Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
НЕВИДИМЫЙ ДИКТАТОРНам хочется думать, что мы принимаем решения, потому что мы сами сделали свой выбор. На самом же деле многочисленные исследования показывают, что на наш выбор влияют тайные силы, присутствия которых мы не осознаем. Человеку никогда не нравится считать себя подверженным чьему-либо влиянию: я личность, а не стадо, я независим, если кто-то выпрыгнет из окна, не прыгну же я за ним. И все же есть сила, которая действует на нас постоянно: это влияние общества. Упрощенно говоря, когда мы покупаем кроссовки и думаем, что сами выбрали модель и цвет, мы не замечаем, что до этого видели на улице массу людей в точно такой же обуви. Но если мы не заметили связи, это не значит, что ее нет. Каждый раз, когда мы видим что-то новое – одежду, человека, еду, – мы подсознательно опасаемся этого. Но со временем в памяти откладывается: я встретился с этим уже несколько раз, и оно меня не убило, значит, оно безопасно. Поскольку оно безопасно, что ж, возможно, это что-то хорошее. Такие процессы незаметно происходят с самого детства, когда ребенок привыкает к родителям. Человек не только больше любит что-то знакомое, но и бессознательно копирует поведение других людей: во время общения мы подражаем жестам и языку тела собеседника, чтобы диалог прошел благополучно. Исследования супружеских пар показывают, что муж и жена похожи друг на друга чаще, чем можно предполагать, причем чем дольше они живут вместе, тем больше это сходство. Джона Бергер профессор маркетинга Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете (США), автор книг «Заразительность: почему вещи становятся модными» и «Невидимое влияние: скрытые силы, стоящие за поведением» Читать полностью: СЛОН От редакции Окружение может сделать со мной все, что угодно – оно сильнее, чем моя природа. Ведь окружение действует на человеческом уровне, а моя природа – на животном. Мы видим, как разительно меняется человек под влиянием окружения – на свою полную противоположность. Он обладал какими-то свойствами, а потом вдруг попадает в такое общество, что выходит оттуда совсем другим человеком. То есть влияние окружающего общества – сильнее всех остальных факторов. администратор Facebook Google+ Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А если мы не выбираем вообще, а берем первое, что подошло по размеру и цена устраивает? А что надето на остальных - вообще не замечаем, потому что смотрим на лица, а не на ноги? Автор статьи, конечно, молодец, и он прав относительно локального явления (которое, впрочем, действительно достаточно массово, поскольку много людей живет неосознанно, руководствуясь скрытыми мотивами и не выводя их на сознательный уровень). Но он не учел одну очень сильно действующую силу - совковое наследие . Кто родился и вырос во времена "железного занавеса" и пережил тотальный дефицит, тот не обращает внимания на такие мелочи как "какие кроссовки носят люди на улице, и куплю-ка я такие же". Он заходит в магазин и видит: там ЕСТЬ кроссовки! Они МОЕГО РАЗМЕРА! Они стоят не три зарплаты! Они сшиты не сикось-накось, и я могу спокойно их купить, а могу даже сразу две пары. И не драться за них с очередью, которая орет: "По одной паре в одни руки!" Что еще выбирать-то? Надо брать эти! А то вдруг потом не будет? Вот какое подсознание срабатывает у нас. А вовсе не "что носят люди на улице". Потому что то же самое совковое подсознание подсказывает нам, что все люди на улице носят то же самое - не бывает, чтобы товары были хорошие и разные - или хорошие, или разные. И если завезли что-то хорошее - так оно все равно не сегодня, так завтра будет на всех такое же... потому что все не дураки - купят то же самое, если на их долю хватит .
А если серьезно, то вся эта система действует лишь в том случае, если человек привык в принципе не думать. Принимать решения автоматически, не отслеживая, почему он это делает. Те кто живет по принципу "я так чувствую", "все так живут" , "обстоятельства вынуждают" и, самое главное "моя левая нога захотела" (именно этот мотив многие считают крайней степенью свободы выбора, и, как ни парадоксально, именно он является признаком полной зависимости от чего угодно, только не от собственной воли) - те как раз и являются тем самым стадом, которым очень не хотят себя считать, поскольку позволяют за себя принимать решение своим инстинктам, не осознавая этого. И вся коммерция "заточена" именно под таких людей. Иногда наличие этой системы даже немного мешает и раздражает (например, трудно купить действительно то, что тебе нужно, поскольку торговые сети навязывают то, что пользуется наибольшим спросом, а твой спрос, допустим, в чем-то с этим не совпадает), но по большому счету - можно привыкнуть.
Вообще человек отличается от стадного животного не тем, что он плюет на общество и делает все, что ему вздумается, даже если это причиняет другим неудобство, а только одним - осознанностью решений. То есть, если человек делает что-то из соображений "не шокировать общество" или "в этом доме принято снимать обувь, а я уважаю хозяев, поэтому поступлю так, как здесь принято" - он повинуется не стадному инстинкту, а делает сознательный выбор. Стадный инстинкт - это если он устроит в гостях скандал, отказавшись снимать обувь, потому что не привык к этому, а потом, познакомившись с хозяевами поближе, начнет снимать обувь и у себя дома, поскольку подсознание ему скажет: "Они хорошие люди, мне с ними хорошо, буду делать все, как они".
Но в чем больше всего проявляется стадный инстинкт - легко проследить по телевизионной рекламе. Просто потому, что реклама на ТВ стоит дорого, а ни один серьезный коммерсант не станет вкладывать деньги в то, что не дает прибыли. Значит, эта реклама работает. Значит, люди ведутся именно на то, на чем играют производители рекламы. Посмотреть несколько рекламных пауз - и становится примерно понятно, какова психология основной массы потребителей.
Оставить свой комментарий