Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Стремление к идеальности и святость
Первая неделя Великого Поста подходит к концу. У кого-то уже были первые искушения, кому-то нужна духовная поддержка. Всем, кто когда-либо постился, известно, что пост обнажает наши пороки, мы сталкиваемся лицом к лицу с собственными грехами, на которые привыкли не обращать внимания, лишаемся каких-то иллюзий, видим, кто мы есть на самом деле. И как тут порой не впасть в отчаяние? Хочу поделиться с вами статьей священника нашего храма и моего духовного наставника - отца Константина.
Источник: http: //azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/stremlenie-k-idealnosti-i-svjatost.2159/ ******************************************************************************* Несколько слов о том, что будет полезно помнить и начинающему жить в вере, и христианину «со стажем». Желание быть идеальным, а также болезненное отношение к собственному несовершенству практически всегда говорят о невротической природе такого настроения. Таких людей знают священники (- они приходят на исповедь с мелко исписанными длинными списками грехов), это завсегдатаи кабинетов психотерапевтов. Я не хочу сказать, что это болезнь, но это ненормальное, не совсем здоровое отношение к вопросу. Английский психоаналитик Дональд Винникотт изучил и описал это состояние на примере матерей, у которых появляется навязчивая идея, что они должны быть «идеальной матерью». Такая мать не получает от жизни радости сама, она мучает и ребенка. Винникотт говорил, что мы должны стремиться быть «достаточно хорошей матерью», но не «идеальной». Примерно то же можно сказать о христианине, стремящемся стать совершенным. Такой человек, по правде говоря, мучает себя, и от него страдают окружающие. Жесткие требования к себе идут рука об руку с жесткими требованиями и нетерпимостью к близким. Какова же взвешенная христианская позиция? Для начала нужно вспомнить те прописные истины, которые мы часто забываем: Бог любит меня; Он пришел, чтобы меня привести к Вечной Жизни; Вечная Жизнь – это не нечто такое, что наступит после смерти, а то, что начинается уже сейчас, здесь и теперь. И состоит эта жизнь в познании Истинного Бога и в раскрытии богоподобного потенциала нашей уникальной личности; Все, что Бог делает для меня (стучится в сердце, возится, воспитывая, заботится как Мать и Отец и проч.), – это не потому, что Он бьется за мои высокие показатели (духовные или какие-то иные), а потому, что Он любит меня. Начнет любить не завтра, не «когда я стану таким-то», а вот сейчас любит. Как мы любим наших детей, желая им роста, радуясь их успехам, но принимая их такими, какие они есть; мы не занимаемся селекцией, не выводим новую породу совершенных людей. После того, как мы усвоили эти прописные, но важные истины, мы идем дальше: Нужно спокойно и внимательно посмотреть на себя. На психологическом языке это называется «принять себя». Принять себя, то есть увидеть и то хорошее, что в тебе есть, и плохое. А потом подумать и проанализировать «плохое». Отчего мы ведем себя так? Что побуждает нас совершать тот или иной грех? В чем причина нашей лени, трусости? Откуда склонность к зависимостям (алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и проч.)? Мы сможем «первично продиагностировать» себя, то есть увидеть то, что на поверхности. Но этот процесс самоанализа, на самом деле, должен продолжаться всю жизнь. Это серьезная работа. Вред разных книжек с перечнем сотен грехов в том, что он состояние души, динамику и пластику душевных процессов переводит в разряд поступков. В результате человек, следящий за своей душой по книжке с перечнем грехов, видит следствие, а не причину. А в таком случае – как справиться с проблемой? Такой человек будет на исповеди раз за разом повторять одни и те же грехи, потому что грехи-то он вроде смыл (сорняки скосил), но душа не находится на пути исцеления (корни сорняков остались не выполотыми). И эта борьба будет бесконечной. Единственный вариант, на мой взгляд, – это, наблюдая за своей душой, пытаться анализировать причины того или иного желания, поступка. И бороться с причиной. Как можно бороться с мухами в комнате? Один