Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
О смерти. Из учебника Е.И.Николаевой «Психофизиология»
В жизни каждого человека есть два наиболее значимых события, которые он, тем не менее, не способен контролировать: рождение и смерть (Фромм,1990)
Однако рождение возникает до момента осознания этого процесса, поэтому может возбуждать те или иные переживания только после свершения. Тревога, обычно, порождается не столько неизбежностью события, сколько неопределённостью знаний о нём, поэтому рождение редко становится объектом интенсивных переживаний человека. Это происходит лишь в тех случаях, когда сам факт рождения трагично сказался на окружающих, например, вызвал смерть матери. Смерть предстоит впереди, нет ни одного человека, рождённого более 150 лет назад, который смог бы избежать её. Полное отсутствие знаний о том, что происходит с психической жизнью человека после этого, в соответствии с теорией П.В. Симонова (1993), порождает у индивидуума интенсивные эмоции. Сила их такова, что они могут препятствовать любой деятельности, а поэтому каждый человек на определённом этапе жизни некоторым образом избавляется от них, чаще всего с помощью вытеснения. Оно обнаруживается в ассоциативном эксперименте, в котором наряду с записью ассоциаций фиксируют выраженность психофизиологических реакций. Оказывается, что у большинства здоровых(!) людей слово смерть не вызывает увеличения кожно-гальванической реакции и воспринимается как нейтральное (Николаева и др.,) Подобное снятие проблемы смерти позволяет человеку концентрироваться на решении жизненно важных вопросов, созидать, двигаться вперёд. Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А на счёт того, рано человек ушёл или поздно, вопрос риторический. МЫ не знаем, кому и сколько предопределено.
помимо их рассказов о близких, встречающих их ТАМ, мыслить они(вернувшиеся) начинают по-другому, в корне меняют свою жизнь, стараются быть человечными и отзывчивыми...
“Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые ЗНАЮТ, что умрут, А МЕРТВЫЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, И НЕТ ИМ БОЛЕЕ ЧАСТИ ВО ВЕКИ НИ В ЧЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ПОД СОЛНЦЕМ ….. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; ПОТОМУ ЧТО В МОГИЛЕ (Шеол), КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ, НЕТ НИ РАБОТЫ, НИ РАЗМЫШЛЕНИЯ, НИ ЗНАНИЯ, НИ МУДРОСТИ.”
Анютка, я имела в виду людей, неоднократно перенесших клиническую смерть.
спасибо тебе за цитирование текстов Священного Писания..
они для меня, как живительная влага для иссохшей почвы.
но вспомни, как "расселись гробы" и бывшие мёртвые вернулись в свои дома..
вспомни воскресшего Лазаря, дочь Иаира, сына вдовы и пр., и пр...
как бы он стал героем дня, Аня, если настоящий Герой ходил по земле...всё внимание было приковано к Христу...
Г и о дочери Иаира сказал то же самое Христос, что она не умерла, но спит...
а когда мы спим, Анюта, мы видим сны.
другое дело, что почти никогда не помним, что снилось, если только бяка какая ни приснится...кошмары там всякие да ужастики.
ТАМ работает такой же механизм; повторюсь, что время не властно в Царстве Божием.
в универе мы изучали о феномене времени..о том, что оно тянется, когда ждёшь кого-то, пролетает, когда занят любимым делом, останавливается, когда происходит с человеком, допустим ДТП, и растягивается, и вдобавок человек, который смотрит на мчащуюся на него машину, видит себя со стороны и сверху одновременно.
Инна, а я посмотрю, вы-практически доктор психологических наук да еще и профессор психологии;)
неужели станете спорить с Немовым по поводу феномена времени, именно не восприятия, а феномена?
вы еще и философ, как я посмотрю...
это совсем круто для женщины.
правда, есть одно но.
женщины в принципе философами быть не могут.
это давно известная истина.
к тому же многие философы-мужи покОнчивают жизнь самоубийством, ибо запутываются, и это с их-то возможностями мозгового плана...
Очень спорное утверждение. Просто другая философия у женщин, более прикладная, а не отвлеченная ,как у мужиков
раньше я думала, что у меня есть философские задатки, а как пошла учиться, так мне Родзинский Дмитрий Леонидович просто перечень книг, которые я прочесть должна была от корки и до корки, выкатил...я, конечно, прочла кое-что, иначе не сдала бы экзамена, но всё читать не стала...слишком сложно для меня и неподъёмно, а для него философия, что святая вода. в МГУ преподаёт. еще он сказал,что у женщин только до 35 лет развитие мозговое идёт, дальше им лучше сидеть дома и воспитывать всех, кто воспитывается, то есть близких.
я, конечно, оспорила сие утверждение, но он с лёгкостью доказал мне обратное, мол, если вы, Светлана, сейчас повторите то, что услышали на сегодняшних лекциях(а лекции длились 6 часов) я возьму свои слова обратно. я опустила голову и побрела домой.
на лекциях Родзинский не считывает с листа, а всё гутарит по памяти. я следила за ним по его же книге, которую он после любезно подписал, оформив текст теплыми фразами, из-за чего у меня с мужем случился скандал.
что, просто все говорит точно как в книге??? Для этого большого развития мозга не надобно, усидчивость и терпение дабы выучить наизусть.
он также религоведение преподавал....
о каждой(!) религии поведал нам много интересного.
Библию, от которой так здесь открещиваются, он знает вдоль и попереёк, а также Коран. а также Талмуд...
