Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Всё дело в шляпе. Часть 1
Взято отсюда h ttp://echo.az/article.php?aid=17046
Когда мы говорим слово "шляпа", возникают ассоциации с классической мужской шляпой, с соломенной шляпкой, шляпкой-"менингиткой" и, конечно, с ковбойской шляпой. Вот о последней мы сегодня и поговорим. Романтичная широкополая ковбойская шляпа давно стала одним из символов мужественных покорителей американских просторов. Смотря многочисленные вестерны, мы не можем представить себе ковбоя без этой шляпы. А как и когда она родилась? Удивительная вещь: в данном случае мы можем очень точно назвать и место "рождения", и время "рождения", и даже имя "родителя" этого головного убора. Место - Дикий Запад Америки, время - 60-е годы XIX века, "родителя" звали Джон Баттерсон Стетсон. И он так хорошо "постарался", что теперь ковбойские шляпы называют в Америке "стетсонами". Понятное дело, что Стетсон свою шляпу не из головы выдумал, ее прообразом послужило мексиканское сомбреро. "Сомбреро" в переводе значит "тень", и нетрудно догадаться, что сомбреро изначально было придумано для работы в поле, чтобы крестьянам и скотоводам не так тяжело было работать под палящими лучами солнца. Биография Стетсона поначалу довольно проста. Он родился в 1835 году в Филадельфии в семье шляпника, но к изготовлению шляп не имел никакого влечения, хотя отец с детства учил его азам ремесла. Слабый здоровьем, он заболел туберкулезом. Врачи посоветовали ему сменить климат - на Восточном побережье вечно шли дожди, дули влажные ветра и вообще было довольно прохладно. И Стетсон в 1859 году переезжает на Запад. Как он сам потом рассказывал, была только одна вещь, которую он ненавидел всем сердцем - стук дождевых капель по голове. В 1860 году Стетсон мыл золото в Колорадо, и эта работа только ухудшила его состояние. Он был словно в ловушке в горах Колорадо, когда внезапно начинались то ливни, то злой ветер. Одежда постоянно промокала - вот тебе и долгожданный Запад! Но тут он заметил, что шкурки бобров, живущих в многочисленных реках, словно отталкивают воду. Он поставил силки, поймал несколько зверьков и сшил из их шкурок накидку. Накидка очень хорошо защищала от влаги. Стетсон по натуре своей был экспериментатором, а также человеком, у которого руки, что называется, растут откуда надо. Он любил экспериментировать с различными материалами, в том числе и с шерстью и мехом бобра. Добывая шкурки зверей на охоте, Стетсон смешивал различную шерсть, волокна меха, обрабатывал вручную полученную смесь, вымачивал в кипятке, раскатывал, снова вымачивал... Догадались, что получилось? Нетканый валяный материал фетр. Мягкий, гибкий и послушный. Тоньше и гибче войлока. Однако приписывать Стетсону изобретение фетра не стоит, фетр был известен и до него. Равно как и производство из фетра шляп самых разнообразных форм. Производство фетровых шляп конкретно из меха бобра было основано в Голландии и Испании и датируется, по крайней мере, XIV веком, а первый войлок, равно как и более тонкий и нежный фетр, был известен еще с начала времен. К середине XVII века запасы европейского бобра иссякли, в результате чего Северная Америка стала основным поставщиком бобрового меха. Соединенные Штаты также стали крупным производителем шляп, хотя в Англии в 1731 году был принят "Шляпный закон", запрещающий экспорт шляп из США. В XVIII веке бобровый мех еще оставался предпочтительным материалом для головных уборов, но фетр из смеси меха бобра и шерсти становился все более популярным, поскольку позволял удешевить производство. В конце XIX века с появлением паровых машин изготовление шляп кустарным способом в небольших мастерских сошло "на нет" и заменилось промышленным производством. Однако и в настоящее время еще остались кустари-одиночки, изготавливающие эксклюзивные образцы шляп в лучших традициях старых мастеров. Но это мы отвлеклись на историю шляп вообще, а наш рассказ о конкретной шляпе. Итак, Стетсон. "Придумав" фетр, Стетсон стал мастерить из него разные вещи. Однажды, отправившись с компаньонами на охоту, он показал им различные предметы туалета, сделанные без помощи иголки и нитки. Наибольшее впечатление произвела шляпа из фетра. Эту шляпу Стетсон сделал отчасти просто так, от нечего делать, отчасти для утилитарных нужд. Это было изобретение, что называется, три в одном: и на голове можно носить для защиты от ветра, дождя и солнца, и костер можно раздуть широкими полями, и даже в качестве веера использовать. И при этом она еще и неплохо выглядела. И тем не менее Стетсон сделал ее шутки ради, так как совершенно не стремился продолжать дело своего отца. Результат же был