Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Медовый Спас. Церковный праздник или народная традиция?
Поздравляю всех с праздником! Язычников - с первым днем праздника урожая - сбора меда, а христиан - с праздником происхождения Древ Животворящего Креста Господня .
Источник: http: //www.pravmir.ru/medovyiy-spas-prazdnik-osvyashheniya-meda/ "Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно. Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником. Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни. Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние. Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви. Оставлялся мёд также не случайно. Не для того, чтобы батюшка наелся меда без меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим мёдом с нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не может приобрести, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение – люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся. И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное. То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь – не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном. Праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми, готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку, а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими. В Елоховском соборе мы решили в этом году взять на праздник у уже испытанных, известных производителей мёд, который затем будем предлагать на продажу в лавке или перед храмом. И что важно, человек сможет купить мёд не только для себя, но и оплатить мед для нуждающихся. Тогда мы будем иметь возможность поделиться с нуждающимися, имея оплаченный добрыми, щедрыми людьми мед. Конечно, это наш первый опыт, посмотрим, как это будет восприниматься людьми, но мы специально отобрали несколько сортов хорошего меда нового сбора, чтобы гарантировать соблюдение традиции – освящения меда нового сбора. Теперь прихожане могут приобрести мед не только для себя, но и для других, для тех, кто не имеет возможности порадовать себя медом в эти дни. Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели. Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций". (Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора) Поздравляю всех с праздником! Язычников - с праздником урожая и Медовым Спасом, а христиан - с праздником происхождения Честных Древ Креста Господня . Языческие корни "Медового Спаса" Источник: http: //mlady.net/magiia/magiia-prazdnika/14-avgusta-medovyi-spas-makovei Как и каждый год, в августе 2016 года православные люди празднуют три больших праздника. 14 августа 2016 года - Медовый Спас, 19 августа - Яблочный Спас, 29 августа - Ореховый Спас. Воздух, наполненный запахами меда и поспевших яблок как бы говорит нам, что наступает время праздников Спаса. Само слово «Спас» связано с Иисусом Христом, которого называют Спасителем. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Надо сказать, что каждый праздник Спаса в церковном календаре имеет другое, так сказать официальное название. Медовый, самый первый спас, в церковных календарях носит название Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Почему же праздники называют Спасами? Оказывается это слово имеет древние, еще языческие корни. Славяне еще задолго до прихода христианства почитали бога Спаса, которому молились за удачный сбор и сохранность урожая. После крещения Руси славянские традиции переплелись с православными, и праздники Спаса приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность сласти свою душу от злых сил позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем? 14 августа празднуют Первый Спас, который называют Медовым Спасом или Маковеем. По преданиям, в православии этот праздник появился после того, как жители Константинополя в этот день из храма Святой Софии, в разгар страшной эпидемии, вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И свершилось чудо - болезнь, унесшая тысячи жизней ушла из города. Но на медовый спас освящают воду в реках, родниках колодцах не только в память о константинопольском чуде. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. Наши предки на Медовый Спас обязательно купались в водоемах. Считалось, что в этот день вся вода приобретает волшебную силу - смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после 14 августа было запрещено - можно было заболеть и даже утонуть. 14 августа в церквях и православных храмах освящают не только воду, но также и мед. Именно в это время соты в ульях заполнены медом до отказа и самое время собирать урожай, а после освящения, угощаться вволю. У славян мед был не только вкусным, сладким лакомством, а из него еще готовили популярный хмельной напиток - медовуху. В народе ее использовали не только в качестве праздничного напитка, а и лечили хвори и недуги. Существует еще одно название праздника 14 августа - Маковей. Те, кто часто посещает церковь знают, что в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но, к празднику урожая Маккавеи никакого отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой. Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Как раз отголоски язычества, как и купание в проруби в Крещение. По христианскому учению никаких грехов вода не смывает и от бед не спасает. От бед спасает Христос, грехи смываются покаянием, а не купанием. Так что, купаться, конечно, можно, если хочется, но мистического смысла в этом нет.
Впрочем, и мед покупать и освящать в этот день - тоже необязательно. Хотя и не возбраняется.
Главный смысл христианского праздника - память о константинопольском чуде. И, конечно, участие в праздничной службе и начало Успенского поста. Все остальное для христианина - не более чем народные традиции, которым не следует уделять слишком много внимания, особенно отводить им главенствующее место, забывая о смысле самого праздника.
Я не ёрничаю, не наезжаю, а просто интересуюсь, чтобы понять смысл.
Если в обычной жизни ты не идёшь против правил, установленных твоей сущностью, зачем намеренно ограничивать себя в вещах, которые доставляют удовольствие?
