Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Каринское, вернее Арское ханство
Взяла из ВК
Ильдар Нафиков -Село Карино расположено в Слободском районе Кировской области, в красивой холмистой местности в междуречьи Вятки и Чепцы. Карино - самое северное поселение татар в мире. О времени появления Арских (или Каринских) князей ходят споры. Но можно ответственно заявить, что в конце 15 - начале 16 века Каринское княжество уже стояло средь холмов. К середине 16 века относятся и жалованные грамоты, по которым в татарское владение отданы не только Карино и окрестные деревни, но и часть побережья Чепцы. Карино изначально состояло из трех погостов, причем каждый делился на две части – Би як и Бочорман як. Три части это Деветьярово, Верхнее Карино (по местному Олы ил и Югары авыл) и Нижнее Карино (по местному Тубен авыл и Ильяс ил). Деление с дополнительными разделами на поселения существует и поныне. Верхнее Карино состоит из Деветьярово (Девлетьяр авыл) и Митюково (Митюку авыл). Нижнее Карино состоит из Арасланово (Арслан авыл), Касимово (Касым авыл), Ильясово (Ласель авыль) и Абашево (Бисермен авыл). В составе Касимово также отдельно выделяют Юач авыл. Первое упоминание о вятских арских (т.е. владеющих удмуртами) или (позднее) каринских (по названию центра владений) князьях, как представителях правящей элиты Вятской земли, относится к 1489, когда войска Ивана III принудили вятчан признать власть великого князя. Вывезенные в Москву, арские князья в 1490 были отпущены в «свою землю», под которой подразумевались земельные владения по р. Чепце с центром в селении Карино (тат. Нукрат, т.е. ‘Вятское’, удм. Карагурт, т.е. ‘селение, основанное человеком по имени Кара’). В русских грамотах XVI в. «княжество» известно под названием Каринского стана или волости, которое сами каринские арские князья называли «Нократ йире» (Нукратская земля), т.е. ‘земля, центром которой было селение Нукрат’. На основе имеющихся генеалогических росписей (шежере) каринских князей, сохранившихся данных жалованных грамот и эпитафий, представляется возможным утверждать, что владение по р. Чепце было пожаловано не ранее 1460-х Иваном III Кара-беку (ср. удмуртское название Карино) — выходцу из Ногайской Орды, который до того, как перейти на службу к великому князю, кочевал со своими братьями в низовьях р. Белой. Таким образом, нет никаких оснований у широко распространенного в литературе утверждения о связи первых каринских князей с князьями города Арска — центра Арской земли, впервые упоминаемыми в 1496. Напротив, документально зафиксирован переход каринских князей на сторону князей Арска (например, «государев изменник» князь Явуш — правнук Кара-бека — был активным участником обороны Казани и Арской земли в период Казанской войны 1552 года). Потомки Кара-бека, в зависимости которых находилось североудмуртское население, сохраняли свои права до 1588, когда в результате проведенной реформы северные удмурты были окончательно освобождены от зависимости каринских князей. Взаимоотношения арских князей и удмуртов отнюдь не были мирными и дружественными. Даже после 1588 они продолжали эксплуатировать удмуртских крестьян, опираясь на представителей воеводской власти и захватывая любыми способами руководящие позиции в удмуртских общинах (долях). В XVII в. земельные захваты на территории удмуртских долей вызвали упорный протест удмуртов, в результате чего на Вятке прошли два правительственных сыска, отчасти сократившие татарское землевладение. Однако даже после генерального межевания каринским татарам удалось закрепить за собой часть захваченных удмуртских земель. Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары) Формирование чепецкой группы служилых татар связано с Арской дорогой Казанского ханства. Следует учитывать также и то, что тюркское население появилось в бассейне р.