Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
ИННА МАКАРОВА. ЛЮБИМОЙ АКТРИСЕ 90 ЛЕТ!
28 июля народная артистка СССР Инна Макарова отмечает юбилей – 90 лет со дня рождения, из которых 71 год отдан сцене и экрану! В эти цифры невозможно поверить, глядя, как она поднимается на сцену: легкая, воздушная, изящная, не поддающаяся времени, в туфельках на высоких каблуках. Инна Владимировна до сих пор бывает на гастролях, выступает перед зрителями, да и от съемок не отказывается, если находится достойный сценарий. Актрисе ее масштаба, снимавшейся у Герасимова и Пудовкина, не пристало играть в мыльных операх с банальными сюжетами, потому она и отклоняет предложения.
Снявшись в сорока с лишним кинокартинах, Инна Макарова создала целую галерею незабываемых женских образов. Всенародная известность пришла к ней с самой первой роли – Любови Шевцовой в фильме Сергея Герасимова "Молодая гвардия" - и была поистине оглушительной! За эту работу актриса, вчерашняя выпускница ВГИКа, была награждена Сталинской премией первой степени (самой высокой – всего существовало три степени), называемой ныне Государственной. Событие по тем временам чрезвычайное – такие молодые актеры никогда прежде не удостаивались подобной чести. Да и впоследствии подобного не бывало! Картина Александра Зархи "Высота", где Макарова с блеском сыграла главную героиню Катю, тоже оказалась счастливой: получила премию "Хрустальный глобус" на Х Международном кинофестивале в Карловых Варах. Песня из этого фильма "Не кочегары мы, не плотники" стала настоящим шлягером 1950-х и до сих пор не забыта, как и сам фильм. Сейчас это классика киноискусства! Сыгранные Инной Владимировной роли поражают глубиной и разнообразием: тут и выпускница мединститута Татьяна Казакова в "Сельском враче", и Надя "Девчатах", и завуч Вера Петровна в "Уроке литературы", и губернаторша в "Мертвых душах", и барыня в "Пешехонской стороне", и бабушка в "Лермонтове"… Картины с участием актрисы выходили практически ежегодно на протяжении 40 лет. Инна Макарова – это целая эпоха в отечественном кино! С первого появления на экране она стала ярчайшей его звездой, кумиром миллионов, но никакой "звездности", заносчивости в этой удивительной женщине нет и в помине. Инна Владимировна – очень теплый, искренний, открытый человек, великолепная собеседница, и ей есть что рассказать о времени и о себе. Семейная история Инна Макарова появилась на свет в городе Тайга, росла в Новосибирске. В детстве одним из самых радостных событий были поездки за город к реке. Сначала трамваем, потом пешком до соснового бора на берегу Оби. Иногда переплывали на другую сторону на моторке, где березовая роща спускалась к самой воде. Река поражала своей мощью! Ни Волге с Днепром, ни Дунаю, Эльбе, Сене, Темзе, Нилу, Гвадалквивире, на берегах которых довелось побывать актрисе, по ее мнению, с Обью не сравниться. Родители Инны Макаровой были писателями, работали в новосибирском радиокомитете: мама – литературным редактором и собкором, а папа (он писал стихи и поэмы и к тому же обладал редким по тембру голосом) – еще и диктором. В 1934 году Макарова приняли в Союз писателей (у его дочери до сих пор хранится его членский билет с подписью Горького), а через полгода его не стало. Жизнь Владимира Степановича оборвалась в 34 года. Он был командирован в Улан-Удэ для создания радиокомитета, где и вещал на радио еще до окончания строительных работ – и редактор, и автор, и диктор в одном лице. Какая-то крошка попала ему не в то горло, начался острый абсцесс, а потом гангрена – омертвение легкого. Спасти его не удалось. Мама актрисы – Анна Герман, выпускница заочного отделения Литературного института имени Горького, была бесстрашной исследовательницей Горного Алтая, автором интереснейших очерков и книг о Сибири. Ее роман "Возвращение", вышедший в свет в 1940 году, имел большой успех. В 1942 году вместе с делегацией бывших партизан-сибиряков Анна Герман ездила к белорусским партизанам – везли все, что может потребоваться для жизни в лесах. О том, что известную писательницу включили в делегацию, сообщалось даже в газете "Советская Сибирь". А после войны писали уже другое: "Нам не нужны Анна Герман и Жюль Верн". Оказаться в одной