вариант – взять тряпку и бить и бить их. Второй вариант – уничтожить рассадник мух? Может быть, мы на подоконнике оставили недоеденное яблоко и огрызок привлекает мух? Христианская жизнь – это прекрасная возможность наблюдать за собой и каждый день совершать поступательное движение вверх и вперед. По-моему, очень увлекательно каждый день открывать что-то новое о себе, видеть какие-то новые грани своей личности. Этим путем с удовольствием идут даже неверующие люди, что же говорить о нас, верующих? Для нас такие вещи, как рост души, личностный рост, – не пустой звук, ибо эта личность и душа войдут в Жизнь Вечную. Путь этот каждый совершает в своем темпе. Я никогда никого не тороплю. Я уважаю позицию каждого человека, который задает себе свой темп этого духовного пути. Я знаю, что неизбежны падения на этом пути, порой мы соскальзываем куда-то далеко назад по сравнению с той точкой, в которой находились еще вчера. Но главное – идти. И на пути все время держать в голове, что: А) Бог любит тебя и Б) верит в тебя. Осознавая и переживая это, мы открываем для себя возможность роста. Не мучительного, как попытки бегства от себя, а интересного и увлекательного пути, который, начавшись, больше никогда не закончится. И последнее: мы говорили о том, как постепенно становиться все лучше и лучше. Не стать сразу идеальным, а идти путем постепенно развития к лучшему. А как же стремление к святости? Проблема в том, что многие люди путают идеальность и святость. А их надо различать! Опасность неразличения этих понятий чревата тем, что, прочитав в книге о какой-то ошибке, глупом слове или неверном поступке святого, люди начинают делать далеко идущие выводы: какой же это святой?! Так вот, дорогие. Святой человек действительно прекрасен, но он может быть отнюдь не идеальным. Святость – это дар Божий. Он приходит, когда Господь соизволит; это посещение, милость. Это – благодать, то есть благой Божий дар, как понимал это слово Ап. Павел. Святость – это не то, что мы можем достичь своими силами, но то, что приходит от Бога в ответ на нашу искреннюю христианскую позицию. Святость приходит не тогда, когда мы перестали падать, потому что стали совершенны, а тогда, когда мы свою верность Богу проносим через испытания, искушения. Не всегда даже оставаясь не затронутыми ими. (Протоиерей Константин Пархоменко) Рейтинг: +9 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Так что буду работать на смирение и неосуждение.
Нигде не сказано, что им "и без тел хорошо". Разлучение души с телом - временное состояние. И для души некомфортное. При этом, конечно, душа может находиться как в блаженстве, так и в мучении (в зависимости от того, что человек выбрал при земной жизни). И, конечно, согласно христианской догматике, душа воскресает после Второго Пришествия в теле - но в теле измененном, совершенном. В сущности, что именно с нами произойдет в случае спасения души - это нам показано на примере воскресения Христа. Этого знания достаточно для того, чтобы иметь духовный ориентир. Попытка логически "вычислить", когда именно и каким образом душа находится в вечной жизни, а когда - еще нет, обречена на провал. Хотя бы потому, что невозможно с нашими земными представлениями о времени подходить к вечности. Как доказал Эйнштейн, даже в материальном мире, даже на земле время может быть относительным. Что говорить о вечности? Вечность в сравнении с известным нам миром - это объем в сравнении с... не с плоскостью даже и не с линией, а с отрезком, начерченным на бумаге!
Но "лезть в дебри", пытаясь осознать, как евангельские истины соотносятся с нашими наивными и ограниченными знаниями и ограниченной логикой, особенно не имея математического образования и развитого абстрактного мышления - пустое занятие. Главное - понимать, что наша земная жизнь - это по сути часть вечности. А наше духовное состояние - это часть духовного мира, спроецированного на отрезок земного времени. Так что не так важно, КАК ИМЕННО начнется вечная жизнь ТАМ, важно понимать, что она УЖЕ НАЧАЛАСЬ здесь. ТАМ будет лишь ПРОДОЛЖЕНИЕ. Продолжение того, что мы сами для себя выберем и позволим создать внутри себя. Позволим Богу или... кому-то другому.
