Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Названия цветов
А
Авантюрин — багровый, тёмно-красный. Аврора — устрично-розовый. Аврорный — от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии. Светлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом. Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, тёмно-синий. В 40—50-х годах XIX в. употреблялось в прессе и литературе: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»). Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или чёрный с красными разводами. Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou — махагони. Алебастровый (алавастровый) — бледно-жёлтый с матовым оттенком. Чаще этот цвет употребляют, когда говорят о цвете лица. Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил. Альмандиновый — тёмно-вишнёвый, от названия разновидности граната — альмандина. Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый. Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белёсый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба. Аполлон — ярко-золотой. Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX в. так называлась ткань из разноцветных треугольников). Б Багдад — розоватый, цвета кирпичной пыли. Багор (багр, багрец, багрецовый) — густо-красный с синеватым оттенком. Багряница — пряжа, окрашенная в багряный цвет. Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу. Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червеца (кошенили); поддельная — из марены и др. Барканский — один из оттенков красной гаммы (от «баркан» — плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шёлкового штофа). Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале XIX в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый — «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки»[1]. Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня. Биллиардного сукна — ядовито–зелёный. Бисквитный — нежный серовато-зелёный. Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели. Бисмарк — коричневый. Его оттенки — «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк en colere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый). Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом. Бисной — седой, серебристый. Бистровый — густой коричневый, бурый (от «бистр» — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем). Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет[1]. Блё-д-амур — голубовато-серый (от фр. bleu d’amour — «любовный синий»), встречается у Тургенева в «Записках охотника». Блё-раймондовый — оттенок синего цвета (от фр. bleu «синий» + имя Raymond). Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитний» (читается: блакы́тный) — именно голубой. Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отливом, по названию кружев «блонд». Болкатый — чёрный, тёмный. Бордоского вина — красно-фиолетовый. «Борода Абдель-Кадера» или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с чёрным оттенком и серым отливом. Бристольский голубой — ярко-голубой. Броный — бело-серый. Бронзовый[1] Брусничный — когда-то означал зелёный (по цвету листа брусники), а сейчас это один их оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. густо-розовый, цвета созревающей брусники [2]. Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета ягоды брусники. Брэнсолитеровый — оттенок коричневого. Буланый — серо-бежевый. Бурнастый — то же, что бурый. Бусый — тёмный голубо-серый или серо-голубой. В Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго. Весёлая вдова — оттенок розового. Вердепёшевый — жёлтый или розовый оттенок зелёного (похож на зелёный персик)[1]. Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок. Вердигри (от фр. vert-de-gris) — зелёно-серый. Вердрагоновый (от фр. vert dragon) — оттенок тёмно-зелёного. Вермильон (от фр. vermillon) — ярко-красный, цвета алой киновари. Винный — желтовато-красный. Винных дрожжей — желтовато-красный. Влюблённой жабы — зеленовато-серый. Влюбленного жирафа (или брюха жирафа, или "жирафы в изгнании") — сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Этот цвет, вернее, его название, пришло из Франции: в 1827 году в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королём Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Это был самый модный цвет 1827 г. Вороний глаз — чёрный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок). Ворон, воронов — цвета воронова крыла (блестяще-чёрный). Вороной — чёрный. Вощаный — цвет воска, от жёлто-серого до янтарно-жёлтого. Выдровый — грязновато-зелёный. Г[править | править вики-текст] Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот. Гаити — или розовый, или ярко-синий. Гвоздичный — серый. Гелиотроповый — цвета гелиотропа, тёмно-зелёный с пятнами красного или жёлтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый. Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый. Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название. Голубиной шейки — оттенок серого. Гороховый — серый или грязно-жёлтый[1]. Гортензия — нежно-розовый. Гри-де-лень — розовато-серый (от фр. gris de lin), встречается у Тургенева в «Записках охотника». Гридеперлевый (фр. gris de perle) — жемчужный оттенок серого[1]. Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета как «розового». Гусиного помёта (мердуа) — жёлто-зелёный с коричневым отливом. Д Двуличневый — с переливом, как бы двух цветов с одной стороны. Девонширский коричневый — светло-жёлтый. Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?) Джало санто — жёлтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера. Дикий, дикенький — светло-серый с желтоватым оттенком, цвет небелёного холста[1]. Драконьей зелени — очень тёмный зелёный. Дроковый — жёлтый, цвет краски из цветка дрока. Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый». Е Египетский коричневый — цвета мускатного ореха. Ж Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы. Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый. Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной». Жжёного кофе — сложный оттенок коричневого. Жжёного хлеба — сложный оттенок коричневого. Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала. Жирафовый — жёлто-коричневый. Жирафового брюха — жёлто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком. Жонкилевый — цвет нарцисса. З Зекрый — тёмный, светло-синий, сизый. Змеиной кожи — см. нильской воды . И Изабеловый — бледно-соломенный, обычно относится к масти ло — светловолосой; изжелта — белёсоватой при белом хвосте и гриве. Изжелта — желтистый, с добавкой другого цвета. Инкарнатный — цвет сырой говядины (от лат. сarneus — мясной). Испуганной мыши — нежно-серый цвет. Иудина дерева — ярко-розовый (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые). К Какао-шуа — цвет горячего шоколада. Камелопардовый — желтовато-коричневый. Карамазый — черномазый, чернявый. Кардинал на соломе — сочетание жёлтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Рогана в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы»). Кармазинный, кармезинный (от франц. cramoisi) — насыщенно-красный, цвет старинного тонкого сукна кармазина. Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого. Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного. Касторовый — тёмно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани. Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. Кашу́ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный. Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды. Клеопатра — пурпурный. Клуши — чёрная карточная масть — пика. Колумбиновый — сизый (от фр. colombin — «голубь»). Конго — начищенного медистого золота. Коричный — то же, что коричневый. Королевский голубой — калька с англ. royal blue, яркий, насыщенный синий. Кофейный Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый. Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены. Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани. Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса. Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго). Куропаткины глаза — светло-красный. Л Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом. Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошёл в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия. Лани (по одноимённому животному) — желтовато-коричневый. Лесных каштанов — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком. Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии[1]. Лондонского дыма — тёмно-серый. Лондонской грязи — тёмно-коричневый. Лорд Байрон — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком. Лосинный — грязно-белый, цвета лосин. Лунь — лунный, тусклый цвет, блеск, белизна. Лягушки в обмороке — светлый серо-зелёный. М Магово-гуляфный — красно-розовый. Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 году был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла ещё одна битва, возможно, это название возникло тогда же. Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Малахит муравленый — характеристика гончарного изделия, например, горшка, покрытого глазурью, обычно зеленоватый. Малахитовый — цвет малахита. Маргаритовый — ярко-пунцовый. Маренго — серый с вкраплениями чёрного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета[1]. Маренго-клер — светло-серый. Марин, марина — цвет светлой морской волны (от фр. marine — морской). Мария Луиза — голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала). Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в её честь — Rose Pompadour. Массака́ — тёмно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье»[1]. Медвежий (он же медвежьего ушка) — тёмно-каштановый оттенок коричневого[1]. Мексиканский — голубо-стальной. Милори — тёмно-голубой, синий. Мов — розовато-лиловый. Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского maure doré, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX в. Московского пожара — похож на цвет давленой брусники[1]. Муравчатый — травяной, мелкокрапчатый. Мурамный — травянисто-зелёный. Мутный цвет — грязный, нечистый, неясный. Н Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — тёмный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мёртвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки[1]. Накаратовый, накаратный — оттенок красного, «жаркий», алый (от фр. nacarat). Нанковый — грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани. Нефритовый — от нефрита, насыщенный зелёный, цвета нефрита. Нильской воды (фр. vert du Nil) — серовато-зелёный. Жёлтый нефрит О[править | править вики-текст] Облакотный — цвета облака. Оброщеный — багряный. Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной. Орельдурсовый — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком. Орлецовый — красно-вишнёво-розовый, цвета орлеца. Осиновый — зелёный с сероватым оттенком. Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора. П Павлиний — синевато-лиловый. Палевый — розовато-бежевый оттенок жёлтого, от фр. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; жёлто-белёсоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки[1]. Парижская синь — ярко-синий. Парижский голубой — светло-голубой. Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастьена Мерсье «Картины Парижа»[1]. Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом. Паука, замышляющего преступление — тёмный оттенок серого. По другим источникам — чёрный с краснотой[1]. Пелёсый — тёмный, бурый. Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком. Перловый — жемчужно-серый (от фр. perle — перл, жемчуг). Плавый — светло-жёлтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета. Померанцевый — апельсиновый с розовым. Порфирный, порфировый — пурпурный. Последний вздох жако — жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют. Празелёный — иссиня-зеленоватый. Праземный — цвета празема, светло-зелёного кварца. Прюнелевый — оттенок чёрного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной. Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский». Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от фр. puce — «блоха»). Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке».)[1] Р[править | править вики-текст] Райской птицы — соломенный, по одному из видов райских птиц. Ранжевый — то же, что оранжевый. Рвота императрицы — оттенок коричневого. Рдяный — красный, алый. Рдеть — гореть, воспаляться, краснеть, ярко алеть. Резвая пастушка — оттенок розового. Редрый — бурый, рыжий, красноватый. Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый. Рудой — рыжий и рыжебурый, «жарко-красный». С Савоярский — то есть «савойский», цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Селадоновый — серовато-зелёный, в честь героя романа Селадона. Серизовый — вишневый. Сёмги — оттенок розового в желтизну, по цвету рыбы. Сизый — цвет голубя, после просто синий. Силковый — голубой, васильковый. Сине-алый — тёмно-фиолетовый. Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий». Синявый — с синим отливом. Скарлатный — ярко-красный (от англ. scarlet). Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый[1]. Соловый — серo-жёлтый. По этому цвету назван соловей. Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859 г. Сомо́, сомон — розовато-жёлтый (от фр. saumon — сёмга), то же, что цвет сёмги. Встречается в «Войне и мире». Срений — серый. Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цвет. Стризовый — ярко-красный. Сюрприз дофина, цвет детской неожиданности — по легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рождённого двухчасового сына, который перед ними «оскандалился». Т Танго — оранжевый с коричневым оттенком. Таусинный — синий (от греч. ταώς, ταῶς — «павлин»). Синевато-лиловый. Согласно Далю — тёмно-синий, согласно Новому словарю русского языка — тёмно-синий с вишнёвым отливом. Есть варианты «тагашинный, тагашовый». Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины, терракоты. Турмалиновый — тёмно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина. Ф Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука. Фиалковый — цвета фиалки, также его можно назвать сиреневым или лавандовым. Фисташковый — грязновато-зелёный. Флорентийский — жёлтый с бронзовым отливом. Фрез, фрезовый (от фр. fraise — земляника) — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком. Фуксии — насыщенный розовый, или фиолетово — вишневый, по названию цветка фуксия. Х Хромой — окраска ткани, выполненная в двух контрастных цветах. Ц Цианинный — оттенок зелёного, от «цианид». Цинковый — цвета цинка, синевато-белый. Ч Червча́тый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый. Черемый — смуглый Че́рмный — искрасна-рыжий. Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани. Ш Шампань — прозрачно-жёлтый, цвета шампанского. Шамуа — светлый рыже-коричневый (от фр. chamois — серна). Шанжан (фр. changeant, от changer — изменять) — цвет с переливающимися оттенками. Шарлах — ярко-красный, от названия краски шарлах. Шаровный— красочный, живоносный. Шартрёз — жёлто-зелёный, по названию ликёра. Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толчёного синего стекла (смальты). Э Экрю — цвета слоновой кости или небелёного полотна, серовато-белый. Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом. Электрон — ярко-голубой с прозеленью. Эстерхази — серебристо-серый, от рода Эстерхази, возможно, имеет отношение к торту эстерхази. Ю Юбагрый, убагрый — багровый, светло-багряный; светло-синий. Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространён в первой четверти XIX в. (Юфть — выделанная кожа). Я Японской розы — цвета раздавленной клубники. Ярь — медянка — зелёная краска, получаемая путём окисления меди. Яхонтовый — красный, фиолетовый или тёмно-голубой (от «яхонт», устарелого названия драгоценных камней). Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Еще мне нравятся названия тканей. Где-то у Тургенева встречала "!барежевое платье!". Сразу же прискакал к этому слову Баренц - нидерладский ( в английский источниках написано - датский) мореплаватель))).Но похоже, что слово французское. Во Франции было селение Бареж, там, вероятно выпускали эти прозрачные и легкие ткани. Фр. франц. bar`ege)
Вот про платья нашла - сохраню тут.
На ней было легкое барежевое платье с бледно-синими разводами.
И. С. Тургенев. Первая любовь. VI. 1860.
Бареж — ткань в технике газового ткачества (см. Газ) из шелка, шерсти или хлопка. Названа по местечку Бареж (Bar`eges) во Франц. Пиренеях. Была особенно распространена в России с нач. 19 в., когда мода требовала легких полупрозрачных тканей для женских платьев, шарфов, туник и т.д. Упоминание о бареже можно найти в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1822—24; действие III, явление VII), в периодической печати того времени («Литературные листки», 1824, № 6, с. 1—2). Первоначально бареж ткался только из шелка и считался очень дорогой тканью. Бареж, вытканный в газовой технике, легко травмировался при носке, что делало его непрактичным и доступным только для богатых щеголих. К сер. 19 в. появилось довольно много сортов барежа из самого разного сырья: двойной англ. бареж, бареж шамбери, бареж пуаль-де-шевр и др., к-рые рекламировали журналы тех лет («Модный магазин», 1863, № 9, с. 112). К кон. 19 в. бареж перестал быть предметом роскоши: «С какой это стати ты нарядилась сегодня в шерстяное платье? Могла бы нонче и в барежевом походить» (А. П. Чехов, Перед свадьбой, 1880). В числе разновидностей барежа — бейж, впервые упомянутый в разделе моды журнала «Нива» за 1875 (июльское приложение, описание модели № 5). Все разновидности барежа были либо одноцветными: «Костюм из бейжа (легкая шерстяная ткань, почти как бареж)», либо с неярким размытым рисунком, т. к. техника ткачества не давала четких контрастных линий. Легкость и мягкость ткани сохранялись даже тогда, когда вместо первоклассного шелкового сырья использовались отходы прядения. В 20 в. бареж основательно забыт и его нельзя сопоставить ни с одной ныне производимой тканью. И. А. Бунин в повести «Суходол» (1911) упоминает бареж как старомодную ткань: «…на ней было старомодное барежевое платье».
Оставить свой комментарий