Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Мертвые и души
Принял эстафету от Люды Морозовой: http://www.myjulia.ru/post/757773/#com4844856 Принял и пожалел. Ну, где я, и где "светлые воспоминания детства"?
Всегда испытываю затруднения, когда мне предлагают предаться ностальгии по детству. Было ли мое детство светлым? И было ли оно вообще детством? Не знаю. Однозначно оно было достаточно интересным. И на другое я бы его не променял. Ведь будь мое прошлое другим - не было бы и моего настоящего. Возвращаться туда "хоть на миг" никогда мне не хотелось. Воспоминания о тех далеких событиях иногда меня увлекают, иногда удивляют, иногда смешат. Но никогда не вызывают ни боли, ни ностальгической тоски. Может быть потому, что я не чувствую течения времени. Память моя подобна плоскому изображению, все планы которого одинаково четко прорисованы, ничто не теряет с годами ясности очертаний, ничто не расплывается постепенно в тумане. Все картины прошлого сохраняют яркость и живость, не сохраняя при этом силы эмоционального воздействия (хотя помню эмоции и мысли во всех подробностях) и не приобретая романтического флера "давно минувших дней". Тем не менее, я попробую... Мне было четыре. Около полугода назад у меня умер дедушка, и мы поехали на кладбище "привести в порядок" могилку. С утра я был в приподнятом настроении - поездки на кладбище мне скорее нравились, чем нет. Тем более, что для них всегда выбиралась хорошая погода. Кладбище, как в большинстве мегаполисов, располагалось за городом, на природе. Туда надо было ехать на машине или на электричке. Что делало поездку неким преддверьем выезда на дачу. "Первой ласточкой" приближающегося лета с лесом, речкой, полной свободой передвижения и теплом, которое я так любил. В детстве я вообще считал, что живет человек только летом, когда можно ходить на улице без пальто, купаться, рыться в земле и есть растения на корню, все остальное время - переживает зиму. Кладбище пахло свежими листочками, черемухой, звучало птичками и какими-то насекомыми. Вместо асфальта тут были грунтовые дорожки, как на даче. И такие же заросли травы. В городе травка была еще маленькая, из цветов - только чахлая мать-и-мачеха. А тут - уже в полный рост поднялась. И в ней завелись какие-то "серьезные" цветы, в полный голос заявляя о скором лете. В этот раз моя радость еще полнее, так как мы ехали на НОВУЮ могилу, которую я ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ. Я присутствовал на похоронах, но видел там только холмик и пластмассовые венки с ленточками. Кроме того, было холодно, слякотно и пасмурно. Дерьмо, в общем. И теперь мне было любопытно посмотреть, ЧТО ПОСТРОИЛИ на дедушкиной могиле. Почему-то казалось, что раз дедушка умер в наше время, а не когда-то давно, как прочие родственники, то и могила его должна быть какого-то нового сногсшибательного "дизайна". Дедушку я любил (в меру своей способности любить на тот момент... то есть, мороженое и книжки с картинками я любил все равно больше) и несколько удивился, что он умер так рано. По моим понятиям люди должны в норме жить лет до ста, если только сильно ничем не болеют. Впрочем, никакого расстройства по поводу его смерти тоже не испытывал - в конце концов, он не был самым значимым для меня родственником, и от его смерти лично в моей жизни ничего не менялось в худшую сторону. Наоборот, место в комнате освобождалось, преимущества чего я уже успел оценить. И все же, что там, на могилке? Может, что-то очень красивое? Увы! Меня ждало разочарование. Это была обычная бетонная "ракушка" , напоминающая по форме ванночку для купания младенцев, только вместо воды заполненная землей. Таких полно везде кругом. Только могилы наших предков - всегда без крестов. Давно уже. С девятнадцатого века. "В изголовье" (вот, смешно! Как будто покойник до сих пор там лежит в целом виде, а не съеден червями и не сгнил в нашей-то болотистой почве, где даже зарытая тряпка за пару месяцев превращается в сопли!) торчит нечто вроде бетонной доски с кривовато вмонтированной плохого качества фотографией на эмалевом овальчике и фантазийным орнаментом из квадратиков смальты, вмятых в бетон. С фантазией, судя по всему, у создателей памятника было туговато. Я бы и то интереснее придумал. Пока взрослые сосредоточенно выдергивают сорняки и убирают листья вокруг этой трогательной "песочницы", я представляю, как можно было бы по-настоящему украсить могилку дедушки: например, соорудить на этом бетонном "рашпиле" кружева из толстой проволоки, обложить ракушку красивыми камушками с залива, как наш фонтан на даче - так это живописно, ассиметрично. Или хотя бы унылую серую ракушку-клумбу раскрасить в разные яркие цвета и разрисовать... ну, красными звездами, что ли! Дедушка все-таки воевал, был офицером. Красными звездами по золотому фону... Классно было бы! Но что это я размечтался? Понятно, что никто не позволит мне этого сделать, пока они живы... а когда умрут - вряд ли меня хватит на то, чтобы самостоятельно ехать в такую даль ради сомнительного удовольствия приводить в порядок не слишком эстетичное сооружение, которым к тому же некому любоваться. Вот если бы люди делали могилы у себя во дворе!.. Знаю, что когда-то так и было. Были фамильные склепы, размещавшиеся на задворках усадьбы. У нас