Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Домашние задания отменили. Наконец-то!Министерство просвещения отменило обязательные домашние задания в начальной и средней школе.Чиновники наконец-то поняли то, что было известно уже давно, – «обязаловка» в обучении не ведет ни к повышению успеваемости, ни к повышению уровня знаний. Наоборот, лишь снижает мотивацию к учебе. Ведь домашние задания мы всегда ненавидели. Никто не видел в них ничего хорошего. Мы подчинялись давлению взрослых, но уроки для нас всегда были каторгой. Мало того, что в школе нас пичкали ненужными знаниями, так еще и после уроков мы вынуждены были часами корпеть над учебниками, вместо того чтобы играть с друзьями. Первым вопросом вернувшихся домой родителей был: «Уроки сделал?» — что в немалой степени портило наши с ними отношения. При этом взрослым было все равно, что вызубренные тексты забывались нами уже на следующий день. Ведь они были нам совсем неинтересны. Мы учили их только из-за боязни, что спросят. Впитать что-то по-настоящему можно только тогда, когда изучение доставляет радость, удовольствие. Поэтому вместо скучных заданий из школьных учебников нужно дать детям интересные книги и увлекательные фильмы. Познать жизнь они помогут гораздо лучше, нужно только правильно их подобрать. Существует огромное количество материалов по естествознанию, географии, археологии, социологии… Их никто не читает и не смотрит. Но если закачать их в мобильный телефон — естественную на сегодня среду обитания ребенка — он с удовольствием ими воспользуется. А затем прочитанное и увиденное нужно будет обсудить в классе. Это создаст доброжелательную, приятную атмосферу и в школе, и дома. Снизится напряженность в отношениях. И учеба станет намного эффективнее. Михаэль Лайтман Рейтинг: +6 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
химии, биологии, зоологии, в том виде, которую изучали мы, не говоря уже о наших детях.
Ещё Дарвин со своей теорией не родился и историю писал Карамзин. А теперь российские
учёные - историки сломали себе головы в поисках той же самой Куликовской битвы, так как не находят
массовых захоронений, остатков сломанного вооружения.
А дети не выбирают - ходить в школу или нет. Она для всех обязательна, и во всех школах задают домашнее задание. И никто не спрашивает, хотят ли они учиться в таком режиме.
Вообще с уходом детства я ничего не потерял, только приобрел. Работа? Так я и так с семи лет работаю. Только в детстве очень мало выбора и здесь. И очень от многих зависишь. Собственно, зависишь от любой прихоти взрослых. Работаешь на птичьих правах, как будто ты бомж или гастарбайтер. Даже у них и то больше прав, чем у ребенка. Проблемы? Их было не меньше. Но меньше было возможности их решить. Когда нет опыта, многие вещи кажутся нерешаемыми и повергают в отчаяние. А со временем, когда научишься преодолевать препятствия, когда поймешь, что не так страшен черт, как его малюют - конечно, легче становится. Здоровье? Я в детстве был инвалидом. Не буду вдаваться в подробности, но возможность полноценной жизни казалась мне весьма призрачной. При том, что это - не та инвалидность, когда человек без ног или с тросточкой в темных очках ходит. То есть, посторонним непонятно, в чем дело. Со стороны выглядит так, будто человек или урод, или с головой не в порядке. Только став взрослым, я смог добиться медицинской помощи, заработать на лечение и успешно вылечиться (в общей сложности на это ушло семь лет. Из них пять - на обивание порогов кабинетов врачей и чиновников и только два - на лечение). Даже по общему физическому тонусу чувствую себя гораздо лучше, чем в пятнадцать лет. Не говоря уже о том, что всю взрослую жизнь занимаюсь спортом. Не просто занимаюсь, а добиваюсь неплохих успехов. Думаю, в данном случае мне можно простить немного хвастовства: не все молодые в такой форме. А в школе меня от физкультуры освободили "пожизненно" (я еще смеялся - звучит, как приговор суда! ). Материальные трудности и заботы на эту тему? Так раньше их было не меньше, даже больше. Только от меня, к сожалению, мало что зависело. Это довольно напряжно, когда ты отлично понимаешь, как правильно распределить семейный бюджет, чтобы на все хватило, но когда решаешь это не ты, а взрослые оболтусы, которые живут не по средствам, и поэтому вечно сидят в долгах. И не в моей власти запретить им влезать в эти долги. И даже помочь семье деньгами довольно трудно - надо не просто эти деньги достать, но еще и подсунуть так, чтобы никто не догадался, чьих рук это дело. Свободное время? У меня его никогда не было. То есть, дел всегда было больше, чем времени. Но только в детстве большая часть этих дел была выбрана не мной. Либо выбрана мной, но по суровой необходимости, без желания. Сейчас я сам выбираю, на что тратить время, и большую его часть трачу на то, что мне приятно, интересно, либо служит достижению целей, поставленных именно мной, а не кем-то другим.
