Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 56


Тест

Тест Обидчивы ли Вы?
Обидчивы ли Вы?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Бабочки: кто они - ангелы или демоны?

Бабочки: кто они - ангелы или демоны?

Яркокрылые, легкие, беззаботные — бабочки с древних времен завораживали человека. А разнообразные, почти мистические качества этого удивительного создания природы нашли отражение во множестве верований и мифов.
Но так ли они просты, эти легкокрылые красавцы?


Практически во всех мировых культурах можно найти образы бабочки-души. Легкость, невесомость, способность парить, беззащитность, хрупкость — эти свойства бабочки напрямую связывались со свойствами человеческой души, освобожденной от телесной оболочки.



Подобные представления были характерны как для примитивных африканских традиций, так и для высокоразвитых античных культур, они нашли отражение в народных верованиях древних славян и индейцев Мезоамерики, литературных памятниках средневековых Китая и Японии и в живописи раннего христианского периода. Словом, бабочка-душа — универсальный архетипический символ, встречающийся везде, где водятся эти загадочные существа.



Древние славяне верили, что душа, покидая тело, обращается в бабочку. Поэтому в течение сорока дней после смерти родственника люди старались даже ненароком не причинять вред бабочкам. В польском языке, например, до сих пор сохранилась пословица, в переводе означающая примерно следующее: «Не тронь мотылька, он и зла тебе не делает, и дедом твоим оказаться может». В некоторых районах России бабочек и сейчас называют «душками»: «Смотри, вон чья-то душка полетела!».

Представления о бабочке как воплощении человеческой души наиболее ярко выражены в древнегреческом мифе о Психее. Ее изображают молодой женщиной с крыльями бабочки.



По сюжету, Зевс освобождает Психею от смерти, восхищенный силой ее любви к Амуру. Так Психея становится символом бессмертия, воскресения, возрождения к новой жизни. Само имя героини — Психея — в переводе с греческого означает «душа». А наиболее популярным символическим отображением этого сюжета в искусстве были фрески, рисующие бабочку, которая вылетает к свету из погребального костра.

Крылатые демоны

Совсем иначе наши предки относились к ночным бабочкам и мотылькам. Это не души умерших, это — темные колдуньи, предвестницы скорой смерти. Их не трогали из страха перед нижним, темным миром. Особенный трепет вызывала бабочка «мертвая голова», которая одним внешним видом убедительно доказывает свое потустороннее происхождение.



С «темной» ипостасью бабочки связаны диалектные названия этого насекомого, распространенные на территориях проживания западных славян: diabel, čertica, ježibaba, mora, mara. У некоторых славянских народов в сказках и мифах встречается «вештица» — низший демон женского пола, умеющий отделять свою душу от тела во сне. Душа вештицы в образе бабочки творит по ночам разные безобразия: крадет у людей огонь, молоко, сосет кровь и даже может задушить. Чтобы наказать ведьму, ночью зажигали огонь и ждали, пока на него слетятся белые мотыльки. Если один из мотыльков обожжется, погибнет в открытом пламени, значит, и ведьма пострадала.

Кокон мира

Важнейшей особенностью бабочки, которая определяет большую часть сакральных представлений о ней, является способность к трансформации.

У древних славян метаморфозы бабочки ассоциировались с трансформацией человеческой души от рождения до смерти и далее, и шире — с общим принципом развития вселенной.

Жизненный цикл бабочки начинается с яйца. Яйцо — универсальный символ творения, начало начал. Из яйца выходит на белый свет личинка. Символически этот процесс можно соотнести с зарождением человеческого сознания, души — пока еще юной, спящей, неразвитой. Личинка развивается в гусеницу — воплощение всего мирского, бренного, низменного. Гусеница ведет довольно примитивный образ жизни: занимается бесконечным поиском пищи, ест, спит, растет. Но вскоре наступает важнейший для будущей бабочки этап — окукливание. Гусеница уходит от физического мира и его суеты. Внутри кокона нет света и звука, нет дыхания и нет помыслов. Есть только тьма и кажущееся бесконечным ожидание. Этот этап символически связан со смертью телесной оболочки души, переживаниями конца существования, конца мира и ожиданием перехода в новую ипостась.



И вот, наконец, происходит главное: стенки кокона прорываются — и на свет выходит преображенное существо, в котором нет ничего от прежнего, мирского, телесного. Прекрасная, почти бесплотная бабочка — это освобожденная, чистая, сияющая в своей первозданной красоте воскресшая душа.