тоже на даче практически усадьба - двадцать соток, плюс "ничейная" зеленая зона, спускающаяся к реке. Я однажды уже предложил такую идею: хоронить родственников прямо на дачном участке. Даже место присмотрел: за огородом, на земляничном склоне, под сенью рябин. Если кому хочется повздыхать, погрустить и пофилософствовать - очень подходящее место! Живописно, романтично. А главное - удобно и недалеко! И могилы можно украшать, сколько душе угодно. И всегда на них полюбоваться. И водить туда гостей на экскурсию, показывая им памятники, как показываем фонтан, бассейн, террасу с колоннами, грот, увитый экзотическими растениями и прочие наши достижения народного хозяйства... А уж если мы устраиваем на могилках пикники, так неплохо было бы приготовить что-нибудь вкусное - шашлыки, там, тортик спечь... и от души отдохнуть и повеселиться! На кладбище - оно, конечно, цивилизованнее, чем просто на опушке леса. Опять же, тут есть на чем сидеть... И вода рядом - посуду помыть можно. Иначе зачем еще делать что-то красивое, если нет зрителей и нет отдыхающих? Кому это нужно? Мертвым-то уж точно не нужно! Им уже вообще ничего не нужно. Однако, взрослые мою великолепную идею почему-то не поддержали... В детстве я был убежденным атеистом, как и вся наша семья. Не было ни одного человека ни в старшем, ни в среднем поколении не только верующего, но даже суеверного. В одну-единственную примету верила бабушка. Объяснить не могла. Просто боялась. И ей это великодушно прощали, как некую патологическую фобию. Сентиментальным тоже никто в нашем роду не был. И никогда никто не плакал на кладбищах. Хотя некоторые женщины опускали уголки губ, поднимали брови домиком и говорили прилично-скорбным тоном. А мужчины сохраняли на лицах суровую торжественность. Но я прекрасно видел, что все это - напускное. Сродни актерской игре. Что такое "вживание в образ" было мне хорошо понятно. Как и то, что ни один артист в здравом уме никогда не путает театральную игру с реальностью. Тем менее было непонятно, ДЛЯ КОГО все это вообще делается? ЗРИТЕЛЕЙ-то НЕТ! Я был тогда еще далек от мысли, что нормальные взрослые люди могут притворяться друг перед другом. Да еще когда каждый прекрасно видит, что другой притворяется. Зачем? Если бы они верили в Бога, в загробную жизнь, в бессмертие души, я бы их даже уважал за соблюдение всех этих странных ритуалов. У меня была книжка "Мифы Древней Греции" и что-то про Древний Египет. Без обложки. Но я знал кое-что о религиозных верованиях древних, об их погребальных обрядах и о том, что они думали, будто мертвые на том свете живут почти также, как мы здесь. Если бы мои родственники думали что-то подобное, тогда все понятно. Но ведь не думают же и никогда не думали! Ни они, ни их бабушки-дедушки, которые и при царе иконы в доме держали для вида: "Так положено, чтобы люди ничего плохого про нас не подумали". Зачем же все эти смешные постройки, зачем мне вручают купленные в ларьке возле кладбища чахлые кустики "Анютиных глазок", дабы я их вторнул в свежевскопанную могильную грядку, зачем притаскивают в стеклянной банке холодную, липкую и отвратительно-сладкую рисовую кашу с изюмом, которую дают всем по ложке... Вот нафига?! Во-первых, она отвратительна. Во-вторых, одной ложкой все равно не наешься. "Помянуть покойничка". Вы что, серьезно думаете, что от ложки риса с изюмом у вас ПАМЯТЬ УЛУЧШИТСЯ? А то вы его за полгода уже совсем забыть успели? Или что? Водку с хлебом у нас на могилу не ставили. По чисто практическим-гигиеническим соображениям: "Придут алкаши опохмеляться, будут пакостить на могиле, грязь и мусор оставят, цветы поломают". Ну да, это понятно. Не понятно, с чего бы вам вообще пришло в голову покойнику водки наливать. Когда дедушка при жизни пил, вы у него водку отнимали. А теперь наоборот наливать? Теперь, типа, он мертвый - уже можно, уже не повредит ему? Конечно, не повредит! Он выпить-то ее не может. Его же НЕТ! А зачем вы "ему" цветы сажаете, которые "он любил"? Ну, и дарили бы дедушке анютины глазки, пока он жив был! А теперь-то ему зачем? Вы же не верите в то, что покойник может что-то увидеть и услышать. Вы же все - атеисты и материалисты! Так зачем весь этот маскарад? Кого вы обманываете? Для кого и для чего играете спектакль? Для чужих людей, для общества, в котором "так принято"? Так обществу на вас плевать! И на вас, и на ваши могилки. Вот уж поверьте! Не говорите никому про то, что не были на кладбище - никто и не узнает, и не будет вас осуждать... Казалось бы, чего проще? Кому и что вы пытаетесь доказать? Но этими соображениями я со взрослыми не делюсь уже лет с трех. С тех пор, как меня несколько раз обвинили в цинизме, бесчувствии и даже... "наивности" ребенка, который "еще не понимает". Вот насмешили! Я-то как раз все понимаю. И про вас, и про ситуацию. Просто вам, наверное, не нравится, что я понимаю... ведь очень трудно всерьез во что-то играть, если в компании есть кто-то, кто все время лезет со своим: "А у Деда Мороза борода не настоящая, и вообще это - дядя Саша, который в прошлом месяце людоеда играл!" или "А я видел, как фокусник зайца в ящик сам засунул!" Трудно. Трудно войти в образ. Трудно хотя бы частичкой сознания поверить в собственные фантазии. Ведь иллюзии так легко рушатся от малейшего сомнения. Со