Ну я понимаю, что удовольствия для всех разные. Т.е. жрал-жрал мясо (сладкое или там, противоестественный маргарин), а тут вдруг раз - и по календарю воздерживаешься, шоп по окончании поста вернуться? Не проще ли постоянно жить не нарушая внутренних правил?
Или вёл безразборчивую половую жизнь, злословил, а тут пост. Мысли чистые, состояние одухотворённое, но стОит только закончится посту - и всё по-новой? Зачем??? Смысл???
в принципе, это не одобряется и вне поста.
а по поводу еды - это только мааааленький шажок в сторону свободы от своей телесности. Т.е., как правило, нами командует желудок - но, когда мы постимся, мы как бы говорим ему: ша! Поскольку мы слабы телесно, то быть в воздержании всегда мало у кого получается. Поэтому - вот так, в меру сил.
а преодолевать и совершенствовать найдется много чего у каждого из нас.
Вот представьте: если человек хочет поддерживать себя в хорошей физической форме, он посещает спортзал, так? Делает там какие-то упражнения, а затем возвращается к обычной жизни. Если он - не профессиональный спортсмен, то не проводит на тренажерах целые дни с утра до вечера. Но это и не означает, что покинув спортзал, он начинает объедаться, заваливается на диван, начинает пить и курить. Чтобы результаты не были напрасными, он и в другое время должен стараться вести здоровый образ жизни, просто во время посещения зала нагрузка усиливается, все внимание концентрируется на приведении тела в порядок. Так и во время поста - внимание концентрируется на духовной жизни, нагрузка усиливается. Но это не означает, что в другое время можно "пускаться во все тяжкие". Ну, диету, наконец , вспомните! Есть ведь не постоянные диеты, а которые идут "курсом", так? А будет толк от этой диеты, если после нее снова завалиться на диван и начать обжираться? Нет. Но это и не значит, что если человек постоянно не голодает, а лишь иногда устраивает себе "разгрузочные дни" - от этого нет смысла и пользы здоровью и фигуре. Так и посты - от них есть польза, если это - не формальное ограничение ради ограничения, чтобы потом галочку поставить "молодец я, выдержал", а когда это ограничение чему-то способствует в изменении духовного состояния христианина.
Единицы таких, которые со всей серьёзностью подходят к мероприятию. Значит это мероприятие - фикция? Возвращаюсь к начальному вопросу: тогда зачем? Если все всё понимают и играют постановку. Потому что так принято? Ну опять лицемерие вылазит... Может вообще посредник со своими правилами не нужен? Может, лучше напрямую?
Что касается лицемерия и "поста напоказ" - так это фарисейство, а не христианство. Есть и те, кто жертвует деньги на благотворительность демонстративно. Но это же не означает, что любое пожертвование в благотворительный фонд - лицемерие с целью показать себя. На человеке не написано, сколько раз он посещает церковные службы, как постится и тем более, сколько молится. Если он не орет на каждом углу о своих "духовных подвигах", то в чем тут лицемерие?
Что касается "посредника", то если Вы называете посредником священника - это не совсем так. Это - не посредник, а рукоположенный служитель. Он не ближе к Богу, чем мы. Но это тот - кто выбрал путь служения. В христианской Церкви существует апостольская преемственность через рукоположение в сан. Священник нужен не только как духовный наставник, он нужен в первую очередь для того, чтобы мы могли исполнять Таинства Церкви. В общем... ну, не катехизацию же в самом деле проводить в комментариях, это долго и сложно, особенно "с нуля", да и никто меня на это не благословлял на богословское просветительство . Короче, священник - это не "посредник" между Богом и людьми. И, конечно, каждый христианин общается с Богом напрямую. Если человек не обращается в молитве напрямую к Богу - никакой священник не поможет эту связь установить. Но без участия в Церковной жизни, без регулярного причащения, христианину спастись... не то чтобы невозможно, но очень-очень трудно. Это требует титанических духовных сил - как у великих подвижников, которые могли годами пребывать в пустыне, не посещая церковную службу, и при этом не отпасть от Бога. Но у них было множество искушений, просто у них были силы это преодолеть. Жизнь же в миру без Церкви - это как по трясине без слеги ходить. То есть, в принципе возможно, но мало шансов на успех. И велика вероятность повторить судьбу Лизы Бричкиной .
Или еще такое сравнение: Если у человека абсолютный слух, он может и петь, и настроивать инструмент, идеально попадая в нужные ноты. Но представьте, что абсолютный слух у одного из миллиона. Что произойдет инструментом обычного человека? Допустим, несколько струн "съедет". Если у него нет камертона, он вместо того, чтобы подтянуть их - остальные настроит по ним. Постепенно он привыкнет, что это - нормальный строй. Потом - еще что-то съедет, и еще - и снова будет восстанавливать гармонию так, чтобы "совпало с большинством струн моей души". А большинство уже ниже настроено. И так далее. И в конце концов строй настолько собьется, что уже никакую гармонию будет не установить. И ни одно нормальное произведение сыграть будет невозможно, только три блатных аккорда. То же и с духом христианина происходит, когда он отходит от Церкви.
