Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 25


Тест

Тест Умеешь ли ты распоряжаться своим временем?
Умеешь ли ты распоряжаться своим временем?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Цена прохлады

Цена прохлады На пике июльской жары командование флота решило провести очередные учения. Один взгляд на раскаленный самолет порождал в мозгу картину жертвоприношения, когда в чрево медного быка язычники засовывали несчастных. Но тем хотя бы не надо было вести радиообмен и думать о тактических приемах.

Надежда на то, что в воздухе, на высоте, будет прохладнее, исчезла еще в процессе постановки задачи. Эскадрилья Обухова отрабатывала нанесение удара с подходом к цели на предельно малых высотах.

В климатических условиях, царивших на земном шаре, не предусматривалось даже недели, во время которой летать на Ту-16 было бы комфортно. Летом он раскалялся, как чрево упомянутого быка, зимой хвататься голой ладонью за металлические части не рекомендовалось – могло и прихватить, как язык пацана, лизнувшего промороженные качели. Осенью и весной зазоры между слишком жарко и слишком холодно не шире лезвия бритвы. А если и были на земном шаре крохотные участки суши, где полет на этом самолете мог доставить удовольствие, то туда Ту-16 никогда не пустили бы.

Полет летом на малых и предельно малых высотах мало чем отличался от посещения сауны. Разве тем, что в сауне необязательно ношение комбинезона и спасательного жилета. Снижение в этих условиях температуры в кабине ниже 45 градусов по Цельсию могло означать только наступление очередного ледникового периода. Истязание жарой продолжалось уже полтора часа и могло закончиться не ранее чем через два с половиной часа выходом из самолета на солнцепек и удушающую жару летнего Приморья. Это когда при плюс 35 относительная влажность ниже 95 процентов, как правило, не бывает.

– Экипаж, доложить о самочувствии, – с трудом разлепил спекшиеся губы комэск.

– КОУ – в порядке! – неожиданно бодрым голосом доложил капитан Чиполионис, начальник эскадрильских стрелков.

– Странно, – подумал комэск, – обычно корма больше всех от жары страдает.

И радист, начальник воздушных стрелков радистов эскадрильи, тоже бодро доложил:

– У радиста самочувствие в норме.

И вдруг, перейдя на крик, радист сообщил:

– В корме пожар!!!

– Что? Радист – какой пожар?

В ответ ни звука.

– КОУ, КОУ!!! Что за пожар у радиста?

Тишина. И на все последующие запросы кормы – ни звука.

– Второй штурман! Поднимись под блистер. Может, увидишь, что с кормой.

Как бы высоко ни поднялся второй штурман, как бы ни крутил головой, больше куска прицельной станции и части остекления кабины КОУ он не увидит. То, что видел второй штурман, не вселяло никаких опасений – все выглядело, как обычно:

– Никаких видимых изменений, товарищ командир.

– КОУ! Радист! КОУ! – надрывался комэск. И никакого ответа.

– Пятьсот первый, ответьте пятьсот двадцать первому, – решился он нарушить режим радиомолчания.

– Отвечаю, я пятьсот первый, – прозвучал в наушниках рокот командира полка. – Что у вас стряслось? – пятьсот первый спросил спокойным голосом, не сомневаясь, что в такой обстановке комэск зря нарушать радиомаскировку по пустякам не будет.

– Я пятьсот двадцать первый. Корма доложила, что у них пожар. После этого замолчали и на запросы не отвечают. Разрешите левым разворотом выйти из боевого порядка и срочно на вынужденную.

– До дома дотянешь?

– Думаю, что дотяну. Визуальным осмотром признаков пожара, гари и дыма не обнаружено. Но кто его знает, почему молчат?

– Левым разворотом выход из боевого порядка, возвращение на базу – разрешаю. При выяснении причин и последствий доложить мне по дальней связи.

– Выход-возвращение разрешили. Выполняю.