временем я понял, что эти игры в погребальные ритуалы заменяли им веру. Вера человеку нужна. Он без нее становится мертвым. Это я испытал на себе. Причем, у всех эта вера - в разное. Есть люди, верующие в Бога. Есть - в светлое будущее. Есть те, кто верит в торжество добра и справедливости, если их насаждать. Одни верят в науку и в то, что она изменит мир с помощью прогресса. Другие - в большую и светлую любовь. Или в верность семьи, друзей, вообще в людей. В то, что люди - от природы ангелы, просто общество их портит. Есть даже те, кто верит в то, что деньги и слава могут их сделать счастливыми. А иные - в собственную гениальность, избранность и в то, что однажды судьба, вселенная или что-то еще воздаст им по заслугам за их бесчисленные добродетели. Одни верят в то, что упорные поиски истины однажды приведут их к знанию, другие - в то, что они уже все знают лучше всех и правильнее всех живут. Есть и такие, что живут верой в справедливое отмщение своим врагам. Это - вера во зло, и все же вера. Но верят во что-то все. Человек, не имеющий веры, не имеет мотивации жить. Он умирает, как человек, не имеющий кислорода для дыхания. Сколько бы мы ни рассуждали, что кислород нам не нужен, что лично мы прекрасно можем без него обойтись, но попробуй, лиши нас кислорода хотя бы на короткое время - и мы начнем задыхаться. Прошли годы, десятилетия. Я стал христианином. И, хотя я теперь умею терпимо и с пониманием относиться к смешным обрядам, не имеющим под собой веры, умею видеть за этим не только наивный самообман, но и тоску людей по своим близким, желание хотя бы на мгновение помечтать о том, что все-таки что-то от человека на земле остается, умею понимать, что хотя бы суррогат веры необходим им, чтобы справиться с растерянностью и страхом, постигающим их при встрече со смертью... я все-же по-прежнему считаю, что СТРОИТЬ надо для живых, а не для мертвых. И строить, и украшать, и дарить цветы, и готовить угощение. Душам, разлученным с телом, нужна наша любовь, наша память о них и молитвы. Им нужно, чтобы мы продолжали их добрые дела и совершали то, чего они совершить не успели или не захотели по своей слабости. А цветы, оградки и бетонные саркофагики им ни к чему. Как и наши фальшивые речи и притворно-скорбное выражение лица в тот момент, когда мысли наши заняты предстоящим огородным сезоном или приближающейся защитой диссертации. Все те, кто приучал меня сажать рассаду на могильной клумбе и совал в рот ложку кутьи - их уже нет в живых. И я не хожу на их могилы. И не буду заставлять это делать внуков. Но я буду рассказывать им о предках. О том, как они жили, какими были людьми. Как творили добро, как любили и страдали. Я буду стараться передать им то теплое чувство благодарности за все, что эти люди сделали для своих потомков и для всего народа. И то щемящее чувство сострадания к их безверию, к их тяжеловесному материалистическому сознанию, к отсутствию искренности и надежды, которые они пытались заменить пустыми, механически скопированными ритуалами. Я молюсь об их упокоении в вечности с Богом. А вот эти все декорации - они не нужны ни мне, ни, тем более, им. У нас есть больше - есть настоящая вера и настоящее чудо. И я надеюсь, они Там тоже теперь видят, что все остальное - лишнее. Может быть, эта надежда и делает эти и другие мои детские воспоминания светлыми. Она, как некий проводник, канал, соединяет мою теперешнюю жизнь с детством и дает возможность попасть в прошлое свету из настоящего. И сделать это прошлое тоже светлее, чем оно было на самом деле. Рейтинг: +19 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Мария1952
Тилк
olgakon
"Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они."
А.С. Пксшкин
А значит что мы недодали при жизни ушедшим от нас, то в какой - то мере стараемся облегчить своё сознание.
Может быть я неправа, но я так думаю.
С Рождеством Христовым, друг мой!
Абсолютно согласен! Вот поэтому мне и казалось диким, что эти обряды совершают не язычники, исповедующие древние славянские верования, не те, кто хоть каким-то боком допускает, что эти верования имеют какой-то смысл, что хотя бы "вообще может быть, что-то где-то есть", а убежденные воинствующие атеисты с полностью материалистическим мировоззрением, которые не верят ни в загробную жизнь, ни в то, что у человека есть душа, а над всеми религиями смеются и презирают их. Это было похоже на детей, которые играя с куклами, "кормят" их "кашей" из песка, прекрасно понимая, что это просто игра, что кусок пластмассы не может ничего съесть. Но только в отличие от детей все это делалось с серьезным и очень торжественным видом. И с претензией на важность мероприятия .
С Рождеством Христовым! В нашем храме нынче чудесный вертеп - там овцы... короче, мы единогласно решили, что это - БАЛТИЙСКИЕ НЕРПЫ, ПЕРЕОДЕТЫЕ ОВЦАМИ! )))))
Что касается посещения могил - это вообще очень сложный и очень личный вопрос. Я понимаю, что многим людям это нужно самим. Не потому что они соблюдают какой-то ритуал, считают себя обязанными это делать. Просто нужно. Чисто психологически. Просто все люди разные. Есть такая вещь как привязанность к материальным символам. Это не хорошо и не плохо. Это просто индивидуально. Зависит от склада личности. А я лишь описал свои собственные детские впечатления .