про Будду рассказывал...про индуизм, а также про суннитов, шиитов и хариджитов. как будто на иностранном языке говорил.
вы думаете, человек его национальности -это кто-то заурядный?
нет-нет и нет.
поскльку я не пророк и не профессор.
Мне не интересно, когда говорят цитатами и чужими словами..Но я,кажется, уже писала об этом...
товарищи, которые продают галёноподобные или психотропные вещества, могут долго и нудно рассказывать, какие из них вызывают те или иные галлюцинации.
также галлюцинации посещают душевнобольных...
соматика у них вроде в норме и кровь нормально функционирует, а вот головёнка побаливает.
суицидники просто помешаны на том, чтобы лишить себя жизни, а люди с тяжкими заболеваниями призывают смерть, как спасение.
Или же глупость и "ура-героизм", что одно и то же... Ну, знаешь, отсутствие мозгов - тоже, по сути, заболевание...
это хуже намного.
человек ОДЕРЖИМ идеей(опять повторяюсь) самоубиться, эта идея перерастает в маниакальность по отношению к собственной жизни.
не спорь со мной, пожалуйста.
если подобные люди попадают в психлечебницу, их оттуда как можно дольше не выпускают.
а депрессятники, навроде меня, живут себе в обществе и ноют о том, что всё плохо и гадко)
Не надо говорить за всех. Очень многие люди относятся к смерти достаточно философски, особенно люди, пожившие и повидавшие на своем веку немало... На счет больно- тоже- совсем не обязательно.
Умирать, разумеется нормальный человек не хочет, но это вполне объяснимо- здесь привычно, здесь те, кого мы любим,а что нас ждет там, все таки никто не знает наверняка.
Именно поэтому
Извини, нет ни одного подтверждения этому.,Человечество и человеческая жизнь , можно допустить, создана,как прохождение некого уровня- если говорить компьютерным языком- тут- в нашем измеренни, на нашей земле. Dальше- другие уровни- о котоых мы не знаем, но опять же- по законам мироздания привычного нам можно допустить это поскольку ничто не исчезает бесследно..И снова- нам это знать не дано по определенной причине и предположений можно строить великое множество Но люди, такие как мы, на вот этой самой земле никогда не жили вечно и никогда вечно жить не будут.
А взрывать горы и реки вспять поварачивать- это вообще то прогресс называется.А от него только "Все плохо- все плохо"
Ой, я толже так думала, когда мне было лет 6-7. Я тогда любила читать сказки про принцесс и смотреть фильм про Д’артаньяна. Мне тоже нравился 18 век, потому что я думала, что тогда все были принцессами, гуляющими по цветущим садам.
На Востоке иначе. Там философски подходят к вопросу смерти и начинают готовиться заблаговременно. Смерть для них - это не страх, а скорее, печаль.
У каких-то народов похороны проходят в песнях и плясках.
Так что утверждение о всеобщем страхе перед смертью как бы опрометчиво.
О Вавилоне пророчески говорилось: "Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там" (Исайя 13:20)Как видно, в пророчестве говорится не только о падении Вавилона, но и о том, что этот город навсегда останется в запустении. И сегодня в этом легко убедиться. Развалины древнего Вавилона (в 80 км. к югу от Багдада, Ирак) ярко свидетельствуют об исполнении слов Бога, Который объявил через пророка Исайю: "Вымету его метлою истребительною" (Исайя 14:22, 23). Если Он в прошлом всегда исполнял Свои обещания, то что ил кто может помешать исполнению обещанного на будущее - уже наше.
сколько же в вас талантов;)
это всё из-за моего противного характера.
это очень метафорично, под этим можно понимать разное. В принципе, и Библия сама по себе полна метафор. Поэтому ее и воспринимать можно как угодно, каждый раз находя новые интерпритации.
там не будет времени, болезней, старости, глупостей, дуростей, убийств и суицидов, и пр....здесь всё подчинено перечисленному.
особенно времени.
так исстрадаться можно.
у Него чрезвычайно крутой нрав.
Страдал Христос, да и Тот ушёл к Отцу, испивши до дна чашу наших грехов.
теперь, дорогая, страдаем мы за то, что сотворили однажды на Голгофе.
убить Сына Бога-это бросок вызова самому Создателю...
что ж, Он не медлит с ответным ударом и правильно делает.
на всё Его Божья воля.
Это тоже... "Кто видел меня, тот видел и Отца"... "Бог есть Любовь" - ну это сказано для нас с тобой, или просто для сотрясения воздуха? Бог есть Любовь и Кротость, Сын - полное отражение Своего Отца! "Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный" (Исход 34:6).
Или Бог у нас уже на земле живет?
Кошмар..Ты меня прости, но это уже откровенное мракобесие, . Ты бы хоть логику включила...Идеальное СОвершенство и Всемогущее существо давно могло бы все это изменить, если бы захотело. Видимо не сильно ему это надо,как и справедливость во всем мире.
ваших знаний я пока что не обнаружила.
кто вы по образованию?
инженер, фармацевт или физик-ядерщик? но, может, вы-психолог, Наташа...здесь я могу поставить точек очень много, но не буду.
допустим, что вы - физик-ядерщик(дипломированный, естественно) и я, изучающая теологию, или Анна, изучающая её же, начнём вдруг доказывать вам что-нибудь такое о ядре и его расщеплении, и пр.,доказывать что-то неправильно и настаивать на этом.