обойме с Жюлем Верном было лестно, но печататься-то стало невозможно! Но, несмотря ни на что, опальная писательница вставала, когда еще все в доме спали, садилась за трофейную машинку и работала. Она была человеком необыкновенной судьбы. Младенцем ее положили на порог сибирского дома. Удочерила девочку бездетная пара – Ирина Самсоновна, в девичестве Варакина, и Иван Михайлович Герман. Поговаривали, что Аня была его кровной дочерью. Происходил он из австрийских поляков, сосланных в Сибирь. Венчаясь, принял православие, вместо Иоганна стан Иваном, но сохранил европейские привычки: любил пить по утрам кофе и выписывал газеты. А дедушка Инны Макаровой по линии отца, переселившийся в Сибирь вместе с братом из Вятской губернии, жил в Мариинске и был гармонных дел мастером. Причем не только делал гармони, но и настраивал их и сам играл. У него был прекрасный слух! Из Тисуля, с золотых приисков, ехали люди за музыкой к Степану Родионовичу Макарову. Внучке запомнились его очки в металлической оправе и синяя косоворотка, подпоясанная тоненьким ремешком. Там, в Мариинске, на высоком крыльце дедушкиного дома, и состоялось ее первое выступление. В шесть лет маленькая Инна уже успела побывать в новосибирском ТЮЗе, видела "Дон Кихота" и пьесу "Клад", фрагмент из которой, собственно, и давали на крыльце. Первое осознанное движение к будущей профессии произошло в четвертом классе, когда одноклассник Инны Макаровой Мироша Бучин занял первое место за чтение басни на смотре юных талантов в Москве. Директор школы – Алексей Александрович Покровский ввел его в класс за руку, одетого в нарядный бархатный костюмчик с большим белым бантом на груди, и показал всем роскошную грамоту. Мелькнула мысль: "Вот это да! А что же я-то? Сижу и зарываю талант в землю". Результатом неожиданного успеха Мироши было создание школьного драмкружка, а первой ролью Макаровой на сцене оказалась бессловесная поповна в "Сказке о попе и его работнике Балде". Потом ей дали уже более ответственную роль девчонки Паньки в пьесе "Кухаркины дети". Перед выступлением на смотре актриса вместе с другими девчонками тайно забралась в буфетный закуток, чтобы выпить валерьянки. На всякий случай хлебнула четверть стакана – чтобы лучше подействовала. Волнение как рукой сняло, но в результате Инна совершенно ошалела. С таким самозабвением и грохотом била на сцене посуду, что после этого в школе за ней прочно утвердилось прозвище "артистка"! Двенадцатая ночь После этой постановки Макаровой был открыт путь в театральную студию при новосибирском Доме художественного воспитания детей – ДХВД. Для поступления в этот драмкружок нужно было сдавать экзамены, как в настоящее театральное училище. Инну прослушали и неожиданно включили в состав старшей группы, хотя по возрасту она должна была заниматься в младшей. Каким же счастьем было для нее вечером бежать на репетицию! В валенках, ушанке, а поверх всего этого бабушка заворачивала внучку в огромную шаль, оставляя маленькую щелочку для глаз. Под шалью, на груди – книжка и тетрадка с ролью. Казалось – если не прийти хоть на одну репетицию, будет пропущено все самое главное, лучшее в жизни… Студией руководила Валентина Викторовна Петухова – талантливая актриса, много игравшая на сценах Томска. Ставили Лермонтова, Островского, Гольдони, Мольера, Шекспира – "Двенадцатую ночь". Ее премьера состоялась весной 1941 года. Разве могла Инна тогда представить, что Марат Бондаренко, игравший Эндрю Эгюйчика, не вернется с фронта. А исполнитель роли Мальволио Дима Мелик погибнет под Ленинградом со знаменем в руках в первые же месяцы войны… Военная тема В память Макаровой навсегда врезался первый выезд в госпиталь, а в нем – большой просмотровый зал со сценой. Лечили там преимущественно ранения лица, восстанавливали челюсти, носы, много лежало обожженных танкистов. Зал был переполнен, но Инна старалась не смотреть в него. В каком-то эпизоде, играя веселую Дорину в "Тартюфе", она подскочила к окну и вздрогнула. Плотно прижавшись к стеклу, смотрели на нее неживые лица с любопытными молодыми глазами… Ее путешествие во взрослую жизнь началось 28 июля 1943 года. Только что закончилась Курская битва, а Институт кино уже делал первый свой набор