100% согласен!
Когда я "крякну", мне будет абсолютно "по барабану", кто придет и кто не придет на мои похороны. Ну а тому, кто "склеил ласты" сегодня - глубоко "фиолетово" буду ли на церемонии присутствовать я. Предпочитаю быть полезным живому и быть рядом с ним. А те, кто за мои взгляды на меня косится и шипит - мне не интересны. Их кредо: "Ну как же покойника не любить, он ведь денег не попросит, в хлебе не нуждается, упрекнуть и прогнать не сможет... Кого же еще и любить, как не его???"
ИМХО, конечно.
Мама всегда говорит, что не надо идти туда по "традиции". Это желание твое личное и идешь когда сама посчитаешь нужным. Я с этим полностью согласна.
Когда умер сын - поминки делал, т.к он крещен в православной церкви уже в 19 лет. и выбрал себе веру сам осознано. Здесь уже я не могла отступить от принятых традиций.
но сейчас это действительно так!
Могу месяц не ходить, но потом меня словно что-то начинает тянуть и я бросаю все и еду к сыну.Постою, пореву,поговорю...Как опустит, еду домой. Бывает, что через 15 минут, бывает и по часу стою у него...
Тяжелая эта тема, наверно пока лично не коснется твоих самых родных, не поймешь.
Так оно теперь и выходит, не два, бывает и чаще раза четыре-пять. И хотя понимаю, что там уже и косточки за 24 года истлели, а всё равно душу тянет...
Я также против всего такого,.
Также считаю, что при жизни надо и заботиться и дарить цветы, а не на могиле.
Каждую неделю не езжу, понимаю. что это просто ненормально, только тревожу и его и себе легче не делаю.
но ближе к 21 меня словно что-то поднимает и тянет туда.Может со временем это и пройдет, но пока это выше моих сил.
И у меня оно есть.
Но я еще раз повторюсь: пока сам с этим очень близко не столкнешься, не поймешь и можно приводить кучу доводов и домыслов, но я очень хорошо знаю свекра. но бог ему судья...
Все индивидуально. Я терял друзей, терял близких людей, которые много для меня значили. Но тема смерти для меня абсолютно не связана с темой кладбища и похоронных обрядов. Для меня печальное место - хоспис, дом инвалидов, тюрьма, обиталища бездомных. Те места, где люди страдают и умирают. А кладбище - что? Там уже ничего не происходит, все уже произошло. Для меня кладбище никак не связано с людьми, чьи останки там покоятся. Если и ассоциируется это с какими-то предметами, то скорее это их фотографии, подаренные ими вещи... Например, бабушкина авоська для меня намного больше имеет связь с бабушкой, чем могильная плита, к которой бабушка при жизни не имела никакого отношения. Эта плита не несет на себе никакого отпечатка ее личности, не связана с ее памятью, это что-то официозное и действительно мертвое. И, по-моему, живые души умерших никогда не посещают кладбище... во всяком случае, я после собственной смерти, если у меня будет такой выбор, там торчать не буду! Там же скучно . Если будет возможность повидаться с близкими, я лучше сам к ним приду - туда, где им удобнее. Ведь не будучи связанным телом легче передвигаться. Опять же, на транспорт тратиться не надо...
Кстати, поэтому и имели значение все эти "толкования снов" по сонникам лишь в то время, когда в ходу была стандартная символика. У большинства людей эта символика была на слуху с детства, поэтому их мозг привязывал те или иные ощущения именно к этим символам. Сейчас вопрос: "к чему снится то-то и то-то" тем меньше имеет смысл, чем меньше человек знаком со стандартной символикой. Ассоциации у каждого свои, мозг каждого человека говорит во сне на своем "языке". И толковать сон можно только в контексте. Отдельные детали не имеют значения.
спасибо, успокоил меня... мне с детства снятся вещие сны, но не всегда удается их истолковать правильно, чаще всего после того, как события, которые предрекали сны, свершились...
Дважды, разговаривая с сыном, при прекрасной погоде, когда не было ни одного дуновения ветра происходило невероятное.
Первый раз было еще осенью, солнечная погода, проревевшись в очередной раз попросила у него прощения за всё, что не так сделала, и его портрет, мы временно повесили на крест, несколько раз качнулся. Не то чтобы мне померещилось, а качнулся с
легким стуком о крест.
Второй,бы буквально на днях, после НГ
Поехала к нему, снегу по колено. Накануне дочь у него была, по ее следам кое-как прошла.
Положила цветы, дочь в снег воткнула искусственные.
Зажгла свечу, стою разговариваю, один цветок вначале чуть заметно качнулся. Подумала ветер. Стала смотреть на высохшую траву, которой в изобилии вокруг. Ни одна не шелохнулась. Решила, что просто крыша начинает ехать. Смотрю на свечу, остался маленький огарок, но горит. Опять разговариваю, цветок стал качаться из стороны в сторону.
Прощаюсь, засыпаю снегом свечу и уже хотела уходить, когда из под снега пробился огонек и свеча стала по прежнему гореть.
У сына спрашиваю:
-ты не хочешь чтобы я уходила?
Пламя колыхнулось и цветок опять стал раскачиваться.