что вы подумаете о нас тогда?
вы хотя бы должны быть в теме, если хотите говорить на тему Бога и всего, что с Ним связано.
Я читаю на ночь другие, более серьезные сказки, поэтому как , или еще кто-то - неважно, считаю, что знания любого предмета, это прежде всего логика, ясность изложения, доказательства и факты, а не наитие и ОБС. Вы даже между собой договориться не можете "как это было", и тут же пытаетесь что-либо доказать, навязать, я бы сказала.
еще раз перечитала отрывок из статьи, который вы привели из учебника психофизиологии и не пойму к чему вообще здесь вся эта теологическая дискуссия привязана? Извините за резкость.
по поводу "одна бабка сказала"...
учеников Христа навряд ли можно сравнить с бабками...один из них, уже последователь, апостол Павел-философ, римский гражданин, наоборот просит нас в своих библейских посланиях бабьих басен избегать.
вы праве не читать то, что здесь пишется, не отвечать и не обращать на это внимание.
почитайте правила Джулии.
п.с. вы не ответили, кто вы по профессии.
но упомянули о логике...
вы, всё же, дипломированный психолог, Наташа?
нет, я не психолог, но мне приятно, что вы так подумали Я дипломированный лингвист.
память у неё, что глубокое озеро даже в 62 года. мне остаётся только завидовать ей по-хорошему.
насчёт меня..на данный момент изучаю русский, в школе учила немецкий, в универе почему-то английский впаяли, пришлось и его учить..нравится его звучание, а вот с грамматикой полный завал у меня.
кстати, человек в совершенстве может знать только свой язык, на котором говорил с детства и который слышал от своих родителей, остальные языки -с пятое на десятое) если он, конечно, не полиглот, который влёгкую знает 52 языка и готов к изучению еще 52.
в своей жизни я встречала мужчину(знакомый моего мужа), который говорит на 26 языках мира. он жалуется, что этого так мало ему и постоянно посещает конференции международные, летает в зарубежные страны, чтобы опыта поднабараться.
крепко значит знаешь то, что знаешь.
ну, не даны мне другие или
лентяйка, что скорее всего.
две мои младшие сестры на последнем курсе лингвистического.
а мне поздновато для других языков....к тому же, столько псих.инфы шпарят на основных предметах, что волосы дыбом у меня, и сон напрочь теряется.
обучаюсь я на вечернем и на бюджетном, приходится соответствовать и оправдывать доверие государства всеми силами(здесь немного кривлю душой, так надоедают всякие теоремы и опровергнутые гипотезы, которые надо знать, что сил не так уж много прилагаю для этого).
а вот творчество, которое примешивается ко всему этому, хочет как можно больше усложнить мне задачу. занимаюсь в свободное от учёбы время им и еще раз им.
очень интересуюсь взаимоотношениями между людьми, но в учебниках так мало написано об этом, приходится добирать на стороне- в метро или на базаре, ну, или хотя бы у поддъезда, где бульки толкуют.
О, да, тут вы правы! Лучшее изучение взаимоотношений медлду людьми это практика, живые истории!
когда молятся праведные люди, Он присутствует среди них.
не только на суше живёт Бог, но и под ней...
Бог везде.
логика здесь не работает, здесь нужно включать наитие, но оно даётся не всем и каждому, так же, как и спасение...только тем(речь о спасении) кого Бог избрал и предопределил.
по поводу жалоб...я- человек и мне присущи слабости в виде нытья.
ныть мне никто не запретит)
но, к сожалению, я часто у нываю...
на днях мне одна из младших сестёр сказала, что я постарела, я чуть со стула не упала от неожиданности, а потом, когда она попросила меня и еще двух моих и её сестёр уйти из картиры, которую она снимает, мне было не до веселья.
да и мамочку когда вижу после большого промежутка времени, я унываю...
даже папа и тот сдаёт...
чисто по-человечески тяжело это видеть, когда родители стареют.
когда я возвращалась в Московию, я плакала, ну, не всю дорогу, ибо ехать аж 1200 км, до Москвы.
если честно, вот и сейчас слёзоточу сижу, когда пишу этот коммент вам.
вопреки всякой логике солнце над этой планетой светит для злых и добрых, и дождь орошает огороды и делянки хмурых и позитивных людей, а смертельно-больные люди вдруг полностью выздоравливают...
Почему же настоящий Логик, Лингвист, Психолог и Судья в Трёх Лицах поступает так?
надо бы подумать, друзья.
увы
Я думаю солнце и дождь, снег, наша планета - это часть космоса, а он очень даже логичен и упорядочен. Кому интересно, спросите у специалистов астрономов. еще есть в ВВС очень хороший документальный сериал о космосе. Так и называется "Космос".
а если и наплевать, то плюёт природа сугубо туда, куда ей укажут.
в новостях(реальных ужастиках) нам взахлёб об том каждый день болтают.
среди них(человеческих родителях) знаете какие есть справедливые по отношению к своим чадам...
нам с вами даже и не снилось...
вы сами привели пример такой мамы, качающей пресс и малютки, покорно ожидающей эту маму.
мои родители -тоже из той категории родителей, которые были по отношению к нам, своим дочкам, справедливы и любвеобильны.
но мы, их дочки, каждая по очереди морально плюнули им в лицо...
а после наши дочкинские жизни перекорёжило так, что не передать словами.