Чепца задолго до возникновения Казанского ханства, еще в период Волжской Булгарии. Эпитафийные надписи, относящиеся к первой четверти ХIV в., также свидетельствуют, что на данной территории присутствовало тюркское население. В источниках феодальную верхушку населения бассейна р.Чепца именуют чаще всего как «арские князья», или же по названию одного из наиболее крупных татарских поселений края – с.Карино – каринскими татарами. Эпитет «арские князья» ясно показывает, что территория бассейна р.Чепца какое-то время (до 1489 г.) входила в состав Арской дороги Казанского ханства. Здесь же проживало и зависимое от них население, которое в источниках фигурирует как аряне (1489), вотяки или «отяки» (ок. 1505–1509 гг.), «чюваша» (1511 г.), бесермяне (1615 г.). Своего рода столицей каринских татар являлся укрепленный городок Нукрат. Во время присоединения к Московскому государству Вятского края упоминаются «арские князья», которых московские войска «изведоша». Здесь же говорится, что позднее Московский великий князь Иван III «арских князей пожаловал… отпустил в свою землю» [1]. При этом родственные между собой «арские князья» оказались в составе двух разных государств — Казанского ханства и Великого княжества Московского. По данным шеджере, феодальная знать этого края возводила себя в своих генеалогиях до кыпчакского эмира Бачмана, жившего в Нижнем Поволжье в первой половине ХIII века. Начальная часть родословной «арских князей» выглядит так: Пачман солтан – Балым бек – Калдар бек – Канбар бек – Кара бек. По преданиям, именно при Кара беке каринская земля оказывается в составе Русского государства и жалуется тому же Кара беку царем Иваном Васильевичем, названного в шеджере Калитой. В ряде источников Кара бек (или же Караби) именуется «ханом» или же говорится, что он «державец был»[2]. В источниках ХVI в. достаточно полно отражены представители татарской феодальной знати в Хлыновском уезде. Наиболее ранние документы относятся к периоду княжения Василия Ивановича III (1505–1533. В одном из наиболее ранних источников, связанных с каринскими татарами и датированном 18 декабря 1511 г., в титулатуре Василия III представлены такие формы как «государь всеа Русии и великий князь… Псковский». В то же время в копии другого документа, который связан также со временем правления Василия III, но датированном из-за небрежности переписчиков оригинала 25 июня 7091 г. (по современному летоисчислению 1583 г.), такого рода наименований в титулатуре Василия III нет. Из этого можно заключить, что данная грамота составлена в период между 1505 и 1509 гг., когда в состав Московского государства вошла Псковская земля. Именно в этой грамоте встречается имя Кара бека, данная в форме Карачура. Здесь же указано и имя его отца ― Рамадан [3]. Несколько позднее, в январе 7055 г. (1548 г. ― И.Г.) упоминается и один из сыновей Карачуры Бакшанда (Башканда). Каким же было положение татарской элиты после присоединения края к Русскому государству? Видимо, после 1489 г. зависимое от татарских феодалов население было отписано от них. Видимо, не случайно в жалованной грамоте Карачуре Рамаданову предписывается «тутошних вяцких отяков писменных и не тяглых… не звати и не принимати». В связи с этим Карачуре Рамаданову разрешалось принимать «ис Казанская земли» призванных им вотяков, которых предполагалось посадить «на Гожанова раменье и на речку на Селлю». Вновь прибывшая группа населения (вотяки, чуваши) оказались под судебной юрисдикцией местных татарских феодалов. Хлыновские наместники московского государя имели право судить подвластное арским князьям население лишь в случаях «душегубства и разбоя с поличным». В случае же судебных споров между зависимым от татарской верхушки населением «с вятчаны, с русью или с татара, з городскими людми или становыми» суд предполагался общий. В остальных же случаях «ведает… и судит» татарский князь. Сбор пошлин с вотяков и чувашей также осуществлялся татарскими князьями. Лишь при царе Федоре Ивановиче в 1688–1689 гг. практика сбора ясака каринскими князьями с подвластного населения была прекращена. Татарские феодалы с этого времени стали жаловаться подобно другим служилым иноверцам денежным жалованьем. Было предусмотрено две статьи денежного жалованья — по 10 и 7 рублей.