после перерыва, вызванного войной. Макарова узнала, что ВГИК эвакуирован в Алма-Ату, и решила ехать именно туда: это в шестнадцать-то лет! Провожала Инну мама, только что вернувшаяся с фронта. Макарова явилась во ВГИК без вызова, за месяц до начала экзаменов, даже не выслала фотографию. Инну включили в просмотр в последний момент: до него оставалось всего два часа. Дали матрас, сказали – отдохни до экзамена. За печкой сидели сторожихи или уборщицы и говорили: "Несутся отовсюду дурехи: кому они нужны в такое-то время?" Даже на этот предварительный набор пришли видные деятели киноискусства: режиссеры Григорий Львович Рошаль и Борис Владимирович Бибиков, а также известная актриса Ольга Ивановна Пыжова. После прослушивания абитуриенток усадили рядком на длинной скамейке (Макарова оказалась в самом конце) и каждой терпеливо объяснили, почему ей не стоит ждать экзаменов, а лучше ехать домой. Когда очередь дошла до Инны, сказали: "А вот вам, девочка, мы советуем остаться". Конкурс был большой – триста шестнадцать заявлений на актерский факультет, а мест только пятнадцать! После экзаменов Инна вернулась домой за теплыми вещами, а учиться поехала уже в Москву, куда к тому времени успел вернуться из эвакуации ВГИК. Оказалось, что в столице тоже набирали студентов. Оба набора объединили в один курс, который возглавил Сергей Аполлинариевич Герасимов с Тамарой Макаровой. Звездный курс Когда Герасимов дошел до Инны, знакомясь со студентами, то сказал: "Еще одна Макарова. Посмотрим, оправдает ли фамилию". На экзамене по мастерству в конце первого курса семь человек получили "отлично" – и Макарова в их числе. Рассказывали, что, когда было обсуждение, кинорежиссер Пудовкин заявил: "Это игра не студентов, а профессионалов". Но отсев был огромный! Закончили курс только 13 человек, среди которых были Глеб Романов, Клара Лучко, Людмила Шагалова, Евгений Моргунов и Сергей Бондарчук, присоединившийся к ним на 3-м курсе. Испытание славой Вчерашней школьнице фронтовик с опытом семейной жизни за плечами показался очень взрослым. Он очень красиво ухаживал, провожал до дома, дарил цветы, но Инну одолевали сомнения: уживутся ли? Да и где им жить – своего угла не было. Однако Сергей очень настаивал на браке и даже отправил маме своей избранницы "послание в Сибирь", в котором просил ее руки. Обдумывал его 2 недели, писал 2 дня, горы бумаги извел – очень волновался! У Макаровой тогда даже паспорта не было, а только временное удостоверение, развалившееся на четыре части. Бондарчук сидел и всю ночь его склеивал. Пока искали жилье, ночевали на диване в Театре киноактера, но оттуда молодоженов изгонял сторож-пожарник. Потом снимали угол в подвале на Садово-Триумфальной. Комната обогревалась железной печуркой, там водились огромные крысы – размером с кошку. В этом подвале актеры и встретили всесоюзную славу - услышали по радио о присвоении Макаровой звания лауреата Сталинской премии за роль Любови Шевцовой… Брак с Бондарчуком продлился 10 лет. Это были годы становления для них обоих. А расстались они по инициативе Инны Владимировны: Сергей Федорович не хотел развода. Актрису даже в ЦК вызывали, но та была непреклонна: чувствовала, что их брак изжил себя. Поистине удивительна история знакомства Макаровой со вторым мужем – Михаилом Израилевичем Перельманом. Во время войны их драмкружок выступал в госпитале, где работал отец Перельмана, а сам он тогда учился в медицинском институте. Инна и Михаил уехали из Новосибирска одновременно – в 1943 году и потеряли друг друга из виду. Встретились уже зрелыми людьми, случайно. Макарову свели с Михаилом Израилевичем как с хирургом, когда заболела ее мама. Он был уникальным специалистом, настоящим подвижником, долгое время возглавлявшим институт пульмонологии. Вместе они прожили больше 30 лет. В юности Макаровой нравилось смотреть на пожилые пары: как они понимают друг друга без слов, чувствуют состояние другого, какое в них ощущается созвучие, какая гармония! Стареть ведь тоже можно красиво – так, что залюбуешься и позавидуешь. Ирина Ковалева Взято отсюда:liveinternet.ru/users/komrik/post395323601/ Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
120 ей
Спасибо, Света!
Оставить свой комментарий