а в чем это выражалось, если не секрет? Мне кажется, вы преувеличиваете
Я привела этот пример как исключение и анормальное поведение ребенка 2хлет. Из этого следует либо ребенок воспитывается в семье запугиваниями, жесткими наказаниями, лишениями "если будешь баловаться". Ребенок в этом возрасте двигается и лезет куда-нибудь все время, не потому что он хочет навредить и поломать, а потому что он хочет узнать как устроен мир.
Вы считаете, что неудачи и провалы в жизни это наказание за плохое отношение к родителям. Отнють. Никакой связи нет. В наших нудачах и провалах, в неустроенной жизни нужно винить только себя - отсутствие здравого смысла, лень, отсутствие опыта и поенебрежение советами знающих и любящих тебя людей.
разве вы не проходили предмет религиоведения?
вы случайно не ганешу имеете в виду?)
идола со слоновьей головой
а к тапкам джулианок я притерпелась ужо.
давненько ж здесь нахожусь.
там столько о "милосердии" написано Божием и о "человеколюбии"...
да и потом, как тебе слова Христа, чтобы мы плакали о себе и о детях наших...как думаешь, почему Он сказал не смейтесь, а плачьте?
а вот это: "Чем ближе скорбь, тем ближе Бог?"
или это: "Мне отмщение, Я воздам,- говорит Господь"
или другое: "Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его, я никогда не знал вас!"
знаешь, Кому принадлежат эти слова?
п.с. не торопись со словами "ересь" и "трагическая случайность".
знать Писание и понимать его- не одно и то же.
"Господь великодушен и милосерден, Медлен на гнев и велик в любящей доброте. Господь добр ко всем, И Его милость - над всеми Его делами" (Пс. 145:8,9) "Господь поддерживает всех падающих, И поднимает всех согнувшихся" (Пс. 145:14)
"Он исцеляет сокрушённых сердцем и перевязывает их раны" (Пс. 147:3)
а не всех подряд.
отлично написано. тебе бы проповеди читать.
не товарищи ли иеговисты?
если оне, то беги от них подальше, Аня.
пожалуйста, береги себя, дорогая...
что с тебя взять, если у тебя нет денег, как и у меня...
а представь вдруг, если бы они у тебя были, вот представь...
твои спорщицы сразу сделались бы другими...
я бы таким спорщицам в ответ на их "отдайте, всё шо есть у вас как бы во имя Христа", (которому и даром не нужны земные сокровища)спорщицам накостыляла я бы по мордасам Библией, от всей души бы, Аня...
спорить им бы со мной не захотелось больше.
ну, а муж мой бы присоединился, подключив словарь арго и не только.
беспокоюсь
не надо, Анюта.
я давно не верю в такие добровольности.
конечно, с досадой, а ты думала...
Христос учил и спасал и богатых, и бедных...
конечно, ты можешь привести мне в пример то, как Он однажды сказал богатому юноше, мол, одного не достаёт тебе...
НО
не забывай, пожалуйста, что является корнем ВСЕХ зол...
мы- всего лишь люди и быстрёхонько примазываемся к деньгам и прочим материальным ценностям.
кроме того, и Библии не написано, что Христос сорил деньгами и разбрасывался ими или отбирал у кого-то квартиры...Он творил чудеса...
какие чудеса могут сотворить товарищи "говисты", помимо того, чтобы вызубрить Писание(знаешь, сколько людей знают Писание на зубок, а вытворяют кто знает что) вызубрить и материально обобрать ПРОСТЫХ, а богатых людей "говистам " просто так не обобрать, они(богатыИ) сами кого хочешь оби(е)рут так, что мама не горюй.
Хотя Рай нужно заслужить.)
это другой вопрос.
вместе с ангельскими хорами поют и поклоняются Богу.
а зачем нужно тело, которое подвержено болячкам? душ будет достаточно.
п.с. просьба не отписываться под комментами такого плана о том, что это бред или сказка, или фентези...
ведь за каждое слово мы несём ответственность, верим ли мы Богу или не верим.
"незнание закона не освобождает от ответственности"
Все таки, хочется надеяться, что Бог более разумное существо, и найдет более полезное занятие для своих поклонников
В таком случае рай становится больше похожим на ад.
тело не только подвержено болячкам, благодаря телу мы видим, слышим музыку, прикасаемся, улыбаемся и смеемся, ощущаем вкусы, наслаждаемся радостями плотской любви, рождаем детей, можем ходить, плавать, дышим наконец! Для этого всего мне нужно мое тело, и уже из этого следует, что нам просто нужно бережно к нему относится и не умалять его значимость. И чем душа будет петь, если у нее нет рта, или есть все-таки?
как музыкант хочу сказать вам, что когда пою, то не чувсттвую как пролетает время.
мне кажется, что вы умышленно включаете какую-то детскость, задавая такие вопросы.
Как долго вы можете петь при этом получая удовольствие и не считая пение работой или даже пыткой? Ведь любое, даже очень приятное занятие может стать пыткой, все упирается во временные рамки.
Ни в коем случае! Просто будучи по натуре человеком любопытным и с воображением, я пытаюсь понять как? То есть, в моем понимании, для того чтобы петь нужен по меньшей мере рот или голосовые связки, которые вибрируют и поэтому издают звук. А как без этого петь? Я человек материальный и практичный. Это для меня кажется наивным и детским предполагать, что Это как на фресках Микеланджелло?
(1Кор.15:48-53) "Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного."