[4] Особую подгруппу в составе уфимских служилых татар составили переселенцы из Хлыновского уезда, так называемые каринские татары. Они получили оберегательную память на земли около р. Камы и ее притока р. Иж еще в 1649 году. Здесь ими были основаны деревни Варзи, Салагуш, Рысово, Ишмаметево, Атабаево, Байбеково, Кабаново и Мушуги, Кучуково, Ютазы Казанской дороги Уфимского уезда и деревнях Малая Урма Карияна тож и Служилый Ур Казанского уезда. Представители этой группы населения на новом месте (в Уфимском уезде) первоначально были положены в бобыльский ясак. Среди них оказались представители следующих фамилий: Хиляловы, Касимовы, Девлетьяровы, Хозясеитовы, Зянчурины, Сейтяковы. Все они оказались потомками каринских владетельных родов, которых в научной литературе называют еще и «арскими князьями» ДевлетьяровыИз каринских (нукратских) князей. В родстве с князьями и мурзами Арслановыми, Байкеевыми, Долгоаршинных, Дюняшевыми, Зянчуриными, Касимовыми, Сейтяковыми, Хиляловыми, Хозясеитовыми, Яушевыми. Родоначальником рода является князь Девлетьяр Мухаметказыев, которому в 1509 г. были пожалованы земли по р. Чепец. Видимо, отца Девлетьяра Мухаметказы следует отождествить с Мухамет беком из родословных арских князей. Сыновья Девлетьяра Иванец и Матвей в середине ХVI в. были жалованы поместьями по р. Вятка в деревнях Шептяковском и Желтяковском[1]. В 1673 г. упоминается вятский князь Байтеряк Д. владевший поместьем[2]. В ХVIII―ХIХ вв. часть рода Д. оставалась жить на прежних своих землях ― в Слободском у. Вятской губернии (ныне Кировская обл.)[3]. На территории Уфимского у. Д. появляются уже с конца ХVI века. В 1580-е гг. находились на царской службе «в Сибири Кадыш Матвеев, Тешай Типаев» (в то время северное Прикамье именовалось именно так)[4]. В 1649 г. «каринские татары» жили в д. Варзи Уфимского уезда (ныне Агрызский район РТ)[5]. В 1685 г. в этой деревне отмечены «каринские татарове Юсуп да Уразай Девлетьяровы, Кадыш Хозясеитов, Атланбай Зянчурин, Шигим Хилялов, Кулмамет Сейтяков, Баймамет Касимов». Все они были написаны в Уфе в список служилых татар. Представители этого рода вместе с другими каринскими татарами в эти же годы показаны жительствующими в деревнях «Атабаево, Ишмаметево на Тереульских горах, Баубеково, Кабаново, Мушуги, Рысово, Салагуш»[6]. По записи 1721 г., проживавшие в д. Варзи Девлетьяровы, именуются мурзами Хузясеитовы (Хозясеитовы) Потомки Кара бека. В родстве с князьями и мурзами Арслановыми, Байкеевыми, Бузюковыми, Девлетьяровыми, Долгоаршинных, Дюняшевыми, Касимовыми, Сейтяковыми, Хиляловыми, Яушевыми. Этот род связан с Арским и Агрызским районами Татарстана. В 1657 г. князьям Х. было пожаловано 2442 дес. земли у р. Ашыт. В начале ХVIII в. князья Х. проживали в д. Ура Алацкой дороги Казанского у. (ныне Балтасинский район РТ), в которой они зафиксированы еще в 7156–7158 гг. (1647/1648–1649/1650 ― И.