удивительный: шляпу по достоинству оценили все его друзья. И эта первая шляпа, изготовленная шутки ради, резко изменила его судьбу и впоследствии дала имя одной из самых громких легенд Америки. Конечно, и до появления Стетсоновской шляпы мужчины носили различные головные уборы, но в большинстве своем они были мало приспособлены к тяжелым условиям, в которых приходилось работать, осваивая новые земли. Вскоре Стетсон совершил свою первую продажу - встретившемуся ему погонщику мула так понравилась новинка, что он купил ее за золотую пятидолларовую монету. Вдохновленный такой реакцией своего первого покупателя, Стетсон вскоре изготовил еще несколько образцов шляпы и направил их возможным продавцам на Западе страны. Чтобы заинтриговать покупателей, Стетсон постоянно носил свою шляпу - в любое время и в любую погоду. Это вызывало интерес, шляпу рассматривали, ею интересовались ковбои - им пришлась по вкусу эта оригинальная вещь. В итоге Стетсон очень скоро наладил изготовление шляп согласно собственным идеям и их продажу. Очень скоро стетсоновская шляпа стала для ковбоя не только головным убором, но и отличительной чертой героя Дикого Запада! Помимо вышеперечисленных способов применения шляпы в ней можно было даже воды принести с ближайшего колодца - для этой цели служила непромокаемая подкладка. Это было сделано не случайно: Стетсон помнил уроки своего отца, но не уроки изготовления шляп, а уроки жизни. Отец часто говорил, что вода имеет жизненно важное значение в суровом климате. Вот сын и додумался сделать непромокаемую подкладку. Кстати, и сам фетр тоже воду не пропускает, точнее, пропускает, конечно, но не очень быстро. Сняв водонепроницаемую подкладку, количество воды можно было при случае удвоить. И эта особенность стетсоновской шляпы не раз и не два спасала жизни ковбоев. Да и их лошадей тоже. В этом случае она могла служить ведром. Это даже было зафиксировано на одном из первых рекламных плакатов фирмы Stetson. Наверное, именно поэтому один из типов шляпы Стетсона получил прозвище "Десять галлонов". Хотя это, конечно, было поэтическим преувеличением: в шляпу можно было набрать лишь галлон воды. В любом случае - чрезвычайно практичная вещь! (В основном, шляпа "Десять галлонов" имеет особую популярность в штате Техас.) А вот высокая тулья (по сравнению с другими шляпами той эпохи) была уже отголоском профессиональных уроков отца: тот учил, чтобы между макушкой головы и донышком шляпы всегда оставалась этакая воздушная прослойка, служащая своеобразным утеплителем - ведь известно, что если между телом и одеждой (в данном случае между головой и шляпой) имеется воздушная прослойка, то человеку будет теплее. Отец, видимо, так намерзся на родных просторах, что буквально бредил теплом. И хорошо, потому что ветреные степи и горы Запада тоже требовали утеплять голову. Поначалу высота тульи и ширина полей делались разными. Высокая тулья привлекала повышенное внимание и много вопросов - это было непривычно. Но в конце концов так понравилась покупателям, что если высота тульи была меньше, покупатели начинали ворчать. В итоге было найдено оптимальное соотношение: высота тульи - шесть дюймов, ширина полей - семь дюймов. Тулья, кстати, была поначалу исключительно круглой. Но ковбои в процессе носки, берясь за шляпу, делали характерные заломы, которые получали свои названия и даже были иногда отличительной особенностью какой-либо местности. Позже эти заломы стали делать сразу. Тулья шляпы украшалась различными деталями из конского волоса и кожи, кончосами - резными металлическими бляшками с узорами, когтями и клыками животных. По этим признакам можно было понять род занятий владельца ковбойской шляпы. Знаменитые загибы полей ковбойских шляп вверх появились из-за транспортировки шляп. Для уменьшения объема поля шляп сгибались - чтобы шляпы влезали в коробки с меньшим объемом. Эти вынужденно появившиеся загибы полюбились некоторым ковбоям, и они стали носить шляпы, не разгибая поля. Другие посмотрели, посмотрели - и тоже стали так носить. А если поля были прямыми, сами их сгибали. Иногда так сильно, что края полей касались тульи. Иногда поля вообще не сгибали - это, что называется, дело вкуса. Стетсоновская шляпа пришлась по сердцу не только ковбоям Дикого Запада, но и ранчерам, золотодобытчикам, а также техасским рейнджерам, которые сделали ее частью своей униформы. Забегая вперед, скажем, что частью своей униформы ее позже сделали и полицейские многих штатов. Она до сих пор очень популярна не только в Америке, но и в Мексике и Канаде, она даже присутствует на флаге канадского города Калгари. Когда Стетсон увидел, что количество заказов растет