Чувствуется что-то знакомое, не правда ли? Христианская парадигма бессмертия души легко обнаруживается в живой природе! Не удивительно, что образ бабочки, с жизни которой списана одна из центральных концепций величайшей религии мира, ярко отображен в материальной христианской культуре, особенно раннего периода. Бабочку можно увидеть и на иконах, изображающих Богоматерь с младенцем (обычно в руках маленького Христа), на христианских надгробиях романского периода вместе с черепами и другими символами смерти.

Мечта, любовь и солнце

На Древнем Востоке бабочек считали символом телесной любви. В Китае бабочка выступала своеобразным Купидоном — божеством, ответственным за супружеское счастье. В японском искусстве в образе бабочек иносказательно изображали гейш, молодых жриц любви.

Известный даосский мыслитель Чжуан Цзы рассказывает притчу о том, как молодой человек, погнавшийся за исключительно красивым мотыльком, случайно оказался во владениях бывшего императорского чиновника. Там он встретил красавицу, которая оказалась дочерью богатого чиновника, и полюбил ее с первого взгляда. Он понимал, что не может жениться на ней в силу скромного происхождения и маленького дохода. И тогда влюбленный молодой человек принял решение изменить свою жизнь, упорно трудиться и заработать право свататься к этой девушке. И ему это удалось: он достиг высокого чина, беспрестанно думая о возлюбленной, пошел к ее отцу и попросил ее руки. Чиновник ответил согласием. Так, пишет Чжуан Цзы, мимолетное увлечение (в данном случае — красотой полета бабочки) приводит к глубоким переменам в жизни. Бабочка, в начале притчи символизирующая легкомыслие героя, трансформируется в символ судьбы, счастливой предопределенности.



Своеобразное прочтение образа бабочки можно обнаружить в древних культурах Мезоамерики. Например, ацтеки почитали это существо, считая его посланником Солнца и символом животворного огня (вероятно, трепет крыльев бабочки напоминало им колышущиеся движение пламени). Изображение бабочки с обрубленными крыльями ученые относят к образу богини Итцпапалотл (темная богиня, "руки-лезвия" или "обсидиановая бабочка" - примеч.), собирающей на небесных звездах души женщин, умерших в родах.



В древних кельтских мифах также не обошлось без бабочек. Показателен в этом смысле ирландский сюжет о сватовстве к Этайн. Этайн, имеющая божественную природу, выходит замуж за бога Мидира. Но первая жена Мидира не может пережить появление соперницы. Она применяет черную магию и превращает Этайн в лужу воды. Мидир безутешен. Вскоре в этой луже зарождается отвратительный червь, которого Мидир хочет убить. Но вдруг червь превращается в прекрасную пурпурную бабочку, которая была «красивейшей в мире, с голосом и жужжанием слаще, чем песни волынок, рогов и арф, с глазами, сияющими, как драгоценные камни во тьме. Ее аромат утолял голод и жажду у того, вокруг кого она порхала, а капли росы с ее крыльев могли исцелить всякое страдание, болезнь или чуму у любого человека». В этой истории, как и в мифах самых разных народов, вновь прослеживается мотив чудесного воскрешения и преображения, наступающего после страданий и физической смерти. И вряд ли это простое совпадение.




Автор текста Марина ШУМАКОВА, oracle-today.ru


* * *

Панический страх перед такими хрупкими созданиями, как бабочки – это весьма загадочная фобия. И названий ей дают два: Лепидоптерофобия и Моттефобия, разделяя их небольшими различиями. Тяжесть фобии варьирует от легкого дискомфорта, до уверенности, что эти яркие насекомые плотоядны и жаждут обглодать какого-нибудь зеваку.
Но суть в том, что таким дивным недугом страдают не один-два уникума, а куда больше количество людей. Они даже создали несколько сайтов в Интернете для общения и взаимной поддержки...

Хотя, для их страхов, возможно, есть весомое основание.




Учёные поставили под сомнение утверждение о том, что все бабочки прекрасны. Они обнаружили неописанную никем ранее популяцию бабочек-вампиров в Сибири.

Специалисты Флоридского университета считают, что особи данного вида являются родственниками европейских бабочек, а именно совки василистниковой или ночного мотылька, питающегося соком. Именно те большие ночные мотыльки, слетающиеся в темноте на свет, не прочь полакомиться человеческой кровью. Рисунок на крыльях бабочек-кровососов совсем немного отличается от рисунка на крыльях их вегетарианских родственников.



Для проведения эксперимента учёным пришлось позволить бабочкам сесть на их ладони. Насекомые не хуже комаров пили человеческую кровь. Укол хоботка был ощутимо болезненный, ранка кровоточила долго, но зуд в месте укуса отсутствовал. Бабочки могут пить кровь до 30 минут, если им это позволить, конечно.