Г.). Часть рода Х. в первой четверти ХVIII в. проживало в д. Варзи и Казакларово (ныне Агрызский район РТ и Дюртюлинский район РБ) Казанской дороги Уфимского у. и именуется мурзами[]. Из рода Х. вышло немало купцов и промышленников. Среди представителей рода известны и меценаты. Так, в 1830 г. на деньги царевококшайского купца 2-й гильдии Мукмина Тагировича Хозясеитова была построена 1-я соборная каменная мечеть в Уфе, а в 1834 г. вакуфный дом для заседателей и приезжих мусульман. Сейтяковы Из каринских татар. В родстве с князьями и мурзами Арслановыми, Байкеевыми, Бузюковыми, Девлетьяровыми, Долгоаршинных, Дюняшевыми, Зянчуриными, Касимовыми, Хиляловыми, Хозясеитовыми, Яушевыми. В 1505 г. великий князь Иван III Васильевич жаловал родоначальника рода арского князя Сейтяка Алисуфова «ведати по старине» вотяков и чуваш. В ХVII―ХХ вв. проживали в д. Нижнее Карино Хлыновского (позднее Слободского) у. Вятской губернии (ныне Кировская обл.). В конце ХVII в. часть рода С. перешла на жительство в д. Варзи Казанской дороги Уфимского уезда (ныне Агрызский район РТ)[. Начальная часть родословной Б. такова: Карачура Рамаданов – Гали бек – Сейтяк/1495 – 1555) – Султансуфи – Урак – Айбулат – Еналей – Кулмамет – Кулуш, Урускул[ В заселении Восточного Прикамья (ныне Агрызский район), Закамья и юга Западного Башкортостана значительную роль сыграли и каринские татары (ныне живут в Кировской области и в Удмуртии). Так, например, по документу от 1649 г. видно, что в заселении деревни Баржы участвовали и каринские татары. Они по грамоте царя от 1649 г. получили сберегательную память на земли, находившиеся около р. Камы и ее притока речки Иж, с условием платить бобыльский ясак «на год полполтины с человека» (ЦГА Башкортостана, ф. 168, оп. 1, ед. хр. 67, л. 1). По другому документу выясняется, что каринские татары участвовали в образовании и других деревень указанной местности или близлежащих к ним: Барзи, Алтабаевы Ишмаметевы, Баубековы, Кабан, Мугуши (Мушуги?—Д.Р.), Рысово, Лагуш (Салагуш? —Д.Р.) и др. (РГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 861, л. 23). По преданиям, сохранившимся среди населения, предки жителей деревень Рысаево, Девятерня и др. также происходили от кариских татар (полевые материалы автора). Общность с каринскими татарами нашла отражение и в языке: по некоторым особенностям агрызский подговор мензелинского говора сближается с нукратским (носители которых назывались каринскими татарами) говором. Каринские татары со временем переселялись и дальше на юг. Как свидетельствует документ от 1685 г., потомками каринских татар объявили себя также жители Восточного Закамья — деревни Утазы Бугульминского округа (Токтамышевы) и деревни Устюбы Белебеевского округа (Сагит Сараев с товарищами «всего 16 душ Давлетьяровы») Когда и при каких обстоятельствах появились татарские поселения на средней Вятке? От ответа на этот вопрос в заметной мере зависит историческая картина региона в 13–16 веках. Прежде всего, перечислим документы, в которых упоминаются Арские князья. Впервые они появляются в некоторых русских летописях под 1489 годом в записях о взятии Вятки: «… вятчан изведоша, да и арских князей», последних после присягивеликий князь «пожаловал отпустить в свою землю». При этом в Рязанской летописи они названы «князьями татарскими». Судя по другим документам, существовали две разные группы: Арские князья и простые татары. В духовной грамоте Ивана Васильевича от 1504 года читаем: «Сыну своему Василью даю Вяцкую землю всю, города и волости, и со всем, что к ней потягло, и с Арскими князьями, как было при мне». Существуют жалованные грамоты московских правителей непосредственно Арским князьям. 1505 года: «князьям в Карине». В грамоте 1522 года на Вятку в Слободской городок упомянуты «каринские князья, которые живут в Слободском уезде». Выше уже цитировались и другие грамоты 16 века, в которых упомянуты Вятские татары. До 18 века были известны служивые татары Слободского уезда. Таким образом, упоминаемые в письменных источниках 15–16 веков Арские князья однозначно соответствуют татарам, проживающим в селе Карино Слободского района. Помимо Арских князей и татар в Карино, с середины 15 века известны Арские князья и татары в городе Арске на реке Казанке в 60 км