Вот... объяснил, как сумел. Может, не очень удачно, но у меня нет ни миссионерских способностей, ни дара проповеди. Я только все на собственном опыте могу. А он у меня в духовном плане невелик. Я - из тех, кто духовными подвигами-то, мягко говоря, не перетруждается .
Праздник урожая. Всё. А все византийские навороты, над которыми думали основатели - не более, чем хитрость: вот, смотрите, испокон веков праздновали! Так совсем не то праздновали, не то, к чему имеет отношении христианство: просто украли языческие праздники, чтобы ассимилировать народ под христианство. А народу по большому счёту всё равно, главное - праздник: урожай же. :о)))
Вы и правда считаете, что в Константинополе сидели и думали, что бы такое замутить, чтобы славяне к христианству повернулись? Где Византия - а где- раздробленные славянские княжества? Ну, не стоило ради них чего-то изобретать, тем более такой могущественной державе, как Византия.
Кстати, если очень интересно, могу озвучить цифру зарплаты священника в центральных храмах Санкт-Петербурга (как по остальной России - не знаю). Это - двадцать пять тысяч рублей. Плюс-минус две-три тысячи. Не знаю, кому как это покажется, для Питера это - ниже среднего.
Короче, все довольно грустно. Но это - не лицемерие. Это - дремучесть. Они чистосердечно полагают, что мед, на который в церкви водичкой побрызгали, как-то приобщит их к благодати - без общения с Богом, и что в проруби можно автоматически "смыть грехи", как инфекцию, без покаяния, не меняя своей жизни и своего сознания .
Почему я не язычник? Потому что сразу стал христианином. В язычество по моим наблюдениям чаще всего переходят детские суеверия у людей, склонных к мистике в принципе. Ну, есть такие люди - мистического склада, которые вообще с готовностью верят в сверхъестественные вещи, в том числе в сказки, мифы, различное волшебство. Возможно, это люди более поэтического, чувственного склада. Ну, или просто суеверные, эмоциональные и внушаемые. Еще встречал язычников, обожествляющих физиологическую жизнь, все "естественное", и через это приходящих к поклонению силам природы в лице языческих божеств.
Я ни к тем, ни к другим не отношусь, представителем дикого племени, полагающим, что гром - дело рук бога-громовержца и воспитанном в культуре поклонения духам предков я тоже не являюсь. С чего мне быть язычником?
Насчет чувствовать веру... Понимаете, вера - это дар. Но кому-то она дается сразу по милости Божией. Кому-то - только после множества подвигов. Вы знаете, что некоторые святые всю жизнь были не уверены, есть ли у них вера? Быть христианином - это не "чувствовать что-то такое", не быть убежденным в каких-то постулатах, кем-то сказанных, приняв их на веру, как ребенок принимает на веру, что "детей приносит аист" - просто по наивности, потому что еще не знает, что люди могут обманывать, не как лох верит мошеннику, потому что тот сумел привести убедительные аргументы или воздействовать на него эмоционально. Быть христианином - это духовный выбор. Это как, например, быть гуманистом - не значит, считать, что мир гуманен, это значит - ВЫБРАТЬ верить в то, что добро существует и своей жизнью утверждать это добро. Верить в Бога - это не допущение Его существования. Как когда мы говорим человеку "я в тебя верю" - это означает не то, что "я верю в то, что ты существуешь". Христианство вообще лежит не в области чувств, а в области духа. Это - распространенная ошибка, принимать свои эмоциональные ощущения, какие-то проявления инстинктов, экзальтацию - за религиозные взгляды. Такая же ошибка, как принимать секс за любовь, а сентиментальность - за доброту. Религия - прежде всего сознательный выбор, волеизъявление. Чувства при этом могут быть, а могут - и нет.
И еще важный момент: между наукой и религией на самом деле нет никакого противоречия. Наука изучает законы материального мира, а религия - законы духовного. Разница между ученым-атеистом и ученым верующим - в признании авторства . То есть, атеист считает, что все появилось само собой, а верующий считает, что все создал Бог. И атеист считает, что все в мире - цепь случайностей, верующий видит во всем волю Божию. Однако, такие вещи как "человек произошел путем эволюции из обезьяноподобного существа или возник сразу таким, какой есть, или прилетел с другой планеты" и прочие подобные вещи - это должно вызывать споры и разногласия между учеными, а не между атеистами и верующими. Религия не решает вопросы науки. Она решает вопросы нравственности, смысла жизни и смерти, осознания своего места в Божием замысле и своего предназначения. А не того, каким образом клетки материи, из которой состоит мое тело, эволюционировали или в виде ДНК в комете прилетели . Этим вопросом пусть занимаются специалисты. Как, впрочем, и любыми другими узкоспециальными вопросами.