Обухов набрал резервный эшелон 8400 метров и менее чем через час вышел на привод своего аэродрома. Технические службы были предупреждены руководителем полетов. Когда Обухов зарулил на стоянку, там уже стояли: пожарная машина, санитарка, тягач и другие машины технического обеспечения.

Комэск выпрыгнул из своей кабины и кинулся к корме. Там, соблюдая предосторожности, давление в камерах герметизации стравить не удалось, техники открывали люк. Чувствовалось, что-то на него давит изнутри. Крышку люка при открывании поддерживали сразу четыре дородных техника. Когда ее удалось опустить до нормального открытого состояния, на них выпал совершенно голый капитан, начальник эскадрильских стрелков. С первого взгляда было ясно – капитан был мертв. Старший лейтенант, эскадрильский связист, тоже не подавал признаков жизни и тоже был полностью наг. В кабине пахло гарью и жженым волосом.

На капитане остались только форменные туфли и шлемофон. Он не был пристегнут к креслу и находился в странной позе: как будто хотел что-то раздавить носком правой ноги. Действительно, к подошве правой туфли прилип наполовину сгоревший спичечный коробок.

Старлей-радист, на котором тоже остались только ботинки и шлемофон, выглядел так, как будто по нему прошлись паяльной лампой. Кожа припухшая, обожженная и на открытых местах без единого волоска. Сгорели даже его известные всему полку усы.

Расследование причин происшествия было коротким и однозначным. Всему виной была удушающая жара. Капитан придумал, как принести себе облегчение. Он отсоединил кислородную маску и отвернул маховичок аварийной подачи кислорода на максимум. Из шланга побежал холодный кислород. На Ту-16 кислород в жидком состоянии хранится в трех КПЖ – сосудах Дюара. Сообразительный капитан засунул кислородный шланг, извергающий восхитительно-прохладный газ себе под одежду. Сколько времени он так наслаждался прохладой и комфортом, точно не известно. Но, очевидно, достаточно долго, чтобы пропитать кислородом все, что могло пропитаться, и в первую очередь хлопчатобумажные комбинезоны, свой и радиста, а также заполнить кислородом всю кормовую кабину.

Ощутив себя в недостижимом для других комфорте и прохладе, злосчатный капитан решил еще больше увеличить комфорт и удовольствие. Он решил ЗАКУРИТЬ!!!

Если в стандартной атмосфере обычная спичка создает пламя величиной 2-3 сантиметра, то в кислородной атмосфере пламя одной единственной спички может полностью заполнить весь зрительный зал Большого театра, а также все закоулки, прилегающие к нему. Когда спичка выдала такое пламя, заполнившее кормовую кабину, капитан попытался погасить его, засунув спичку обратно в коробок и наступив на него ногой. Пропитанная кислородом одежда практически взорвалась. Радист успел крикнуть: «В корме пожар!» и тут же умер от ожога легких.

Единственное, что правильно сделал капитан, – это то, что он перед своей последней попыткой в жизни закурить, завернул маховичок аварийной подачи кислорода. Будь кислорода чуть больше, кормовая кабина вместе с хвостовым оперением сгорела бы. А еще не было на свете такого Ту-16, который мог бы летать без хвоста. Что было бы со всем экипажем, пояснять нет необходимости.



ship   1 августа 2015   610 0 4  


Рейтинг: +8




Тэги: жара, учения, радист, КОУ





Комментарии:

Фантастка # 1 августа 2015 года   +1  
человеческая глупость не знает границ...даже я, ничего не смыслящая в кислородных баллонах, в самолетах и т.п. понимаю, что курить категорически нельзя в такой ситуации...
ship # 2 августа 2015 года   +2  
Спасибо! Может когда-нибудь, кто-то прочтет этот рассказ и вспомнит его в критической ситуации.
Luchanka # 4 августа 2015 года   0  
Думаю, что у капитана от жары мозг "расплавился"
Не мог он не знать, как опасен кислород и огонь.
ship # 4 августа 2015 года   +1  
Мог и расплавиться.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.