выше Казани. При взятии этого города войсками московского царя в 1552 году в числе пленных упомянуты «12 арских князей, 7 воевод черемисских, лучших людей и сотников старейших 300 (некоторые татарские историки причисляют последних к казакам), и всех до 5000 человек». Вероятно, город-крепость Арск был административным центром Арской даруги (земли), географически приближенным, как и другие такие центры, к столице ханства Казани. Карино было далёким северным форпостом этой земли. С завоеванием Вятки Каринские татары попали под управление Москвы (Арские князья присягнули её правителю и были отпущены на свою землю), хотя связи с часто враждебной Москве Казанью наверняка существовали. В народной памяти татар Карино сохранилось предание о выходе первых Касимовых (основной фамилии местной княжеской династ Полная и точная родословная Арских князей до конца еще не составлена, надежные (письменные) даты их жизни появляются только с 1505 года. Шеджере написанная в Карино начинается 1462 годом. Казанские историки считают достоверно установленным фактом, что основоположник рода легендарный князь Карабек жил в конце 14 – начале 15 веков. Его предполагаемые предки: Ханбар, Калдар, Балым и Бачман. Последний являлся предводителем половцев-кипчаков, убитым в низовьях Волги в 1237 году в сражении с монголами. Во времена Золотой Орды его потомки наравне с монголами и тюрками были включены в число двух десятков княжеских родов Улуса Джучи, при этом Арским князьям были присвоены личные тотемы (родовые символы) – Сандаловое дерево и Голубь, тамга (печать-герб) – Ковш, уран (боевой клич и пароль) – Арнав.* В ту пору их звали Кипчак, а жили они и правили своим кочевым народом в Причерноморье и Крыму. Примерно в 1380-х годах (вероятно вследствие завоевания Мамаевой Орды Тохтамышем) они оказались в низовьях рек Агидель (Белой Итиль, восточный приток Волги), Яика и Сакмары, а потому в 1391 году неизбежно попали под удар войск Тамерлана, в результате чего отступили на север и оказались на правобережье нижней Камы. По всей видимости, в период распада Улуса Джучи в начале 15 века Арские князья вошли во властный аппарат образовавшегося Казанского ханства (до того вассала Орды – Булгарии). Здесь Арским князьям (и подвластным им татарам) поручили управление северной частью ханства – Арской дорогой (Вотской землёй), в которую помимо удмуртов входили также, если вспомнить завещание Юрия Галицкого (Улу-Мухаммета), и русские слободы. Вероятно, всё это время (в 13–16 веках) Арские князья состояли при ближайшем окружении ханов Золотой Орды (несли сменную службу при дворе) в качестве карачи-беков. В том числе и при дворе основателя Казанского ханства Улу-Мухаммета. В «Повести» есть такая фраза: «Наипаче же от чуди, отяков и черемис и от агарянского рода разных народов татар и бесермян и нагайцов снизу Волги реки, и от Казанских татар и из Заказанских поселившихся, тии новгородцы вятчане многое утеснение имуще и разорение». Под заказанскими поселившимися татарами можно понимать именно Каринских татар. Ногайцы также отметились у нас в виде топонимов с данным корнем. Разорения от Казанцев можно отнести к периодам войн Казани с Москвой в первой половине 16 века. О столкновениях с Каринскими татарами сведений нет. Намёк на межнациональные разногласия можно усмотреть в грамоте 1522 года, когда татары и вотяки во время осадного положения жили непосредственно в Слободском городе. Добавлю, что в современной народной памяти о прошлой враждебности Слобожан и Каринских татар нет никаких поминаний. Можно только отметить вятский вариант значения слова «карино», – очень много (о числе собравшихся людей: экое вас тут карино!), что говорит о многонаселённости Каринского поселения в прошлом. По старым описям число жителей Карино и округи было сравнимо с остальным населением