Все же попытки "расследований" в этом направлении свидетельствуют не просто о недоверии Богу (если человек в принципе, конечно, верующий, об атеистах не говорю), но и являются смехотворными. Разве не забавно, что не будучи в состоянии понять даже десятой доли земных наук, не обладая достаточными знаниями, чтобы не просто РЕШИТЬ многие из земных задач, а даже ПРОЧЕСТЬ их условия (откройте учебник по высшей математике или квантовой физике где-нибудь в середине и попробуйте понять, что там написано ), мы всерьез полагаем себя способными при помощи вот этого нашего разума постичь ВЕЧНОСТЬ, которая стократ превышает все земные науки вместе взятые? Для начала попробуйте понять хотя бы, что такое искривление пространства, и как работает гравитационный телескоп. Или каков механизм сжатия времени при сверхвысоких скоростях... нет, не вызубрив наизусть текст параграфа и технических условий, а, так чтобы действительно стало понятно, в голове нормально уложилось, чтобы все это представить и соотнести с собственными представлениями о логике .
"И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец". (Иоанн 12:50)
Конечно, если ориентир - не грехи, которые вошли в мир, а Заповедь.
А грехи - никуда пока не делись. Так и живем - грешим и каемся. И пытаемся исправиться
Это многие святые отцы говорили. Не буду сейчас искать точные цитаты, да это и ни к чему. Потому что это - задачка в два действия. Если мы - христиане, если Евангелие для нас - авторитетный источник, то мы знаем, что Христос воскрес, и что Он обещал воскресение из мертвых всем нам. Воскресение в теле. Потому что человек создан триединым - дух, душа и тело. Раз мы воскреснем в теле - из этого следует, что разлучение с телом временно. Если естественное состояние человека - триединство, значит, бестелесное состояние для него не совсем естественно. Все, что неестественно, не соответствует природе человека - не очень-то комфортно для него. Смерть - результат грехопадения. Но Христос пришел, чтобы спасти нас, чтобы дать нам шанс вечной жизни. Поэтому физическая смерть - состояние временное. По-моему, это ясно следует из христианской догматики. Не говоря уже о том, что это тысячу раз разъяснялось богословами во многих толкованиях (если бы в каком-то одном - я бы запомнил, где именно).
Там правда есть что почитать, серьезно. Лучше потратить время на это, чем на пустые пререкания.
для тела. И ничего нового он этим не сказал. Вообще его книга - чудесна, она тонко отражает состояние души, потерявшей Бога (или потерявшейся от Бога?) "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают". Ну, когда Вы устали и Вас все достало, Вы не отвечаете вот так? - "я ничего не знаю"? Эта книга - плач древнего народа, ожидающего Спасителя, и знающего, что по смерти они будут отделены от Бога. а то, что для души жизнь продолжается - так это и в Библии говорится. Например, когда Навуходоносор умер и сошел в ад - все вышли его встречать: и нифилимы и рефаимы - и все сказали, мол, вот ты и здесь. Или это тоже - ересь?
Весь мир от начала знал о вечности души, понимали это разные религии по-разному, у греков "Елисейские поля", у иудеев - лоно Авраамово.
А почему нет??
Блаженны не видевшие, но уверовавшие. А что толку в вере, если уже все увидел?
Триединство - один из признаков изначального богоподобия человека. Но это, конечно, аргумент для христиан. Если не признавать, что Бог создал человека по Своему образу и подобию, то можно считать человека и чисто духовным существом, и вообще кем угодно . Хотя, что бы там ни выступало на первый план, а мы все-таки не чисто духовные существа, не духи бестелесные. Душа - это основа человека, его "я", но цельным человек является только при наличии в нем триединства - души, духа и тела.
Как-то так. И Библия говорит, что будет общее воскресение в теле, только тело будет несколько другим.
Что-то мне говорит, что называть тело Храмом как-то...
Я как-то объяснял детям принцип бессмертия души и всеобщего воскресения следующим образом: бумажная книга не вечна, но ее содержание можно сохранить в электронном виде на флэшке. И тогда даже если случится пожар, книга не будет утрачена, ее можно будет написать заново на новом носителе - например, спроецировать на экран монитора, выгравировать на металле или даже высечь в камне. Это будет ТА ЖЕ САМАЯ книга, но при этом ДРУГАЯ. Душа - это содержание книги. А тело - это носитель. Так, воскреснув в теле, мы будем ТЕ ЖЕ САМЫЕ МЫ, но при этом ДРУГИЕ.
А Христос, обещая разбойнику на кресте "Ныне будешь со Мною в раю" тоже будущее имел в виду?