Вот думай после этого, или я сумасшедшая, или они вместе с нами туда приходят и слышат нас.
Наша любовь к родным людям, тоска по ним - это естественно. И эта любовь требует воплощения, каких-то действий и веры в то, что эти действия не напрасны. И мы можем общаться с ними, правда, в одностороннем порядке. Мы можем способствовать улучшению их посмертной участи. И в некоторых случаях можем получать весточку от Бога о них, как получаем сведения о состоянии больного, к которому не пускают, от его лечащего врача. Но крайне опасно увлекаться непосредственным "общением" с мертвыми через какие-то знаки "от них самих". Начинается с малого, а потом затягивает в бесовщину. Причем, особенно распространенный случай - именно связь матери с ребенком. Бесы пользуются природной плотской привязанностью и беззастенчиво на ней спекулируют, заставляя человека поверить в их фокусы. Они не только "крест качнулся", они и образ сына наяву показать могут. А затем - начать вещать от его имени, подталкивать к оккультным действиям и т.д. Чтобы мать, вместо того чтобы молиться о душе сына и самой стараться вести праведную жизнь, чтобы и сын обрел блаженство, и самой потом оказаться там же, где сын, вместо этого и сыну не поможет, и свою душу погубит. Это - их излюбленный способ.
Не хочу углубляться в эту тему. В библии я слаба, но вопрос все же задам.
Если есть бесы и они таким образом нас втягивают в бесовщину, то значит есть и другие силы. Пусть хотя бы ангелы.
Почему ты думаешь, что такой знак не может дать ангел хранитель, который в данный момент находится рядом?
Это думаю не я. Это в один голос утверждают и богословы, и святые. И объясняют, почему. Дело в том, что для того, чтобы сподобиться на самом деле явления Ангела или святого, нужно иметь очень чистую душу, нужно достигнуть определенной степени святости. Кто ее достиг - тот, конечно, может напрямую разговаривать и с Ангелами, и даже с Богородицей и Самим Христом. У всех остальных слишком велика вероятность соблазна. Не потому нам нет явлений, что мы "недостойны, и светлые силы нас презирают", а потому что для нас такое явление вредно. Мы слишком склонны к таким порокам как гордость, легкомыслие, самонадеянность. Нас легко обмануть, соблазнить. Мы слишком находимся в духовном заблуждении, чтобы по сути явления отличить, что нам явлено от Бога, что - от собственной плоти, а что - от злых сил. Поэтому нас в большинстве случаев и не подвергают такому испытанию.
Второй аргумент: право являться в наш мир надо заслужить. У большинства людей, даже хороших, нет такой возможности. Пресловутые "неприкаянные души" - скорее всего все-таки бесовское наваждение. Особенно если посмотреть, что именно они советуют живым: отомстить, отпеть самоубийцу, совершить какие-то колдовские ритуалы и т.д. То есть, их советы чаще всего прямо противоречат заповедям. Либо имеют цель соблазнить человека на доверие, чтобы он постепенно начал слушать не Евангелие, не заветы Христа, не наставления святых, а начал бы прислушиваться к советам духов, верить им и подчиняться. Даже если у умершего человека при жизни могли быть такие мысли и убеждения, Бог не благословил бы ему явиться в этот мир и соблазнять ныне живущих на грех.
И третий аргумент: Ангелу-хранителю нет нужды устраивать маскарад, являясь к нам во сне в виде умерших дорогих людей. Да, согласитесь, и кощунственно это как-то выглядит: у человека горе, а над ним так "подшучивают". Светлые силы, конечно, предупреждают нас об опасности и уберегают от ошибок, но делают это гораздо проще и без всяких театральных эффектов. Путем "случайных" совпадений, через какие-то наши собственные мысли, в которых мы укрепляемся после искренней молитвы, а чаще всего - вообще через наставления от людей. В первую очередь, конечно, от святых. Что касается образованных людей (а к ним в нынешнее время можно отнести всех нас, так как школу все закончили), то им даются наставления преимущественно через книги. С каждого из нас требуется тот духовный труд, на который мы способны. Читать мы способны все. А сейчас еще и доступ к качественной православной литературе есть - благо, Интернетом пользуемся. Если человек регулярно читает наставления святых, труды современных богословов, проповеди священников, подобного вопроса у него просто не возникнет.
и ЕЩЕ о каком сооблазнении может идти речь, в данном случае у меня?
Для меня это просто какая-то ересь.
Всем, наверное, знакома ситуация: приходит СМС с незнакомого номера следующего содержания: "Мама! Срочно переведи мне тысячу на такой-то номер! Я - в беде!" Если совпадет, что хозяйка телефона - действительно мать, у нее действительно есть сын-подросток, и он в данный момент отсутствует, а о его точном местонахождении она не знает, она вполне может повестись на подобное разводилово. Так мошенники - это те, кто вступил в сговор с бесовскими силами, как и все, кто сознательно творит зло. И обучение и "практику" они проходят под чутким руководством тех самых сил. Так что, хотите получше узнать, как действуют бесы, соблазняя людей - вспомните о методах "мошенников на доверии".