уезда. В последствии часть татар и удмуртов переселились в верх по Чепце. По преданиям и документам первыми Арскими князьями были: Давлятьяр, Арслан, Касим, Дюняш. Им соответствуют фамилии Деветьяровы, Араслановы, Касимовы и Дуняшевы. Другие фамилии татар: Бузиковы, Ситяковы, Митюковы, Зеленеевы, Долгоаршинных (последние возможно по происхождению бесермены). Замечу, что Каринские татары имеют характерную внешность. Кроме того, среди них можно выделить различные типы. Считается, что все Арские князья имеют общее происхождение от легендарного предка булгарского князя Карабая, по преданию под ударами войск Батыя в середине 13 века отступившего со своими людьми на север. Фамилии родов появляются примерно на рубеже 15–16 веков, то есть в период переустройства всей жизни на Вятке под действием новой власти (вероятно в ходе первых переписей населения). За много веков проживания в достаточно изолированном сообществе, все Каринские татары не раз породнились. Поэтому наличие тесного родства среди них ни у кого не вызывает вопросов. Но говорить о происхождении от одного общего предка, я бы не стал. Сами фамилии свидетельствуют о заметном отличии исторической судьбы их носителей. Прежде всего, фамилия Касимовы (по ней ведется родословная Арских князей), вполне вероятно связана с потомками царевича Касима вместе с братом Юсуфом перешедшего на службу Московскому правителю Василию Темному в середине 15 века, что значительно изменило расстановку сил в борьбе за главенство в России. В последующие десятилетия Касимовские татары, жившие в отдельном Касимовском ханстве на севере Рязанской земли, были одной из основных военных сил Москвы в процессе захвата (извиняюсь, собирания) соседних земель. Князей Арских после увода вместе с другими Вятскими жителями в Москву царь пожаловал, – отпустил обратно на Вятку. Существуют факты, указывающие на сотрудничество Вятки и Казани в 1440–1480-х годах. Поэтому в Москве Арским татарам, скорее всего, не доверяли, иначе зачем-то водили за тысячу километров. Поселение Карино-Нухрат состоит из шести близкорасположенных деревень: Деветьярово, Арасланово, Касимово, Ильясово, Абашево и Митюково. В каждой ранее была своя мечеть. Карино окружено удмуртскими и русскими селениями (сёла и деревни), расположенными на расстоянии 2 – 3 км от него. Верхнее Карино (в некоторых документах Большой погост) состоит из деревень Девятьяры и Митюково. В отличие от расположенного в низине села Карино (ранее называлось Нижний посад) деревня Девятьяры находится на высоком холме, и считается первоначальным поселением татар, здесь имеется городище «Кала-тау» (город на горе), и небольшой древний могильник вблизи него. Холм с расположенной на нём деревней и городищем возвышается на 30–40 м над окружающим ладшафтом. Само городище примерно треугольной формы площадью около 3 га (ныне совершенно пусто и незастроено) представляет собой часть вершины холма соединённой с ним довольно узкой перемычкой (шириной 80 м). У подножия городища вдоль его южной стороны (200 м длиной) глубокий овраг (около 30 м), по дну которого протекает небольшой ручей (далее он течёт через Нижнее Карино). Вторую (восточную) сторону городища отрезает овраг меньшей величины соединённый с первым. С третьей (напольной, западной) стороны склон также довольно крутой, с перепадом высоты не менее 25 м, для придания большей крутизны он был, вероятно, искусственно подрезан. На карте городище довольно плотно очерчивают с трёх сторон горизонтали: 170-я, 180-я, 190-я и 195-я. Культурный слой на городище не выявлен, поэтому остаётся предположить, что существовавшая здесь крепость использовалась непродолжительное время: окрестное население собиралось за её оградой лишь в период опасности (в середине 16 века). Нижнее Карино (д. Арасланово, Касимово, Абашево) находится в полутора