1. Не будет зла, войн, преступности, насилия. "Не станет нечестивого. А кроткие наследуют землю" (Пс. 37:10,11). Бог "прекратит брани (войны) до края земли" и на ней воцарится мир (Ис. 2:4). Тогда "процветёт праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна", а она пребудет вечно! (Пс. 72:7)
2. Служители Бога будут жить в безмятежности. Пока древние израильтяне слушались Бога, их жизни ничего не угрожало. (Левит 25:18,19). В Раю на Земле также будет царить мир.
3. Больше не будет голода. "Будет обилие хлеба на земле, наверху гор" (Пс. 72:16). Бог благословит праведных людей и земля даст "плод свой" (Пс. 67:7)
4. Вся земля станет раем. Уютные новые дома и благоухающие сады будут украшать землю, которую сегодня губят грешные люди (Ис. 65:21 - 24, Отк. 11:1. Со временем вся земля станет такой же прекрасной и цветущей, как Эдемский сад. Бог будет неустанно открывать руку свою и насыщать всех живущих по их желанию (Пс. 145:16)
5. Люди и животные будут жить в мире. Дикие и домашние животные будут пастись вместе. Даже детям не нужно будет бояться тех животных, которые сейчас считаются опасными (Ис. 11:6 -9)
6. Не будет болезней. когда Иисус жил на земле, Он исцелял многих людей. Как Правитель Божьего небесного Царства, Иисус совершит ещё большее чудо: Он похаботится о том, чтобы ВСЕ люди стали здоровыми (Матф. 9:35, Марка 1:40 - 42, Иоанна 5:5 - 9). Тогда "ни один из жителей не скажет "я болен" (Ис. 33:24, 35:5, 6)
7. Наши умершие близкие будут воскрешены и смогут жить вечно. Бог вернёт к жизни всех, кто уснул смертным сном, но остался в Его памяти. "Будет воскрешение праведных и неправедных" (Деяния 24:15, Иоанна 5:28, 29).
и Суд, после которого разойдутся те и эти по разные стороны навсегда.
Мне ваши слова напомнили один очень хороший роман Жосе Сарамаго "Перебои в смерти". Там как раз ситуация о жизни без смерти описывается
навряд ли, живущие в ней(в чудесной стране) ужасаются по поводу отсутствия скорбей, связанных с погребением и пр.
о мухах и бактериях тоже вряд ли задумываются.
Мы живем на своей планете и надо уметь принимать законы ее мироздания, то что происхпдит " где то", нам знать не дано, и, думаю, не зря эти знания нам не открываются.....
знаете, так бывает, что человек сам не подозревает о том, что верит в Бога)
вы горделивы почему-то, Инна...
это не есть хорошо.
вы всё о логике, да и Бог у вас в кавычках...
логика тоже не даётся женщинам, спросите у Уакиева Валериана Савировича, он вам четко всё разложит по полочкам. не-да-но, говорит он, всем дамам не дана та логика, в которой легко разбираются мужчины.
подпишусь под каждым его словом.
он вращается в мужском окружении чаще. с педагогами беседует, доискивается до правды.
взирая же на наши непонимающие физиономии, откровенно скучает, не забывая при этом как бы надменно вздёргивать брови.
моего мужа не обгОните, Инна. уж поверьте мне.
кстати, еще один нюанс- мне кажется, что в вас присутствует дух феминизма. хорошо это или плохо, не знаю.
во мне тоже он присутствует, поэтому я с мужем слабо уживаюсь.
чихать мне на его логику, знание экономики и словаря арго, если в ответ на мою просьбу я слышу: "Я работаю, тебе этого никогда не понять. иди в лес."
По поводу феминизма- не знаю, не скажу,как то не здумывалась на эту тему в отношении себя....я с мужем прекрасно уживаюсь, правда и он никогда не позволит в ответ на мою просьбу послать меня в лес. Но опять же...если он занят я стараюсь не лезть к нему без особой нужды,,Мне кажется тут дело не в феменизме,а во взаимоуважении
в основном умирают долго и нудно, либо внезапно в расцвете сил и переспектив.
вы смотрите новости, смотрите, что происходит в мире?
люди гибнут массово, не доживая до 70-80 лет, как вроде бы положено...а умирают в 1,2, 3,....26, 27, 28...33, 37(числовой ряд весьма разнообразен)...сгорают в рухнувших боингах,во врезавшихся друг в друга поездах, гибнут на дорогах, те же цунами и торнадо сколько бед понаделали.
наш эколог-биолог-антрополог Рыбалов(учёный до мозга костей), забодавший и себя и нас своими рассказами о раскопках и великих африканских разломах, о Люське(так он её называет), найденной в разломе кто знает когда, о происхождении человека от обезьяны, о теплых и холодных течениях и т.д. и тот об апокалипсисе говорит...
под словом "апокалипсис" можно понимать разное. Это слово обозначает "конец света". А каким олбразом это может произойти и кто мли что будет виновником этого, вот в чем вопрос...
о чём там написано...
откровенно и доходчиво о том, что всем, не верящим Богу,- труба.
да и делающим вид, что верят Богу, но по сути являющимся волками в овечьих шкурах..им особенно будет "здорово"
представь, вечная веснаааа, радость и милость без конца... и всё даром...
в столице много как раз-таки супер-спешащих водителей и таких же пешеходов.
что получается, можно чётко увидеть то тут, то там.
я и сама несколько раз спешила и чуть не доспешилась.