с каждым месяцем, и вручную изготовлять шляпы у него просто не хватает времени, он решил основать собственную кампанию. В 1865 году он вернулся в родную Филадельфию, чтобы открыть свою первую фабрику по производству шляп. Он вложил все свои сбережения - сто долларов, снял крошечную комнату и купил инструменты. Впрочем, фабрика - это пока громко сказано: он был на своем предприятии единственным сотрудником. Но он снова носил шляпу все время, зная, что это вызовет интерес у окружающих. Буквально за год положение меняется, и на его предприятии работают уже много рабочих. (Через двадцать лет на его предприятии будут работать уже четыре тысячи рабочих!) Стетсон очень большое внимание уделяет деталям. Он считает, что в его шляпе нет случайных элементов, использует только самое лучшее сырье. Стетсон по праву гордится своей продукцией: на подкладку нашивается специальная лента, на которой большими буквами написано название фирмы - "Stetson". Говорят, это название печаталось по принципу штампа с длинного 14-каратного золотого листа. Стетсону же приходилось все увеличивать и увеличивать производство шляп - таким огромным спросом они пользовались. И это несмотря на то, что цена у них была отнюдь не маленькой: десять долларов, а то и выше! По тем временам это были очень солидные деньги, иногда бывало, что вся остальная одежда ковбоя вместе взятая стоила меньше. Однако ковбои шли на такие расходы, предпочитая сэкономить на чем-нибудь другом, они понимали, что качество головного убора важнее денег. А качество этой шляпы было превосходным! Ведь фетр, идущий на шляпы, был сделан из меха бобра или других животных - норки, нутрии, бизона или, в крайнем случае, кролика. Более дешевый вариант - из смеси этих мехов с шерстью. И самый дешевый вариант - чисто шерстяной фетр. Впрочем, Стетсон такой фетр не использовал. И даже имея возможность приобрести за пару долларов менее качественную шляпу из шерсти, многие ковбои, отдавая себе отчет в важности качества своего головного убора, покупали дорогие шляпы Стетсона. А он уже открыл специальный шляпный магазин для ковбоев. Шляпы Стетсон делал разных цветов (белого, черного, разных оттенков бежевого и коричневого) и фасонов. Жители разных районов страны предпочитали разные фасоны. Так, жители юго-запада США предпочитали шляпы с высокой тульей и более широкими полями - чтобы легче переносить воздействие жаркого солнца, а в более северных районах Америки предпочитали шляпы с меньшими полями - чтобы не унесло ветром. Одна из самых популярных моделей того времени называлась "Хозяин равнин" ("The Boss of the Plains"), она стала символом американского Запада и помогла ковбоям превратиться в американскую "икону". Помимо имевшей оглушительный успех шляпы "Хозяин равнин" Стетсон предлагал и другие модели - "Carlsbad", "Buckeye", отличавшуюся огромными полями... Все эти модели стали настоящим хитом в городах Запада. В дополнение следует отметить существование традиций, касающихся стиля, формы и размера ковбойских шляп. Несмотря на то, что все они являлись частью универсальной картины Дикого Запада, некоторые нюансы, касающиеся формы, размера и стиля, могли много рассказать о владельце, его окружении и происхождении или месте проживания. По этим признакам можно было определить, из северных ли он районов Невады, холмистых просторов Техаса, ветреных пастбищ Роки или пустынь Нью-Мексико. Однако не стоит думать, что только Стетсон преуспел на поприще шляпного дела. Существовали и другие предприятия, которые изготавливали шляпы для повседневного использования. Так, например, в 80-е годы XIX века ковбои, жившие в юго-западных районах Америки, предпочитали головные уборы фирмы "Плензмен". Это были шляпы с низкой тульей и гибкими полями. И ничего удивительного, что имелись и другие фирмы - столь благодатное поле для бизнеса, как производство шляп, не могло остаться без должного внимания. Другие компании тоже внесли свой вклад в популяризацию этого головного убора. Так, более восьмидесяти лет шляпы марки "Resistol" являются выбором многих тысяч поклонников ковбойского стиля в одежде; компания "Wrangler", известная по всему миру своими джинсами, также представляет в ассортименте ковбойские шляпы. продолжение следует Рейтинг: +8 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
У меня были красные, бордовые, черные, грязновато лавандовые - всякие...
Сама головные уборы не ношу, почти не ношу. шляпа мне очень идёт, но я всегда считала, что шляпа-что-то такое заоблачное...
Одним словом, не носила и всё, хотя по сей день две шляпки лежат в полиэтиленовых пакетиках. Нужно бы хоть взглянуть на них.
Оставить свой комментарий