Кстати, в пользу этой версии свидетельствует и то, что НЕ ВСЕМ недоступно общаться с умершими близкими людьми. Святые могли общаться с ТЕМ миром, с ушедшими ранее братьями, с Ангелами и даже с Божией матерью. Вероятно, чтобы эта стена стала прозрачной, нужно достигнуть определенного уровня духовного развития. Поскольку ничто нечистое не может войти в Царствие Божие. Почему мы думаем, что достаточно чисты, чтобы вступить в контакт именно с Небесами, что первые, с кем мы встретимся, если откроется это окно, будут наши близкие, пребывающие в блаженстве, а не совсем иные силы? Такие предположения подобны предположению маленького ребенка, предъявляющего претензии родителям, что заперли его в четырех стенах и не выпускают гулять, куда ему вздумается. Ему не приходит в голову, что в мире не только много всего интересного, но и много смертельно опасного, много грязи. И он пока не готов встретиться с этим огромным миром без ущерба для себя.
Совершенно с Вами согласен в этом утверждении. Что касается всего прочего - я уже понял, что у Вас несколько иные представления о мире и о вечности, чем у меня, а также несколько иное понимание Библии. Что ж, время нас рассудит. В любом случае недолго ждать осталось - человеческая жизнь коротка . Так что не будем тратить ее на бесплодные споры, а потратим лучше на добрые дела .
Пожалуй, что Он нас и не покидал
Смерть будет окончательно побеждена с положенное время. Она уже - не всесильна. Смерть, где твое жало?
поколение 1914 года еще не все умерло? И сколько 102-летних у вашей организации?
Все же Он всех нас любит, и всем желает спасения.
nauka.bible.com.ua/noah/noah1-06.htm
Оригинальное толкование, и сказать нечего
А как же явившийся Христу Моисей? об Илии говорить нечего: он не умер, но вот Моисей? И почему, когда Христос умер на Кресте, "многие святые воскресли и явились многим"? И еще - не сказано ли о Христе, что Он "в преисподней духам проповедал"? в какой преисподней, если ее нет и каким духам, если со смертью человек прекращает существовать?
Вот, что говорится об аде (рай до Крестной жертвы Христа был закрыт для людей, было только "лоно Авраамово", где не было мучений) в Новом Завете - и это еще не полный список. это -так на вскидку.
Понимание необходимости освобождения от эмоциональных привязанностей - до меня дошло, когда прочла, что прощение - это и освобождение от всех связей, эмоциональных, ментальных и пр. В случае "идет князь мира сего, и во мне не имеет ничего".
Понимания, правда, мало, надо неустанно следовать
А вот "добро - зло", как я понимаю, категории относительные и с человеческой точки зрения не всегда точно определяемые))
А мы же все считаем себя Рэмбо! Нам же море по колено, мы крайне возмущены тем, что нас кто-то куда-то "не пускает". Хотя на самом деле, если бы не пускали - так и не было бы ни колдунов, ни предсказателей всяких. Но они есть в изобилии. Именно потому, что никаких насильственных препятствий нет. Кто хочет самовольно соваться в ТОТ мир - тот суется. А граница между мирами установлена не для того, чтобы нас туда не пускать, а чтобы не пускать к нам существ из ТОГО мира. А то они-то понятно что выбрали бы, будь у них такая возможность... Представьте, что путь в какой-то прекрасный город лежит через "зону отчуждения", куда высылаются все, кого не пустили в город - маньяков, убийц, насильников, грабителей. А наш мир находится за пределами этой зоны, обнесенной колючей проволокой. Как думаете, для чего колючая проволока? Чтобы мы, бедненькие, не имели права попасть в гости к злодеям?
Да и мы, если по-настоящему любим наших близких, пересекших границу земного существования, не чувствуем себя здесь покинутыми, мы просим Бога об оставлении и прощении их грехов, а они просят Бога за нас ТАМ. Ну и еще. Общение с теми, кто умер и перешел в иной мир для нас, похоронивших их, будет еще более мучительно - ведь они вне тела, у них другое "качество жизни", если можно так выразиться. И не бОльшая ли мука - видеть их - но не мочь к ним прикоснуться? Для нас, живущих по большей части именно тактильными ощущениями (кожа- самый большой орган чувств- помните?) это было бы сродни пытке. Как и для них.