Это понятно, что мертвым уже ничего не нужно, но почему мы храним фотографии тех людей, бабушек, дедушек, которые умерли, мы смотрим на них и вспоминаем, мы их показываем внукам, наверное так и с прахом. Почему же тогда люди ходят на кладбища, почему кладбища вообще существуют? Зачкм ставить кресты и оградки, если все уже кончено? В вашей религии как поступают с умершими?
Тот, кто из камней создаёт хлеба, а животным разверзает уста(в случае с валаамской ослицей)
да и потом, помнишь, как было сказано Христом: "Оставьте мертвецам хоронить их мертвецов"
по-моему, ёмко и понятно сказано.
знаю умру не то что бы страха нет, но и особой паники, но вот почему то терзает одно, не хочу быть захороненной, не хочу, что бы к моим костям и гниющему мясу приходили родные...почему нет кремации в Казахстане?
Я за кремацию, но...
В последние часы жизни умирающего рядом с ним находились его родственники, близкие люди. Перед смертью мужчина должен был отдать необходимые распоряжения: выделить скот, жертвуемый во искупление грехов и упущений в молитвах, назначить наследника, разделить имущество. Завещание оглашалось, а иногда записывалось в присутствии муллы, аксакалов и родственников. Жена вместе с детьми и другими женщинами находится в юрте умирающего. Но пока не стали заметными очевидные признаки приближающейся смерти, плача женщин почти не было слышно. Жена должна была сидеть совершенно тихо и не плакать.
Преждевременные крики, слезы, причитания, по-видимому, были способны повлиять на естественный ход событий, в данном случае не ускорить смерть, а помешать умирающему человеку: задержать смерть и продлить агонию. Плач над умирающим не одобряется и шариатом. Первая женщина, заметившая момент смерти, возвещала об этом громким выкриком. Жена и близкие родственницы неистовствовали: рвали на себе волосы, царапали лицо, грудь, выкрикивали бессвязные слова. Вдова умершего издавала нечленораздельные крики, пыталась выбежать из юрты, на месте ее удерживали три-четыре человека. Остальные женщины плакали, поочередно бросались на грудь друг другу и причитали. Вдова начинала причитать только после того, как утихнет первый взрыв эмоций. Причитания прерывались выкриками, возгласами и плачем, в промежутках между причитаниями женщины выли и стонали без слов.
Мужчины вели себя иначе. Первый заметивший признаки смерти мужчина должен был прочесть молитву — одну из сур Корана, обычно Йа син («Действительно, Мы оживим мертвых...»), остальные следовали его примеру. И только после этого и среди мужчин «начинался плач, объятия и причитания».
Как правило, между смертью человека и погребением его тела проходило два-три дня. Эти дни, пока тело умершего не было предано земле, оказывались наиболее нагруженными запретами и рекомендациями в поведении вдовы и ближайших родственников покойного.
Похоронный обряд у казахов состоит из нескольких этапов. Первый этап похоронного обряда связан с подготовкой умершего к похоронам. В него входит обмывание тела умершего. В обряде принимали участие пять-семь человек - это близкий родственник умершего и по одному представителю от родовых групп. Обычно если умерший человек был мужчиной - то его обмывали мужчины, если женщиной - женщины. В обряде обмывания не могли принимать участие дети умершего. Во время обмывания родственник умершего лил воду на тело умершего от головы к ногам, остальные участники обмывания обмотав руки кусками белой ткани и, стоя по обе стороны, обтирали покойного. Сначала обмывали голову, рот, нос, правую кисть руки, затем левую кисть, правую ступню, левую ступню, правую лопатку, левую лопатку и все тело. Куски ткани или специальные мешочки – рукавицы для обмывания закапывали вблизи от могилы, поскольку они считались ритуально нечистыми, возможным объектом магического нанесения вреда со стороны умершего. Обмывание заканчивалось, когда родственник покойного, ливший воду, считал тело ритуально чистым.
После обмывания тело обряжали в акырет, который мулла выкраивал из белой материи. В данном случае мулла выполнял обязанность, не свойственную священнослужителям ислама. Акырет обычно должны готовить родственники. . Мужской акырет кроится следующим образом: прямоугольный кусок материи должен соответствовать в длину расстоянию от плеч до колен покойного. По сгибу и от него посередине верхнего полотнища делают разрез для головы. Это часть акырета – жейде (рубаха). Другим куском ткани обворачивали ноги, на голову из такой же ткани накручивали чалму. Женский акырет состоял из нескольких узких полотниц.
Одетое в акырет тело клали на табыт, который обычно хранился в мечети. Покойника на табыт мог положить любой из мужчин, покойницу должен был класть или брат или отец или дядя по матери, но не муж, который после смерти жены считался посторонним. Если никого из родственников не было, покойницу укладывал на табыт пожилой мужчина. Одетого в акырет покойного обворачивали в ковер или палас, перевязывая в трех местах.
После облачения проходил обряд – чтение муллой молитвы с целью искупления грехов покойного, который добровольно принимал на себя один из присутствующих или сам мулла.
Для совершения мусульманской панихиды (жаназа) тело, как правило, выносили на улицу, на тихое место, освещенное солнцем, или в этом же помещении, в котором одевали и обряжали покойного. «Жаназа» - одна из последних почестей, оказываемых умершему. После панихиды (жаназа), которую служил имам-мулла, тело перевозили на кладбище.
