-серийного мультика. Когда Нечаеву буквально навязали этот сценарий, он пошёл на авантюру – вырвал несколько страниц, переделал всё в 2-хсерийный телефильм, и в таком виде его поставили в план на «Беларусьфильме».


Л. Нечаев: «Тут как раз было время его утверждения. Я приехал в Москву, поговорил с Веткиной. Она была в ужасе. Но как-то очень быстро мы с ней договорились. Самое главное, я понял, что нужно его делать музыкальным и фейерверкным».


Актёрам была дана редкая возможность проявить себя в качестве певцов, но многие этого побаивались. Тогда Рыбников стал искать к каждому индивидуальный подход.


А. Рыбников: «Я сочинял музыку специально для них. Я сначала изучал, что они могут, что не могут, пределы их возможностей, выпячивал самые выигрышные их стороны и убирал в тень то, что они не могут».


Первоначально Нечаев хотел, чтобы слова к песням сочинял Юлий Ким, однако из-за своей диссидентской деятельности поэт был в опале.


Тогда режиссёр обратился к Булату Окуджаве. Окуджава согласился, но особо не спешил, так как не знал, что тексты нужны до съёмок. Когда же припекло, выяснилось, что Булат Шалвович не только ничего не сделал, но и уехал на отдых в подмосковные Дубовцы. Недолго думая, Нечаев едет вслед за ним, селится в тот же санаторий в соседнем с Окуджавой номере и каждое утро стучит ему в стенку – мол, когда напишешь? Тактика измора принесла плоды – за неделю Окуджава разродился целым ворохом текстов, в числе которых были песни Карло и Карабаса,




«Поле Чудес»,



«инфантильно-любовная» баллада Пьеро с гениальными строчками «Не нужна мне малина, Не страшна мне ангина...»



и, конечно же, знаменитая песня Кота и Лисы в харчевне «Трёх пескарей».





Последняя первоначально содержала ещё один куплет, который в итоге пришлось сократить: Какое небо голубое! Живут на свете эти трое. Им, слава богу, нет конца. Как говорится, зверь бежит И прямо на ловца! Знакомые Окуджавы утверждают, что он сочинил ещё два куплета – про пьяницу: На пьяницу не нужен нож, ему немножечко нальёшь и делай с ним, что хошь! и женщину: На женщину не нужен нож! Ты ей немного подпоёшь, ты ей покажешь медный грош, ты ей с три короба наврешь, ты ей немножечко нальёшь! И делай с ней, что хошь! Но понятно, что адресовались они вовсе не детской аудитории.


Интересно, что набросок вступительной мелодии к этой песне (то самое «Лап-таби-тибу-дудай!») Рыбников написал ещё давно. А. Рыбников: «Гарри (Бардин – С.К.) очень часто бывал у нас в гостях, а я любил импровизировать. У меня такое ощущение, что эту мелодию я сочинил, чтобы моя маленькая дочь что-то станцевала гостям. Я взял это и сыграл – просто так, как шутку». Р. Быков: «Когда я стал петь кота Базилио, то я стал искать характер в самом вокале, в самом пении. Этому очень помогла музыка композитора Рыбникова, который нашёл прекрасную интонацию для моего кота. Я себе представил такого, понимаете ли, немножко Армстронга. Это было довольно сложно, потому что слова и музыку написал Булат Окуджава. Он сам исполнял эту песню, исполнял великолепно. Его исполнение этой песни было мудрое, философское, глубокое, и она вступала в некое противоречие с самим игровым решением, которое мы задумали. Потому что мы решали роли более игрово, празднично, ярко, можно даже сказать легкомысленно. И здесь Алексей Рыбников как раз нашёл интонацию, которая очень помогла и мне, и актрисе Елене Санаевой, которая исполнила лису Алису».


После «мозгового штурма» Окуджавы возникла новая проблема: текстов было очень много, но не все их утвердило Гостелерадио, посчитав слишком философски-завёрнутыми. Так осталась не у дел первая версия песни черепахи Тортиллы («Стать богатеем иной норовит...»), которая позже войдёт в другой фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный».

Для написания недостающих текстов на помощь призвали Юрия Энтина. Именно он написал песни для Дуремара, пауков и романс Тортиллы, который Рыбников специально стилизовал под старинные итальянские песенки. Когда песни уже утвердили, неожиданно заартачилась сама «черепаха» – актриса Рина Зелёная.

Леонид Нечаев: «Помню, пригласил на Тортиллу Раневскую. Я позвонил ей, она говорит: «Да, интересно, очень интересно: мне только черепаху и играть. Только знаете, Ленечка, я согласна в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде». И вот попалась Рина Зелёная, которая не снималась перед этим лет 15».