км к западу от Верхнего и на 40 м ниже его по высоте, возле него старое кладбище «Мазар-зыярат», на котором есть надгробные плиты начала 16 века (Земир-хан и др. надписи на арабском языке). К Н. Карино примыкает д. Ильясово. По переписи 1926 года татарское население составляло большинство названных деревень: Арасланово – 852 человека, Касимово – 385, Ильясово – 1077, Девятьярово – 491. В Митюково проживало 187 татар, и в Абашево – 25. Имелись также отдельно стоящие деревни с татарским населением: Шамарданово в 2 км, – 238 человек; и Кокор в 16 км, – 68 человек. Всего в названных селениях татар насчитывалось 3323 человека. В Абашево основное население (около 400 человек) составляли бесермены. Также они проживали в Митюково (примерно 340) и других татарских селениях. Всего по переписи их числилось 801 человек. Бессерменами считают татаро-удмуртских метисов мусульманской веры. В прошлом Каринские бесермяне иногда звались чувашами. Судя по документам, до конца 17 века они были в зависимости от татарских князей. (По специальному указу татары были освобождены от военной службы и стали обычными крестьянами, у них забрали приписанные им ранее деревни с людьми.) В настоящее время эта народность у нас почти исчезла, вероятно, большинство бесермен в Советский период отошли от мусульманской веры, переженились с другими советскими людьми, а своих детей причислили к удмуртам, русским или татарам.** Так как женщин-татарок, вероятно, не хватало, (тарские князья могли иметь по нескольку жён), то часть татар брала в жёны удмурток. Об этом говорят списки древних татарских родословий села Карино. Этим же можно объяснить соседство проживания тех и других до сих пор. Родословие арских князей в XVI в. В. В. Низов Арские татары жили (и многие из них ныне живут) вокруг крупного населённого пункта Карино, отчего и прозываются с XVII в. «каринскими». Карино расположено в нижнем течении р. Чепцы, левого притока Вятки, в 23-х км к юго-востоку от г. Слободского и в 20-и км от устья Чепцы. В XVI в. Карино, сохраняя автономное управление, входило в состав Хлыновского уезда. Под названием «Карино» понимается ряд селений: Ильясово, Арасланово, Абашево, Касимово (относятся к Нижнему Карино), Девятьярово, Митюково (входят в Верхнее Карино). В трёх километрах от Карино находится д. Иламардинова, где тоже жили (и живут) татары. Они также населяли деревни Кокир и Боронский. Ещё в конце XIX в. было высказано наблюдение, что арские (каринские) татары «имеют фамилии, и это отличает их от татар казанских и уржумских, которые фамилий не имеют»4. Ныне данная мысль обрела научное обоснование: «Татарские фамилии причепецкого края отличаются от фамилий татар других местностей: они узаконены искони, т. е. как и у русских, у них утверждена одна фамилия в родстве, которая передаётся по наследству»5. Указанная особенность чепецких татар (в том числе и каринских) позволяет реконструировать их родословную, прежде всего потомков местных княжеских родов. По родословной XVIII в. население Карино связывало своё происхождение с тремя князьями (биями): Девлетьяром, Касимом и Кара-бием. Потомки Девлетьяра (Девятьяровы) жили в Верхнем Карино, часть потомков Кара-бия (Сетяковы, Бузиковы, Арслановы) – в Нижнем Карино, а другая (Зянчурины, Байшихины, Дуняшевы, Долгоаршинные) – в Ильясово, потомки Касима (Касимовы) – в Нижнем Карино8. По сведениям П. Сорокина, у каринских князей «старейшая фамилия Касимовы». А́рские князья́ (ка́ринские князья) — татарские княжеские мурзинские роды, происходящие от князя Карачуры Рамаданова (Кара-бек). Кара-бек, выходец из улуса Нукус Мангытского юрта, появился в Вятской земле в 1462 при Иване III. Он основал село Карино (тат. Нократ). Согласно шежере, он потомок Бачмана (праправнук: сын Канбар-бека, внук Калдар-бека, правнук Балым-бека, сына