Да и не все хотят встречаться с усопшими. Не думаю, что убийца хотел бы видеть своих жертв, как и они его. Или вот, в войне, один солдат убил другого. Было ли бы такое "общение" приятно им обоим? Так что - все, что сотворил Господь, хорошо есть, пусть даже нам от этого временно не комфортно - в силу нашей испорченности
Было бы. Сколько случаев, когда вернувшихся с войны мучает тяжёлое чувство вины перед теми, кого ему пришлось убить... Неужели не лучше поговорить и выяснить всё хотя бы даже так, уже "постфактум"? И у убитого обиды не останется, и убийца не совершит самоубийства со временем...
А еще больше тех, кто ни о чем не жалеет. Или - даже жалеет, что мало убил. Угу, такие тоже есть.
А что, все убийцы потом самоубийством кончают?
Но все равно мы будем продолжать считать себя христианами?
Но что меня удивило. Только что в другом месте Вы отстаивали совершенно противоположную позицию. Спор ради спора?
А с этим, к сожалению, не могу согласиться. Хотя очень хотелось бы. И с точки зрения простой логики так оно и выглядит, но... Спросите всех, кто воюет - они хотели войны? Уверен, что большинство ответит: "Нет, конечно! Мы что - идиоты?! Нас вынудили". Так что задача намного сложнее - не просто не захотеть войны, но и научиться не делать то, чего мы не выбирали, несмотря ни на какие обстоятельства. Вплоть до самопожертвования в наивысшем смысле.
Нам часто кажется, что мы соблюдаем какие-то заповеди, потому что мы не так уж плохи, как другие - те, кто грабит и убивает. Но история показывает, что очень многие люди не убивают и не воруют не из добродетели, а потому что не предоставляется им ситуация, когда это можно сделать легко и безнаказанно. То есть, убить человека им мешает не любовь к ближнему, а элементарный страх. И те же самые люди, оказавшись в соответствующих обстоятельствах, спокойно это делают, зачастую сами от себя этого не ожидая.
Говорить о том, что соблюдает заповедь "не убий" имеет право князь, который выпустил дипломатом перед вражеским войском своего сына-отрока, и этого сына убили. А князь не направил тут же на врагов дружину, которая готова была ринуться в бой по одному его знаку, а продолжил переговоры и добился перемирия, и сохранил множество жизней ценой жизни своего сына. Вот он - имеет право это сказать. Или мать, добивающаяся замены смертной казни пожизненным сроком для преступника, изнасиловавшего и зверски убившего ее ребенка, когда все общество требует смерти злодея. А она пишет прошения в верховный суд, потому что "не мы дали жизнь человеку - не нам и отнимать" - она тоже имеет право это сказать.
А мы, перед кем никогда не стоял выбор - убить или простить... когда наше "прощение" - по сути просто отсутствие объекта мщения, либо отсутствие возможности отомстить легально и без опасности для себя - то при чем тут заповедь? Нам просто Бог не позволяет окончательно распоясаться - ради нашего же спасения, вот и все.
А что, хотите кого-то грохнуть и заранее выяснить, что за это будет? Тогда это в любом случае будет не "в состоянии аффекта", а преднамеренное .
По поводу "Нас вынудили" - да, это не может являться оправданием. Согласитесь ли Вы с этим - http://www.myjulia.ru/post/740566/
Вот недавняя история. Отчим изнасиловал 5-летнюю приемную дочь. Ребенок умер. Его простим? пусть живет, есть же заповедь "не убий". подумаешь, еще десяток девочек вот так угробит. зато мы такие все чистенькие и с крылышками.