В данном случае бесовским силам нужно, чтобы духовные силы, необходимые для молитвы за сына, для добрых дел, для подвигов веры, растрачивались на мистицизм, на стремление к непосредственному "контакту". Такой контакт с людьми, ушедшими в иной мир, возможен. Но он возможен лишь через Бога. Если и приходит правдивая весточка - она приходит от Бога, а не непосредственно от усопшего. Наши молитвы о упокоении и наши добрые дела - это реальные "посылки" и "переводы" ушедшему родному человеку. На все это требуются духовные и душевные силы. А растрачивать их на увлеченность "знаками" от якобы "разговаривающего" с нами покойного - это все равно что деньги, предназначенные для пересылки ему, отдавать мошеннику, уверяющему, будто он телепатическим образом может установить связь с человеком, находящимся на другом конце земли, и передать нам от него весточку. Чем больше мы мошеннику верим - тем больше хотим таких "весточек", тем больше готовы платить за иллюзию "общения".
Другая опасность - в том, что начав в принципе доверять таким знакам, принимая их за безусловное послание от усопшего (которому мы, разумеется, доверяем), мы открываем себя для обмана и в чем-то большем. Как работают мошенники на доверии? Они ведь не сразу просят денег. Они сначала убеждают жертву в том, что им можно доверять. И жертва потом сама все отдает. Если бы кто-то завладел мобильным телефоном Вашего сына, находящегося далеко, и от его имени присылал СМС-ки... пусть даже безобидного содержания: "Здравствуй, мама, у меня все хорошо" и т.д. Вы бы задались вопросом, в чем опасность такого мошенничества? В чем вообще опасность того, что кто-то чужой разговаривает с Вами, выдавая себя за сына? Опасность в том, чтобы принять за сына чужое потустороннее существо и начать доверять ему, как сыну.
Пардон, не буду копировать всю фразу. Не будем лишний раз призывать. Какие утверждения? Где, в каких православных источниках утверждается, мы должны обращать внимание на все сомнительные знаки, принимая их за наставления Ангелов и святых? Где сказано, чтобы Ангелы или святые вообще проявляли себя таким образом? Где нам советуют обращать внимание на "явления" и "откровения", где сказано, что это - от Бога? Все эти утверждения имеют место только в народном фольклоре, в суевериях, в байках "старцев"-самосвятов, передаваемых при помощи "сарафанного радио". Ни в каких официальных церковных источниках ничего подобного нет.
Пойду почитаю библию, хотя если откровенно, читаю ее, но не всегда понимаю
просто видит, как они совершаются, и лишь потом уже взрослым, может задумываться о сути этого процесса.
а может не задумываться, просто впитает и думает так и надо, так и должно быть.
им пофиг, а нам стыдно...
Поскольку ощущение это чаще всего является бессознательным и не анализируется, оно возникает и в том случае, когда недостойное поведение направлено только на нас, и ему нет других свидетелей. Чем более человек индивидуалистичен, тем меньше ему стыдно за других.
Вторая возможная причина: комплекс жертвы. "Если меня обманули - значит, я чем-то хуже других. Значит, я - лох (дурак, слабак, недостоин лучшего)". В этом случае человеку стыдно именно за себя - за то, что он позволил с собой так поступить, за свою излишнюю доверчивость, невнимательность. В сущности это - ложный стыд. Да, поведение жертвы может быть причиной, спровоцировавшей насилие или обман, но вина за содеянное все равно лежит на злоумышленнике. Комплекс жертвы, увы, подогревается культивируемой нынче системой ценностей, проповедующей наглость, напористость, эгоизм и агрессивность. "Каждый - сам за себя", "Ты не съешь - тебя съедят", "Не показывай слабину, а то затопчут, не будь лохом", "Знай себе цену, не давай себя обдурить" и т.д. Это - ценности животного мира, которые, к сожалению, потихоньку принимает и гуманистическое общество. В результате человеку становится стыдно не за то, что он поступил недостойно, а за то, что не соответствует навязываемому образу "успешного и крутого, которому палец в рот не клади".
Еще один нюанс: почему ИМ пофиг, а НАМ стыдно? Тоже возможны разные причины.
1. Наши представления о нравственных нормах не соответствуют их представлениям. Например, я считаю, что полезть с сексуальными домогательствами к чужой жене (мужу) - недопустимо, низко и подло. А кто-то из моих знакомых может считать, что "это - жизнь", что это просто "сложная ситуация", но ничего нет постыдного в том, чтобы начать добиваться человека, к которому почувствовал влечение, даже если этот человек состоит в браке. Что это - естественное проявление человеческой природы, а не преступление против этики и нравственности.
2. Им может быть на самом деле не пофиг, но их психика включает защитный механизм - самооправдание. Человек, совершающий недостойный поступок, не хочет испытывать стыда, поскольку стыд неприятен. Поэтому он быстренько придумывает благовидное объяснение, почему он ВЫНУЖДЕН так поступить. И тогда ему становится не стыдно воровать, потому что он нуждается в деньгах. Не стыдно блудить, потому что его физиология того требует. Не стыдно убивать, потому что его враги заслуживают ненависти. В последнем случае уже идет прямое перекладывание вины на объект преступления. Классическая форма: "Ты САМ ВИНОВАТ!" Таких людей все "вынуждают", все "провоцируют". У них всегда кто-то "первый начал". Они ведут себя нагло и вызывающе, или наоборот - презрительно-высокомерно, с гордым спокойствием, демонстрируя, что им совершенно безразличны чувства окружающих. Вовсе не потому, что не испытывают чувства стыда, а как раз потому, что они его испытывают. Но таким образом пытаются от него избавиться, что иногда весьма успешно им удается.