Второй этап похоронного обярда – это погребальная церемония. Следуя предписаниям ислама, на кладбище идут только мужчины, женщины не принимают участия в церемонии погребения независимо от того, хоронят мужчину или женщину. Тем не менее для XIX века есть свидетельства об участии казахских вдов в церемонии погребения мужа: «...потом несут его к могиле, в сопровождении плачущих жен и шеста с черным платком» (Терещенко). Сходные сведения можно обнаружить в работах А.И. Левшина, В.В. Радлова и М. Лаврова: «…везут его на верблюде к могиле в сопровождении родственников и плачущих женщин, с навязанным на длинном шесте черным платком вместо знамени»; «...женщины с воем и криками... провожают усопшего до самой могилы» ; «Женщины идут сзади покойника, оглашая воздух плачем и воплями...» . Во время похорон султана Дарма-Сырыма его тело, водруженное на верблюда, до самой могилы сопровождали «жены, дочери и служительницы, певшие печальные песни» .
Среди мусульман широко распространены представления, связанные с магической силой могильной земли. Землю разводили в воде и пили, считалось, что это способствует «успокоению сердца» . Родственники умершего незаметно брали с могилы немного земли и ссыпали ее на чадру овдовевшей, чтобы она «остыла», перестала истязать себя, стала безразличной и охладевшей ко всему. По традиционным представлениям казахов, схожими функциями «успокоения» обладала вода, оставшаяся после обмывания покойного. Во время выноса тела исступленным горем женщинам старухи брызгали в лицо холодной водой из чашечек и приговаривали: «Учук, учук». «Учук» у казахов — это название всякой незначительной болезни, которая лечится опрыскиванием холодной водой. По видимому, тоска по умершему рассматривалась как разновидность болезни, но вполне излечимой. Смывание смертной тоски водой как достаточно распространенный метод избавления от нее, как средство отчуждения вдовы от умершего мужа зафиксировано в традиционной обрядовой практике у разных народов.
На кладбище умершего клали на южную сторону могильной ямы. Четверо мулл располагались по краям могилы, пятый – молда – становился у головы покойного. Затем развязывали ковер (палас), 3 человека, представлявшие разные родовые группы, спускались в могилу и принимали тело, опускаемое на тесьме или полотенце, которые ими забирались. Имам читал при этом молитву «положение в могилу» - кабыр садака (буквально «милостыня могиле»), затем муллы по очереди произносили соответствующие суры Корана.
У казахов было известно два варианта погребения: север-юг, запад-восток. Перед прочтением заупокойной молитвы (жаназа) всем почетным гостям предписывались дорогие подарки (жол), а также деньги. Помимо подарков, присутствовавшим раздавали и лоскутки ткани (жыртыс) в качестве подарка покойного за участие в его проводах на тот свет.
Непосредственным участникам похоронной процессии «жыртыс» давали на кладбище, где и разрезами отрезы ткани на небольшие кусочки. Казахи, как и другие народы Средней Азии, стремились похоронить человека на его родовом кладбище, рядом с родственниками и предками.
Третий этап похоронного обряда – это поминальный обряд. Поминальный обряд у казахов проходит на 3,7,40,100 дней и через год.Эти числа составляют традиционный набор, в целом общий для тюркских народов и применяющийся для структурирования различных процессов. В погребально-поминальной обрядности седьмой, сороковой день, год отмечены не только собственно поминанием покойного, но и другими значимыми событиями. За сорок дней, по поверьям казахов, мясо человека отделяется от костей, на седьмой день после погребения у покойного выпадают волосы, на сороковой день — зубы, а к концу года высыхают его кости. Трапеза конакасы всегда проводилась в юрте соседей или родственников и никогда в юрте покойного. Еще до момента смерти из помещения, где находился покойный, выносили все продукты и утварь. Это было связано с представлениями, согласно которым в момент кончины Смерть (ангел Азраил) режет человека как животное. Кровь умирающего доходит до половины стен помещения, затопляет находящиеся там вещи, пищу, утварь. Поэтому, по мнению самих казахов, считалось грехом есть пищу, оставшуюся в юрте умершего. Если почему-либо в момент смерти в помещении оставались продукты и посуда, то продукты выбрасывали, а посуду тщательно мыли или же разбивали и выбрасывали.
Сорок дней в юрте покойного горели светильники или свечи, которые зажигали вдова или дочь умершего, а в случае их отсутствия — сыновья покойного. Светильники зажигали на закате солнца и ставили в передней части юрты, у правой стороны от порога. Полагали, что «до сорока дней дух умершего посещает свою юрту... для того каждый день до зажжения свечи в сумерки отворяют дверь, наполняют одну чашку кумысом и в дверях постилают белую кошму, готовят прием для покойника» . В этом контексте интересно, что до наших дней временный памятник на могиле устанавливается не позже, чем через сорок дней после смерти погребенного (стационарный памятник устанавливают обычно на годовщину). Пожилые люди объясняют эту традицию тем, что к этому времени родственники умершего должны поставить на месте погребения «стационарное жилище» для покойного, так как его душа уже окончательно покидает свой дом.
Сам поминальный обряд является продолжением похоронного. Интенсивность проведения общественных поминовений умершего понижалась по мере удаления от дня похорон. Основной акцент переносился на обязательные каждодневные оплакивания покойного домашними: женами, матерью, дочерьми. Эти оплакивания, как уже говорилось, продолжались до окончания годового траура. После этого поминание и оплакивание умершего меняли свой характер и происходили только в строго определенные календарной обрядностью дни, когда покойного поминали не персонально, а уже вместе с другими умершими родственниками. Днями поминовения, освященными мусульманской традицией, считались пятница и религиозные праздники: ораза-айт и курбан-айт.