Что же касается личного нравственного выбора между добром и злом - мы выбираем зло не когда берем в руки оружие, а когда пускаем в свое сердце ненависть и жажду мщения. Можно с оружием в руках принести себя в жертву, защищая невинных. А можно стать орудием мщения, выплескивания личной ненависти к тем, через чье посредничество силы зла меня лишили самого дорогого - дома, родины, близких. Можно с болью в сердце исполнять тяжкий долг, а можно мстить за лично свою разрушенную жизнь. При этом даже в случае, если человек искренне не хочет вставать на путь войны, но все же принимает решение это сделать, этот выбор сделать очень нелегко. И все равно нельзя быть уверенным, что поступил правильно. Не случайно солдаты всегда шли на исповедь после боя. Ведь даже если убил врага, отводя его удар от невинной безоружной жертвы - все равно убил человека, все равно нанес вред своей душе и умножил зло в мире. Хотя и для того, чтобы предотвратить еще бОльшее зло. Это страшный выбор, и все равно делать его приходится каждый раз каждому лично для себя, никуда не денешься. И Бог видит ВСЕ сопутствующие условия, когда каждый из нас принимает это решение. И нет одной общей инструкции, дающей возможность ВСЕГДА поступить ПРАВИЛЬНО.
Да, есть заповедь "не убивай". Но если на моих глазах злодей преступник убивает ребенка, и остановить преступника у меня есть лишь один способ - убив его, то если я этого не сделаю - не становлюсь ли я участником преступления?
Я согласен с Вами, что позволяя себя "накрутить", разжигая в своей душе ненависть к реальным или мнимым противникам, мы работаем на всемирную машину зла. Причем, как ни парадоксально, те, кто ни разу в жизни сам даже мышь не убил, но не жалеет злобы, выплескиваемой в словах, в эмоциях, подогревая в чужих душах злобу и жажду мести, гораздо больше виновны в массовых убийствах, чем те, кто находится на поле боя с автоматом. Тот, кто сам воюет, оплачивает это собственной жизнью. Да, он принес горе одной семье. Может, двум или трем. Но если он не отморозок-мародер, он убил солдата. Такого же, как он. Который тоже понимал, на что идет. Это очень больно и страшно, но убийство в бою в какой-то мере оправдывается тем, что солдат, убивший другого, точно так же сам в любой момент может быть убит. Особенно если он идет туда движимый не ненавистью к врагу, а любовью к своим соотечественникам, желанием их защитить.
Но те, кто сидя в уютных квартирах, транслирует в пространство ненависть, наводняет эфир истеричными выпадами, смысл которых сводится к одному: "москали - уроды!" или "хохлы - уроды!" - вот тем нет и не может быть оправдания в разжигании войны. Это из-за них идут на смерть молодые мальчишки, из-за них гибнут дети. Потому что они разжигают в людях раздражение и ненависть, именно их поддержкой пользуются стоящие у власти корыстные и тщеславные нелюди, когда затевают свои грязные махинации. Именно на это "масло подлитое в огонь" и рассчитывают. Не случайно любые социальные потрясения начинаются с брожения в умах, с создания определенных настроений в массах. Потеря душевного равновесия, потеря здравого рассудка, сознательный ОТКАЗ от контроля своих действий (а не физиологическая его потеря, как при аффекте), вручение власти над своими действиями чувствам гнева, озлобленности, личной обиды и желания отомстить - вот цель всех устроителей войн.
В политологии это называется "регулируемый конфликт". А по простому: "разделяй и властвуй". Поэтому зло начинается там, где начинается ненависть. Когда же колесо войны уже запущено, остановить его простым непротивлением - такая же утопия, как остановить разъяренное стадо быков лаской и кусочком хлеба. Таким способом можно успокоить животное, когда оно только начинает волноваться. Когда же уже несется, разбрызгивая пену, а ярость застилает глаза - делай , что можешь. Либо стреляй, а не можешь стрелять - хватай детей и уноси с дороги. Желание в данном случае обойтись без жертв и остаться незапятнанным - утопия. Жертвы УЖЕ в любом случае будут. Выбор только между тем, будет их больше или меньше. И скольких невинных удастся спасти. Насилие в этом случае придется применить - не чтобы отомстить за уже совершенное зло, а чтобы остановить то, что совершается в данный момент.
Прекрасно и замечательно было бы, если бы все люди, как один, отказались воевать. Да, тогда бы война прекратилась. Но даже если большая часть людей откажется, все равно оставшейся части будет достаточно, если другие - хорошие и неагрессивные - не будут останавливать эту оставшуюся часть. Мы видим это на примере преступности. Всегда есть в обществе процент убийц и насильников, которые НЕ ЗАХОТЯТ отказаться от совершения зла, если это не пресечь МЕХАНИЧЕСКИ. Есть люди (и их не так уж мало), морально покалеченные. Для них убивать - удовольствие. Они таким образом решают какие-то свои психологические проблемы. И им плевать и на заповеди, и на наши рассуждения. Их можно остановить только пулей. Увы.