Примечательно, что только самцы пьют кровь, а самки питаются соком фруктов и растений.



Первоначальное открытие «вампиризма» бабочек зафиксировано в 2006 году энтомологом Флоридского университета Дженифер Заспел. Она отмечает, что данная (уже вторая открытая ей) популяция бабочек, пока официально пребывающая без названия, наглядно подтверждает эволюцию, и предполагает, что найден именно новый вид, судя по географии обнаружения новых бабочек, по окраске их крыльев, и, конечно, по их поведению.

Для подтверждения происхождения данных бабочек, учёные планируют проведение анализа ДНК и сравнение ДНК популяции бабочек-вампиров и их предполагаемых родственников. И если будет ясно, что действительно, травоядная бабочка эволюционировала в хищную, то данный вид позволит детально разобраться в этом процессе.



Возникает вопрос: зачем же бабочкам нужна кровь? Ведь, по утверждению специалистов техасского университета, изначально бабочки использовали хоботок для прокалывания фруктов. Учёные делают следующее, пока точно не установленное предположение. Самцы делятся с самкой во время спаривания солью, добытой из крови животного или человека.

Таким образом, они обеспечивают солью, точнее натрием, личинки бабочки, очень им необходимым для развития. В листьях, которыми питаются личинки, натрия практически нет. Свидетельств того, что самцы, употребляя кровь, продлевают себе жизнь, учёные найти не смогли.

А вскоре и финские ученые обнаружили, что распространившаяся в последнее время и в Эстонии бабочка-вампир может пить кровь человека и животных.



Каким именно образом калиптра василистниковая (лат. Calyptra thalictri) пьет кровь человека, впервые обнаружили в России, на Дальнем Востоке.

Лепидоптеролог (специалист по бабочкам) Владимир Кононенко, наблюдая за поведением бабочки, обратил внимание на то, что эти бабочки обычно пьют жидкость из глаз животных, но не исключано, что они могут прилетать и на запах крови, если, например, человек поранится.



Как и большинство бабочек, кровожадная ночная бабочка прилетает на свет и на запах красного вина, в которое добавлен сахар. Калиптра может быть переносчиком болезней.

Хоботок калиптры имеет присоски, чтобы прикрепляться к коже. Как правило, хоботок у бабочек предназначен для питья воды и сока растений. Но у самцов он видоизменен в жесткую складную соломинку с острым наконечником...



Кровопитие для этих бабочек стало возможным благодаря тому, что их предки перешли к питанию плотными плодами и развили твердый хоботок.


animal-hope.ru, bio.1september.ru



Полина Караваева   29 ноября 2014   5195 0 12  


Рейтинг: +7




Тэги: бабочка, феномен, легенда, кровосос, вампир, причуда природы, адаптация

Рубрика: Причуды природы





Комментарии:

smv_mars # 29 ноября 2014 года   +2  

интересно.
Полина Караваева # 29 ноября 2014 года   +3  
Спасибо, что нашли время прочесть))
smv_mars # 29 ноября 2014 года   +3  
у меня к бабочкам двойственное отношение, с одной стороны - бабочки, с другой, терпеть не могу гусениц )))
а пост действительно интересный.
Bestatyana # 29 ноября 2014 года   +3  
если сербы их назвали вештицами - ведуньями - колдуньями, значит что-то их заставило так относиться к ночным бабочкам? Так может поэтому - в нас заложено генетически двойственное отношение к непознанной красе?
smv_mars # 30 ноября 2014 года   +3  
может, но у меня это скорее подсознательно, чем осознанно.
Bestatyana # 29 ноября 2014 года   +2  
Успела просмотреть только картинки, но обязательно вернусь прочесть все! Спасибо за проделанную работу
Solaria # 30 ноября 2014 года   +2  
supperpupper # 30 ноября 2014 года   +3  
Ну вот... Сначала - красота, душа, возвышенные охи, а потом бумц - и носом к плинтусу. :о)))
Спасибо, интересно.
Полина Караваева # 30 ноября 2014 года   +2  
Это самое "носом к плинтусу" уже под конец случайно нашлось. Ну как же я могла пройти мимо?
Белка # 2 декабря 2014 года   +1  
Бедные бабочки! А они то и не знают что про них думают люди)) Здорово бы после смерти стать бабочкой и посмотреть на мир свысока))
Полина Караваева # 2 декабря 2014 года   +2  
...а тут, откуда ни возьмись, мальчишка с сачком и лупой... Нет уж, не надо.
Белка # 3 декабря 2014 года   +1  
всего одни сутки то))


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.