И понятие "раб Божий" означает в первую очередь мою принадлежность Богу. Противники религии вообще и христианства в частности любят понимать это как рабство в человеческом понимании: один унижен, подавлен, угнетен, другой над ним господствует, распоряжается и плюет сверху. Такие отношения отвратительны между людьми, потому что люди изначально созданы равными, и когда один человек порабощает другого, он незаконно занимает место господина, на которое не имеет права. Он - такой же человек. И он совершает насилие над другим человеком. Если сказать "Я принадлежу моему начальнику" - это звучит ужасно. Но если женщина говорит "Я принадлежу моему мужу" или мужчина: "Я принадлежу моей жене" - это уже иначе, верно? Хотя опять же, отношения между людьми, но уже добровольные. Но попробуем рассмотреть отношения "раб-господин" вообще в другой сфере - не социальных отношений, не между человеком и человеком. Если человек говорит: "Я принадлежу искусству" или "Я принадлежу науке" или "Я принадлежу делу спасения детей от рака" - никому не придет в голову сказать, что это человек унижен, лишен достоинства. Хотя такое заявление означает, что все его силы, мысли, воля, сама жизнь принадлежат одной идее. Идее, которая для меня превыше всего.
"Вначале было слово". "Слово" (логос) в контексте означает не только единицу речи, но и "идея", и "идеолог", и "знание", и "творческое начало". Вот что есть Бог. Христос - человеческое воплощение Бога, которое было необходимо для возможности соединения человеческой природы с Богом, для принесения жертвы за нас, как бы "выкупа", который платит тот, у кого есть средства, за того, кто этих средств не имеет, чтобы спасти его (как и почему - это ваще отдельная тема, здесь не уложимся). Именно в этом была основная миссия Христа, спасение заключалось в даровании нам шанса на соединение с Богом, а не в том, что мы что-то такое услышим и станем идеальными, сделав мир тоже идеальным. Христос знал, что не станем. Но прежде всего Бог - это идея, являющаяся одновременно личностью, рождающей эту идею. Так вот "Я принадлежу Богу" - означает, что все мои силы, устремления, желания направлены на то, чтобы исполнять волю Божию - то есть, утверждать те ценности, которые являются ценностями Бога. Почему и говорим мы в молитве "Я - ленивый раб". Потому что не можем сказать, что исполняем волю Божию, что утверждаем ценности, заповеданные нам Христом, планка слишком высока. Бог - это совершенство. Это - не характеристика, а определение. Мы поклоняемся совершенству. Совершенному добру, совершенной любви, совершенному милосердию, совершенной жизни. Исполнять это в полную меру дарованных нам сил - это и есть задача христианина. Вера нужна, чтобы была воля не сходить с выбранного пути. Как вера в свет в конце туннеля нужна, чтобы продолжать идти в темноте. Но тем, кто выбирает идти по этому пути, Бог дает и силы, и веру. В разной мере и в разное время. У Бога к каждому индивидуальный подход.
В заключение могу сказать, что никогда бы не стал христианином и вообще верующим, если бы Бог не привел меня лично. Никакие аргументы, проповеди, никакие события в жизни - тяжелые или наоборот прекрасные, не убедили бы меня ни в чем. Мне вообще невозможно что-то внушить или убедить, доказав логически, либо воздействуя на эмоции, у меня иммунитет очень хороший. Чудеса были. И подтверждения были. Но потом, позже, когда уже не могли они повлиять на мой выбор. Вот тогда я и понял: Бог действительно максимально не совершает насилия. Потому и нет чудес тем, кто не хочет верить, что Бог не хочет человека ни вынуждать к чему-то, ни соблазнять. Его первый и величайший дар нам - свобода воли. И Он ее честно не нарушает.
Простите, что много и сумбурно. И, возможно, не такого ответа Вы ожидали, а краткого и понятного. Но я сразу предупредил - вопрос слишком сложный и объемный. Невозможно в двух словах ответить на "главный вопрос жизни, вселенной и вообще" . Даже из обыкновенных спичек складывается бесчисленное множество комбинаций. А жизнь ведь - не коробок спичек.
Спасибо большое за все разъяснения без агрессии и раздражения.
http: //ria-m.tv/news/68262/kak_arhiepiskop_luka_v_prazdnik_prihojan_otchityival_za_veniki.html
Кроме того, не благословлял ли Христос хлеб с рыбой? И что с ними стало? и церковь - не посредник.
Оставить свой комментарий