Годовые поминки (ас-угощение, жылы-годовщина) были главным и завершающим обрядом поминального цикла. На них семья покойного, в соответствии со своими возможностями, приглашала большое число гостей. «Ас» требовал больших расходов и хорошей организации. Определялось количество гостей, юрт, главных мясных блюд, сроки доения кобыл. Окрестное население о предстоящих годовых поминках извещалось за два месяца до тризны, чтобы люди смогли подготовить коней для участия в скачках.
Приезжие, прежде всего, заходили в «черную» (трудную) юрту, где в обрядовом одеянии находились женщины и девушки, оплакивающие покойного родича. Поминая умершего, читая Коран и благословляя угощение, приезжие направлялись в юрты, предназначенные для гостей. Там им подавали кумыс, чай, ащак, асбудничную еду. За день основного действия устраивали конные скачки. На второй день резали жертвенный скот. Ас продолжался день, два, а великие празднества – три дня подряд. Пышные, обильные асы могли устраивать только богатые, состоятельные люди. Весь год продолжалось жоктац (оплакивание). У казахов оплакивание покойного происходило в форме траурной печальной песни, которые сочиняли акыны или близкие родственники умершего. После годовщины со дня смерти и поминального аса сваты умершего, родственники, родные, аульчане приглашали к себе домой семью усопшего, выражая этим свое сочувствие и предлагая помощь.
По обычаю предков родственники умершего специально ехали выразить соболезнование по поводу кончины и совершить обычай «бата» (молитвы), что является знаком уважения и внимания.
Ас старались провести в конце лета или в начале осени — когда скот был жирный; поэтому поминки нередко проводились раньше положенного годичного срока. Они продолжались неделю, а иногда и больше. Юрты на время поминок устанавливали полукругом, перпендикулярно линиям ям, выкопанных для котлов. В середине полукруга дверью на юг ставилась юрта покойного с траурным симво- лом — флагом (каралы ту). Иногда в юрте покойного вывешивали его одежду, кольчугу, оружие. Прибывшие гости размещались строго в соответствии с родом, каждый отдельный род занимал отдельную юрту или несколько юрт . Для байбише и младших жен покойного ставились отдельные юрты, в которых те находились во время всего аса. Женщины, прибывшие на поминки, располагались отдельно от мужчин, чаще всего в юртах младших жен покойного. Если у умершего была только одна жена, то женщины собирались в ее юрте, причем если по числу прибывших женщин эта юрта оказывалась мала, к ней пристраивали по мере надобности еще юрты, которые представляли из себя одно целое с пер- вой и выглядели как ряд комнат, или ставили еще несколько отдельных юрт. Обычно старшая жена покойного сидела на хозяйском месте, а младшие жены — на женской половине юрты. Женщин угощали кумысом, но по обычаю разливала его не вдова, хозяйка дома, а ее ближайшая родственница. Юрта покойного делилась на две части: открытая предназначалась для вдовы и старших женщин, закрытая, за перегородкой, — для молодых женщин и девушек. После прочтения муллой краткой молитвы вдова покойного поворачивалась лицом к решетке юрты, накидывала на себя халат и начинала причитать по покойному.
Во время аса вдова не должна была покидать свою юрту. Вдова встречалась с прибывшими гостями только тогда, когда они заходили в юрту поздороваться с семьей покойного и прочесть молитву за упокоение души умершего. При входе в юрту родственников или почетных гостей плакальщицы, покрыв вдову белым покрывалом, подводили ее к прибывшим и показывали место в юрте, где скончался ее муж. Не все женщины постоянно находились рядом с вдовой, а только близкие родственницы и плакальщицы. Остальные женщины и девушки, прибывшие на ас, принимали участие в празднике, встречались друг с другом в женских юртах, присутствовали на представлениях и состязаниях, но не на байге (скачках), так как присутствие на подобных зрелищах считалось для женщин предосудительным.
Когда с вдовы снимали траурные одежды, она сопротивлялась, плакала, причитала по покойному. Но, несмотря на это, женщины снимали с нее траурную одежду и уговаривали перестать плакать, напоминая ей, что у нее остались дети, сын, который стал теперь хозяином дома, а следовательно, утрата замещена. Именно в этот момент впервые за весь период траура звучало напоминание о том, что потеря хозяина дома замещена его сыном, а вдова вновь может выйти замуж. Формально с этого времени сын покойного (или его опекун) вступал в права хозяина юрты. Женщины, окружающие вдову, обращались к ней со словами: «Не плачь ты, молодая, будет тебе плакать, хорошая молодуха. Ах ты, смерть, всегда людей разволнуешь! Теперь, молодуха, будет уже плакать, перестань... Много хороших людей умирало, и о них много также пели песен. Хотя и убедительно просили Бога, но ни разу мертвого Он не делал живым. Умирают цари, богатые, богатыри, большие и малые... Не плачь же больше!..» . Вдова переставала причитать и плакать. С этого времени в силу входил запрет на оплакивание покойного. Исключение составляли дни поминовения умерших, освященные традицией, когда причитания женщин на время возобновлялись.
Вот и кому верить?...
не хотелось бы пить воду с землей...бррррррр
Оставить свой комментарий