Сначала актриса стеснялась петь. Когда же, наконец, согласилась, то потребовала убрать из текста целый куплет.

Ю. Энтин: «Буквально за день до записи раздается звонок Зелёной: «Юрочка, вы написали потрясающую песню, я ее выучила, это просто чудо какое-то. Первый куплет замечательный и третий, а во втором вы написали: Мне казалось – счастье рядом, Только лапу протяни. Но осенним листопадом. Прошуршали лета дни. Старость все-таки не радость, Люди правду говорят... Как мне счастье улыбалось. Триста лет тому назад! Это про меня, я ведь старуха». Я говорю: «Никакая вы не старуха: вам всего триста лет, и вы – черепаха. Я писал не для вас»». Уговоры не помогли, куплет всё-таки выбросили. Однако фонограмму перезаписывать не стали – вместо недостающего куплета просто звучала музыка, а лягушки кружили Тортиллу по глади пруда.



Наиболее тяжело далось Энтину сочинение заглавной песни. Теперь окучиванием поэта занялся композитор. Рыбников привёз Энтина в роскошный Дом творчества композиторов в Рузе и снял тому целый номер с белым роялем. Когда композитор заглянул туда вновь, выяснилось, что белый рояль не помог и слов всё ещё нет.

Неожиданно Рыбников вспомнил, что у него есть одна «буратинная» тема, но она очень проблемная. А. Рыбников: «Я вообще считал её неприменимой, потому что там идёт скороговорка, потом – какие-то отдельные ноты. Я думаю: «Ну, как? На это стихи невозможно написать». Но всё произошло в течении буквально 1-2 часов. Вдруг Энтин на эту мелодию скороговорку придумал, а на эти отдельные ноты, которые «торчали», было просто сказано: «Бу!», «Ра!», «Ти!», «Но!»» – и всё». Так недостаток стал достоинством. Куплеты превратились в некие загадки («Кто доброй сказкой входит в дом?..» и т.д.), а припев-кричалка – ответом.



Кстати, исполнить эту песню в начальных титрах приглашали Аллу Пугачёву, но молодая и тогда малоизвестная певица почему-то отказалась. В итоге песню исполнила Нина Бродская. Успех фильма был необычайный.

Нечаев и Рыбников стали страшно востребованными. В 1976 году песни из «Буратино» вышли на гибких пластинках-вложениях в журнале «Колобок», а вскоре и на виниле (правда, здесь арии Карабаса почему-то исполнял не актер В. Этуш, а Р. Филиппов).

Сергей Курий



Jenna   2 августа 2014   1296 0 4  


Рейтинг: +7








Комментарии:

Bestatyana # 3 августа 2014 года   +2  
Спасибо за рассказ о создании фильма. Порой, подоплека - работа над фильмом, бывает очень интересной. Музыка замечательна! Незабываема.

Рыбников не смог бы написать плохой, нешедевральной музыки))). Он был в музыке всегда. С младых ногтей учился у Арама Хачатуряна, тот ему постоянно давал задания на сочинение музыки на заданную тему и Алеша исполнял в срок задание известного композитора, обучавшегося в свое время композиции у самого Михаила Гнесина. Первую оперу Рыбников написал лет в 10-11. Хачатурян одобрил ее. Это "Кот в сапогах" - у нас она шла для детей в постановке "скандального" львовянина Романа Виктюка.
А дальше больше.
Только за одну зонг-оперу "Юнона и Авось" его имя можно выбить на доске с именами выдающихся композиторов СССР. Этой опере уж лет 30-35, а она не устаревает. Песни-арии, исполняемые Караченцовым и его партнершей (забыла фамилию на Ш..) никого не оставят черствым, заставят и заплакать и представить себе юную мексиканку, обольщенную зрелым графом, оставившего девушку на одиночество, постоянно встречавшую корабли в гавани, а впоследствии ушедшую в монастырь...
iliza # 3 августа 2014 года   +5  
Фильм потрясающий, что и говорить! Сколько детей его посмотрело от души веселясь!)) Я посмотрела сколько Рыбников написал и ахнула плодотворен! Но и музыка такая яркая одним словом Талант!))
Violetta G # 3 августа 2014 года   +3  
Руслёна # 4 августа 2014 года   +2  
С удовольствием пересматриваю периодически! Действительно- всё в нём сочетается прекрасно- артисты, музыка, песни! НУ про сюжет я вообще молчу!))


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.