Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Памятники Москвы через объектив моих друзей
Памятник Шолохову был установлен рядом с домом № 10 по Гоголевскому бульвару там, где расположен Творческий союз художников. Он стал вторым памятником писателю после скульптуры на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара.
Идея установки памятника Шолохову на Гоголевском бульваре не была понята городскими властями: им было неясно, зачем устанавливать второй памятник писателю, мало связанному с Москвой; размеры памятника с фонтаном были довольно велики для бульвара, несоразмерны, расположение памятника возле дома, где жил И. С. Тургенев, было нелогичным. Идея установки такого памятника появилась ещё два десятилетия назад — конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, предполагавший поставить его на Зубовской площади. Но тогда из-за каких-то сложностей идея так и осталась идеей. В 2000-е гг. скульптурная композиция всё же была установлена. Памятник Шолохову, сидящему в донской лодке на реке, окруженный головами лошадей. Шолохов одет в телогрейку, он бросил вёсла и смотрит вдаль. Позади лодки плывущие в противоположном направлении лошади. Лошади расходятся клином в разные стороны, символизируют раскол России на два лагеря — красных и белых — во время Гражданской войны. И лодка, и плита с лошадиными головами сильно наклонены в сторону центра бульвара к пешеходной зоне. Памятник оборудован фонтаном, который должен подавать воду на плиту с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма. Место установки памятника выбрано не случайно: Шолохов обращён лицом к Сивцеву Вражеку, где он когда-то проживал.Такую концепцию памятника задумал Иулиан Рукавишников. Его сын, Александр Рукавишников, завершил проект отца и повторно выиграл конкурс. Архитектор Игорь Воскресенский помог органично вписать композицию в ландшафт бульвара. При создании памятника большую помощь Александру Рукавишникову оказывали родственники Шолохова, которые поддержали идею возведения памятника, снабдили скульптора фотографиями и консультировали. Композиция вызывает неоднозначную реакцию. Власти Москвы по-прежнему предлагают перенести памятник куда-нибудь. Подача воды на памятник периодически отключается, и косяк лошадиных голов вызывает у некоторых людей нездоровые ассоциации, из которых наиболее известны «мясокомбинат» и «кладбище домашних животных». Но ни у кого не возникла ассоциация, что лошади-люди того коммунистического времени были парализованы кирпичным льдом, сковавшим их. И не было им возможности вырваться из этого сковавшего их движения потока, чтобы выжить. Многих "лошадей" и белых и красных - потопило время тех бурь. Не каждому дано понять. Вместо судьбы людей - лошадок истории - видят мясо. Впрочем, Александр Рукавишников на это не обижается. Скульптор отвечает, что это иллюстрирует культуру жителей. Памятник был открыт 24 мая 2007 г Особенно памятник впечатляет в вечерние часы, вместе с освещением Гоголевского бульвара. Сюда же можно добавить саму брусчатку, из которой виднеются конские головы. Она сюрреалистически заменяет воду. Вода изначально планировалась в композиции – лошади должны были «плыть» в настоящем фонтане. Однако, было решено ограничиться брусчаткой. Видимо, перебои с водой. Каждый видит что-то свое. Время суток тоже предопределяет восприятие. Меня с этим памятником познакомила москвичка Галина Храмеева, я ей благодарна , что показала памятник лошадям-людям, потонувшим в страшном потопе гражданской войны. Пусть он не всегда и не всем понятный. Без нее я бы о нем, может быть, не узнала. Я еще нашла впечатление человека, который увидел лошадей ночью, не заметив Шолохова в лодке. http://www.etovidel.net/sights/city/moscow/id/pamiatnik__sholohovu_i_tonushim_loshadiam "Памятник тонущим лошадям». Неизвестно, добивался ли этого Рукавишников, однако подобная интерпретация его скульптурного произведения еще больше усиливает смысловой трагизм памятника. Действительно, лошадь – один из символов Гражданской войны, который определял способ ее ведения и предрешил исход. Кто не помнит лихую кавалерию Чапаева или Буденного, а также «белых» донских казаков? И лучшей кандидатуры для своего памятника Рукавишникову трудно было найти. Шолохов все это описывал в своих романах, рассказах. … Многие называют памятник пугающим, кто-то говорит о том, что последующие поколения «его не поймут». Однако это наша история, которую нужно видеть, и которую нужно увековечить в бронзе. «Тонущие лошади» – как трагизм и бессмысленность гражданской войны. А посреди – фигура главного летописца этого грандиозного события, Михаила Шолохова. В моем видении лошадки - это люди, тянувшие на себе историю тех лет, переживали, переплывали события, при которых им пришлось жить. Кто-то выплыл, если их кинули не в океане, кто-то пошел ко дну.Правители и сложившиеся обстоятельства их разделили, противопоставили друг другу и потопили тех и других. Кого раньше, кого позже. Сколько замечательных людей-лошадей разного цвета - и белого и красного - ушло из жизни ... Лошади умеют плавать, Но не далеко, не глубоко. "Глория" по-русски значит "Слава", Это вам запомнится легко. Плыл корабль своим названьем гордым, гордым, Океан стараясь превозмочь. В трюме, добрыми мотая мордами, Тыща лошадей томились день и ночь. В трюме добрыми мотая мордами Тыща лошадей томились день и ночь. Тыща лошадей, подков четыре тыщи, Счастья всеж они не принесли: Миной кораблю подбило днище Далеко далеко от земли. Миной кораблю подбило днище Далеко далеко от земли. Люди сели в лодки, в шлюпки влезли, Лошади поплыли просто так. Что им было делать бедным, бедным, бедным, если Места нет на шлюпках и плотах. Что им было делать бедным, бедным, бедным, если Места нет на шлюпках и плотах. Плыл по океану рыжий остров, В океане остров плыл гнедой. Им сперва казалось, что плавать это просто Океан казался им рекой. Им сперва казалось, что плавать это просто Океан казался им рекой. Но не видно у реки той края, края, На исходе лошадиных сил Вдруг они заржали, возражая, возражая, Тем, кто в океане их топил. Вдруг они заржали, возражая, возражая, Тем, кто в океане их топил. Кони шли ко дну и ржали, ржали, Все ко дну, покуда не ушли Вот и все, а все-таки мне жаль их, жаль их. Рыжих, не увидевших земли. Вот и все, а все-таки мне жаль их, жаль их. Рыжих, не увидевших земли. Музыку к этой песне «Лошади в океане» написал Берковский (стихи Б. Слуцкого) Мне кажется, что в этой песне есть свой подсмысл. Люди, которые не были угодны истории, из-за поломки корабля истории были выброшены за борт. И им невозможно было выплыть, были обречены, хотя и предпринимали для этого немало усилий. Рейтинг: +8 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Это я так восприняла. У Вас другое восприятие. Каждый из нас выстраивает свои ассоциации. У Вас, знавшей песню Берковского, появилось правильное восприятие памятника
Только фото огромные, растяжка текста большая из - за этого: мне как - то не комфортно для чтения и просмотра фото.
Чтение ещё туда -сюда, а вот не умещается в экран, нужно двигать, а это фрагментарность.
Попробуй, может быть у тебя получится, Танюш?
Оставить свой комментарий