Да, это ужасно, недаром говорится, что плохой мир лучше хорошей войны. Остановить это очень сложно, потому что поднимается такой вихрь, состоящий из ненависти, страха, желания мести и пр. Но. Я считаю, что война не может не начаться, потому что существует некоторое количество людей (скажу так, хотя вряд ли это категория количественная, скорее всего - качественная), которые не только хотят воевать, но и поддерживают умонастроение, что зло можно победить только силой, что цель оправдывает средства, и что во имя цели, которая кажется святой, допустимо осуждать и даже убивать других людей. Наше сознание так же действенно, как и наши руки. И пока мы не поймем, что война - это бессмысленно и бесконечно, баланс в сторону мира может так и не наступить.
Я повторюсь, что бессмысленно надеяться, что все, как один. Вряд ли может произойти такое чудесное обращение. Но посмотрите, приходит, например, один Менделеев, один Ломоносов, один Эйнштейн. Пусть проходит 100 - 200 лет, но их открытия становятся достоянием человечества, пусть со скрипом, но развитие поднимается на следующую ступень. Так же и приход Иисуса, Его учение "примагнитило" умы, наверное, половины человечества. Я к тому, что и один человек или группа людей оказывают влияние, вопрос в том - что перевешивает, то и будет происходить.
Я согласен, что зло можно победить только добром, только любовью. Но это - в том случае, когда зло в зачатке. Зло, зарождающееся в душе своего ребенка или в отношениях между супругами, или начинающееся недовольство между соседями можно победить любовью. Но когда оно уже сорвалось с цепи... Собаку воспитывают лаской, когда она здорова. Если она взбесилась - увы, в нее можно только стрелять. Конечно, насилием не победить зло. Насилием можно только пресечь последствия. Как ампутация - не вылечивает больную конечность, она просто является крайней мерой, чтобы не погиб весь организм.
И, конечно, настроения в массах имеют очень важное значение, но ведь согласитесь, бывают случаи, когда невозможно отказываться от насилия, не причинив этим еще большего зла, чем даже убийство. Например, если злодейство совершается на наших глазах (я сейчас не приравниваю это ни к чьей личной ситуации, я только о том, что такие случаи в принципе существуют).
Впрочем, Господь мудр, и Он помещает каждого из нас в то место и в то время, где нужно принимать то решение, к которому мы готовы.
Чтобы провести аналогию, надо, как минимум, два предмета или явления, которые мы будем сравнивать. Я не рассматриваю христианство как нечто, отстоящее параллельно от жизни. Скорее, это свод законов, которые действуют в нашей жизни и которые нам довольно четко обозначили. Исполняя их, мы не становимся, как пишет Мария "такими все чистенькими и с крылышками". Мы просто останемся людьми. Потому что эти законы - для людей.
А последствия, скорее всего, имеют первопричину - того же насилия.
Это очень сложный вопрос, однако я придерживаюсь несколько иной позиции. Христос поставил любовь выше закона. Утверждение же, что мы в чем-то исполняем закон - в принципе опасно для христианина, поскольку ведет к прелести. Я склоняюсь к такой позиции. Она не нова, как и Ваша.
Но... если честно, не хотел бы развивать эту острую тему, потому что уже понял, что мы понимаем этот вопрос по-разному, а в этом случае нетрудно перейти от простых разногласий к острой дискуссии, а затем и к ссоре. Поскольку тема - из тех, что очень важны для верующего человека и могут глубоко задевать. Очень много идет об этом споров и в христианской среде, и вообще. Немало богословов сломали копья на этом поле.
И, поскольку уверен, что у каждого из нас есть достаточно и аргументов, и опыта, подтверждающих наши убеждения, и что мы пришли к этой позиции не случайно, не под влиянием эмоций и не по причине недостатка знаний - думаю, ни нам, ни окружающим такой спор не пойдет на пользу. Предлагаю принять мнение друг друга как частное мнение и закрыть тему.
Оставить свой комментарий