Бачман-хана). Есть две гипотезы о происхождении Бачмана. По первой — он из рода Кыпчак и ассоциируется с соперником будущего правителя Монгольской империи Мунке, по второй — из рода Мангыт. Существует также попытка идентифицировать Бачман-хана с Баджманом, из потомков Чимпая, сына Джучи. Княжеская династия Князь Девлетьяр Мухаметказыев. Ему в 1509 году были пожалованы земли по реке Чепце. Князь Сейтяк Алисуфов. В 1505 году великий князь Иван III Васильевич жаловал его «ведати по старине» вотяков и чуваш. Фамилии Происходят от двух сыновей Кара бека, князя Мухаммеда (тат. Мөхәммәт бик) и князя Гали (тат. Гали бик). Арслановы. Родоначальник — Арслан Хилялов, 6-е колено от князя Мухаммеда. Байкеевы. Родоначальник — Байкей мурза Бигеев, сын князя Биги и внук князя Яуша, 5-е колено от князя Гали. Бозяковы (Бузюковы). Родоначальник — Бузюк Чураев, 5-е колено от князя Мухаммеда. Деветьяровы. Родоначальник — князь Девлетьяр Мухаметказыев. Долгоаршинные. Родоначальник — Уразай Долгоаршин сын Арслана Мурсеитова, 8-е колено от князя Мухаммеда. Дуняшевы. Родоначальник — Дуняш (Денислам) Мурсеитов. Зянчурины. Родоначальник — Зянчура (Янчура) Дюняшев. Касимовы. Родоначальник — князь Касим Газиев, правнук князя Сейтяка. Сейтяковы. Родоначальник — князь Сейтяк Алисуфов (тат. Сәйтәк бик Әлсуфый улы), внук князя Гали. Хиляловы.Родоначальник-князь Хилал Халилов Хузясеитовы (Хозясеитовы). Родоначальник — Хузясеит Янсеитов (тат. Хуҗасәет Җансәет улы), внук князя Сейтяка. Яушевы. Родоначальник — князь Яуш (тат. Чуваш бик Әлсуфый улы), внук князя Гали. Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/Арские_князья Рейтинг: +6 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Фамилии тоже встречаются часто среди горожан и приезжих татар.
жили руские на кортоме. Чтобы не искали, что такое кортома - это заем. Земель, угодий, водных ресурсов, вот что говорит словарь Даля
КОРТОМ, кортом муж. кортома, кортома жен., вост. наем, съем, прокат, аренда, оброк, откуп, мыт , архан. прозга, брозга ( кто знает украинский, тому это слово будет напоминать БОРГ - долг, в этом слове произошла переглассовка); срочная продажа и купля, купля по найму, срочная. В кортом, из коротомы берут земли, воды, леса, ловли, прииски, рудники, хутора, а в Сибири также дома. Кортомной, к кортоме относящийся. Кортомить что, окортомлять, брать в кортому. -ся, быть кортомиму. У нас все угодья кортомятся у соседей. все кортомное, своего нет. Закортомить луга. Порекортомить их на десять лет. Кортомленье, кортом, кортома, ·в·знач. действия. Кортомщик муж. -кортомщица жен. арендатор, снявший что из оброка. Кортомщиков, -щицын, ему, ей принадлжащий. Кортомщичий, к ним относящийся
"данные из архива-Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Вятский уезд: Каринская волость: Переписная книга переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова.
Деревня Шахъяровская что владели каринские тотары а в ней живут руские люди на кортоме
Во дворе Дмитрей Андреев сын Куракиных 70 лет у него сын Никон 50 лет (л.496об.) у Никона сын Никон же 30 лет у него сын Семен 10 лет
Во дворе половник Яков Семенов сын Куракин 60 лет у негож брат родной Иван 55 лет.
Заметьте,уже в 1710 году там жили Куракины."
Эту справку мне послал молодой человек из наших краев, прочитавший мои воспоминания. Я написала, что вся деревня носила фамилию Куракины. Перепись населения показала, что на протяжении пары веков фамилия оставалась в деревне всегда. ТОлько после войны не стало почти мужчин, выбили всех. Бабы да дети тянули на своих плечах колхозы. Все жители деревни в 60х годах 20 века были Куракиными.
Деревня Шахьярово снята с учета 18 января 1988 года решением Кировского облсовета,стало быть последний житель покинул ее в 1987 году. Похоронили деревню.
Спасибо, Танюша!
Оставить свой комментарий