3. Они совершенно искренне не понимают, что они такого совершили? Их воспитали, что ругаться матом - это нормально... и в общественном месте - тоже. Они уверены, что если хочется поближе разглядеть, что на прилавке, можно оттолкнуть того, кто там уже стоит. Они считают, что орать в два часа ночи на весь двор, как сумасшедшие - это естественное проявление радостных эмоций по поводу семейного праздника. Один нюанс: если для них это - действительно НОРМА, а не НАРУШЕНИЕ ЧУЖИХ ПРАВ, то они и в отношении к себе подобное поведение воспримут, как норму. И не обидятся, и не возмутятся. Что парадоксально - с такими "детьми природы" труднее всего. Воспитывать их, вроде как, уже поздно (да они чаще всего и не считают, что плохо воспитаны), а показать "каково это, когда с тобой так" - не выйдет. Потому что им - нормально, когда с ними так... Была у меня в юности такая коллега. Милая женщина, но до ужаса любопытная и бестактная. Вплоть до того, что лазила по чужим сумкам и ящикам стола - просто из любопытства. И вопросы могла задать такие, что не знаешь, стоять или падать. Сначала по простоте душевной я подумал, что она просто обнаглела от безнаказанности (вокруг-то люди культурные, они не способны вести себя так же), и решил ответить тем же, на что она с готовностью вывернула содержимое своей сумочки на стол и начала увлеченно рассказывать, что она ела на завтрак, и какие были последствия... во всех подробностях. И не только не смутилась, но даже испытала радость, что наконец-то и к ней отнеслись с должным вниманием.
А стыд за мужчину, ведущего себя недостойно - очень частая причина вмешательства в ситуацию. В этом случае мужчина может даже попросить прощения у женщины, которую обидели. Что-то вроде "простите, что так вышло". Он думает, что ему стыдно за свои действия - что не успел предотвратить неприятную ситуацию. Хотя это по сути было невозможно. Но на самом деле это - стыд за представителя своего пола. Мужчина как бы ощущает некоторую причастность к совершенному, хотя и не осознает этого.
Между родителями и детьми - немножко, конечно, другое. Тут играет большую роль физиологическая связь. В сущности, мать и ребенок - это в прошлом один организм. И мать ощущает ребенка как часть себя, а ребенок себя - как часть матери. Но даже на таком уровне это есть не у всех. Например, у нас с мамой этого никогда не было. Конечно, мы беспокоились друг о друге, но вот что мама никогда не "чувствовала сердцем", если со мной что-то происходит (не рассказать если, так ничего и не заподозрит), что я не чувствовал на расстоянии, когда с мамой происходила беда. Да, я видел, если ей плохо или чем-то она расстроена, но именно ВИДЕЛ - по каким-то внешним признакам, по языку жестов, по интонации. Наблюдал и делал выводы на основе наблюдений. Назвать это чувством вряд ли можно. Что касается чужих людей... и животных, кстати - так до них мне вообще не было дела. А так как воспитывали меня в духе милосердия и сострадания, то даже немного считал себя виноватым, что совершенно ничего ощущаю при виде страдающего человека или голодного котенка. Ну, разве только они громко орут - тогда чувствую раздражение, что мне мешают...
Так что нет, другие люди так не поступают. И я, и многие мои знакомые могут совершенно спокойно пройти и мимо котенка, и мимо нищего, и мимо любого другого страдания, не ощутив при этом потребности что-то сделать. В смысле, ситуация сама по себе их не травмирует. Если они что-т о и делают - то по каким-то другим соображениям. Возможно, по убеждениям. Но не потому что "не могут не сделать", не потому что у них "сердце разрывается". Например, кота я в свое время взял не потому что пожалел, а потому что это был дорогой красивый породистый кот, который мне привалил "на халяву". Да еще и с хорошим покладистым характером. К тому же, мы в то время хотели завести кота. Собаку взял - по убеждениям. Раз случайно спас - надо уж доводить дело до конца. В общем, подумал, что, наверное, я должен это сделать. Да и щенок был симпатичный - домашний, ухоженный. Что же касается попыток кормления бездомных животных, спасания бродячих кошек и собак, лечения раненых чаек и т.д., то я их всегда пресекаю, поскольку не считаю это разумным, а потребности взять в дом блохастое существо и возиться с ним, как с ребенком, совершенно не ощущаю. Если бы чувствовал что-то подобное - наверное, брал бы. В детстве, кстати, я часто пытался притащить в дом что-то живое по той причине, что это была для меня живая игрушка, но я быстро понял, что если давить на жалость и благородные побуждения - взрослые скорее согласятся с этой прихотью, чем если честно сказать: "Это такая прикольная ворона! Хочу, чтобы она у меня жила!" Подобный тип детей, кстати, описан у Андерсена - маленькая разбойница. Несмотря на горячее желание оставить Герду у себя, она бы без колебаний зарезала новую "подругу", если бы та пошла против ее воли или просто наскучила ей. Идея изменения ее поведения - в том, чтобы показать, как любовь и отвага Герды сумела пробудить к жизни даже такое неразвитое сердце, зародить в нем зачатки сострадания... хотя, я до сих пор сомневаюсь, что маленькой разбойницей двигало сострадание. Ассоциируя ее с собой, понимаю, что скорее всего она воодушевилась миссией Герды, грандиозностью этой миссии и решила поспособствовать ее успеху. Чтобы дело было сделано. А не из любви к Герде.
Милосердие - милосердием, но здравый смысл должен быть тоже.
Но столкнулась не раз, с такими, которым самим есть нечего, а в маленькой однушке 14 кошек и 5 собак. Вонь стоит в подъезд не войти, представляю, что твориться в квартире и у соседей. таким я бы просто запретила содержать животных, только из гигиенических соображений.
А так что получается? В результате ее "благотворительности" плодятся не только кошки, но и крысы. Причем, плодятся вдвойне. Во-первых, потому что доедают за кошками, во-вторых - потому что кошки перешли на халявный корм и перестали их ловить. Причем, перестали ловить крыс кошки не только в этом доме, но и в соседних. Тамошние кошки вообще перешли в тот двор, где кормят, и тамошние крысы, оставшись без естественного врага, тоже чувствуют себя очень вольготно.
Нельзя механически переносить законы гуманистического общества на животный мир. Чтобы животное жило по законам гуманизма, его надо взять в свой, человеческий мир. А вмешиваться в природу со своими мерками - неразумно. Там действует закон джунглей, и, как бы он ни противен был человеческому сознанию, но нарушая его действие, мы нарушаем естественный баланс, и в результате не создаем а разрушаем.
моя мама умерла 14 января, 3 года тому назад... это не ритуал, но мы, близкие (я, брат, отчим и моя дочь) два раза в год собираемся и едем на могилу - в день рождения и в день смерти. Почему? Я не знаю ответа... Но я приезжаю на могилу и смотрю тупо на памятник, под которым лежит МОЯ МАМА... В эти моменты перед глазами проходит вся жизнь с ней, живой... И даже слышится ее ворчливый голос: "Чего приперлись!"
Для меня это совсем не показуха...
Я тоже вожу цветы на дни рождения бабушке и деду, и я верю, что они это знают, и им это нужно. Потому как с таким мистицизмом после бабушкиной смерти столкнулась, что мама не горюй.
Изложи на бумаге одну часть и тебя тут же запишут в ненормальные.
А осуждение - это проблема тех, кто осуждает. Не тех, кого осуждают.
наш с тобой диалог просто задел каждого за свое.
Но это личное и не здесь делится мыслями.
Сразу становишься таким зависимым и ранимым, что порой выть хочется.
Порой пытаюсь как у Скарлет О*Хара, все оставлять на завтра, но это не каждому дано, а порой так надо.
Помню твое сообщение в личку. Здесь меня ты уже не переубедишь.
Ну вот, а я уже не помню. Вообще, когда что-то решено или какое-то дело сделано, я о нем очень быстро забываю, потому что думать о нем уже необязательно, и я позволяю себе снять в мозгу "напоминалку" .
Только потому и ответила
Мертвых не нужно любить. Им уже не нужна наша любовь. Но хотя бы уважение. И не только в поминальные дни. В любые. Можно без цветов, водки и буханок хлеба. Просто с сапкой и граблями прийти в место с нулевой энергетикой и убрать мусор с могилки и с собственной души.
Что-то я "выбилась" окончательно с ленты комментариев...
Мне не верится, что сейчас ты полюбил своего дедушку больше, чем любил его тогда, в свои четыре года. Но ты его помнишь.
Я не о ритуалах... Я о том, что нельзя просто так смотреть на то, как время сравнивает могилы наших близких (не далеких предков, нет) с землей и говорить о любви. Заставлять детей и внуков ходить на могилы умерших не надо. Но если они увидят, что это имеет значение для нас, то это будет значимым и для них. Когда мы умрем. Мне бы, например, хотелось, чтобы ко мне приходили. Хоть иногда, изредка... И мне хочется этого уже сейчас.
Я, наверное, сентиментальна. Будем считать, что это только мое мнение, даже если оно ошибочно.
Я и не смотрю. Как можно смотреть на то, куда не ходишь? Было бы рядом - спокойно смотрел бы. Для меня могила до сих пор - просто декоративное сооружение. Человека-то там нет. Человек совсем в другом месте находится. И о любви вообще-то говорю редко. Особенно в отношении себя. А моей могилы, надеюсь, вообще не будет. И надеюсь, что меня будут помнить и без нее. На земле пусть хлеб растет, а меня пусть используют на нужды медицины. Чем тратиться на увековечивание моих останков - пусть лучше они наоборот принесут кому-то пользу, а не создадут проблемы. Если уж очень захотят родственники что-нибудь от меня похоронить - ну, пусть кишки какие-нибудь в пакете зароют и ходят туда, если им так уж хочется . Хотя мне все равно почитание мертвого тела, зарытого в землю, кажется смешным и ненужным... тоже мне, святые мощи! Для моей дочери могилы предков важны, не только же я один ее воспитывал. Но на кладбище она ходить не любит как-раз из-за излишней чувствительности. А я не люблю - потому что далеко и незачем. В смысле, мне - незачем. А усопшим - тем более.
Мне бы не хотелось, чтобы "ко мне" приходили на кусок земли в лесу, огороженный решеткой. Мне бы хотелось, чтобы ко мне лично приходили, пока я жив, а когда умру - чтобы иногда поминали в молитвах. А если еще и милостыню за меня подавать будут, и добрые дела делать в поминание - так ваще роскошь! Тогда будет шанс выцарапать меня из ада.
Это - не мнение, это - личное отношение. И ошибочным оно быть не может. Оно просто может быть у всех разным.
Оставить свой комментарий