В общем, что тут скажешь? Если сравнить жизнь с морем, то в море гораздо уютнее, когда ты большой, сильный и умеешь плавать, чем когда барахтаешься, как щенок. А беззаботной легкой отмели, о которой можно было бы жалеть, у меня не было никогда. Школа вообще казалась полным идиотизмом - потеря драгоценного времени, отбывание какой-то непонятной повинности, которая ни уму, ни сердцу. Столько полезного можно было бы сделать за это время. Не говоря уже о том, что многому можно было бы научиться. Тому, что действительно надо и интересно мне, а не министерству образования.
Но говорят, у каждого человека есть свой психологический возраст, которому он соответствует, независимо от возраста фактического. И когда психологический и фактический возраст совпадают, именно в это время человек чувствует себя наиболее комфортно. У кого-то это - детство, у кого-то - юность, у кого-то - средний возраст. У кого-то даже пожилой. Есть такие люди, что только на пенсии "жить начинают" - типа почтальона Печкина . А бывает и так, что человек всю жизнь не может психологически дорасти до своего фактического возраста. И тогда в школе он оплакивает кукол, детский сад и блаженное безделье, в пятнадцать сожалеет о детстве, закончив школу, плачет о том, что первый поцелуй позади, а второй - уже совсем не то, после тридцати начинает печалиться об ушедшей юности, в сорок с ужасом замечает у себя морщины, а в пятьдесят начинает истерить, что старость на пороге, а он и не жил еще... Так всю дорогу и мучается, вместо того, чтобы жить.
тем более если жизнь борьба.
но вот рисовать это было что - то с чем - то - огромное количество набросков, эскизов, что наш ребёнок не имел
по сути детства.
Они просто отбили всякое желание творить: ведь не давали рисовать то, что хотелось,
а по программе. Он вообще терпеть не мог военную тематику...
Директор одной американской школы вручал специальную памятку каждому учителю, который начинал работать в его школе:
«Уважаемый учитель! Я один из немногих, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь. Мои глаза видели вещи, которые никто не должен видеть:
газовые камеры, построенные учеными инженерами;
людей, отравленных высокообразованными врачами;
грудных детей, убитых высококвалифицированными медсестрами;
женщин, сожженных выпускниками средних школ и университетов.
Поэтому я не доверяю образованию.
Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными. Результатом ваших усилий не могут быть ученые подонки, высококвалифицированные психопаты, образованные Эйхманы.
Чтение, письмо, арифметика важны только при условии, что они делают наших детей более человечными».
Чтение, письмо и арифметика не делают и не могут сделать ребенка человечным. Они могут только сделать его образованным. Человечным делают совсем другие вещи. Может, конечно, перевод цитаты неточный, и этот директор написал не совсем так? Что-нибудь вроде "чтение, письмо и арифметика важны при условии, что тех, кому их преподают, воспитают человечными"? Образование - это всего лишь инструмент. Оно не влияет на моральные качества. Но инструмент, данный в руки аморальному человеку, будет использован им как оружие. Вероятно, директор это имел в виду.
Но Бог с ней, с Америкой. С американской системой образования я не знаком. Может, там все иначе. А что касается наших школ, то мне жаль несчастных учителей, большинство из которых еще и женщины. Если у нас и так на женщину нагрузили двойную ношу (работа и домашнее хозяйство, негласно, а кое-где и гласно считающееся исключительно "женской" работой, плюс воспитание детей, которое тоже почему-то попало в "женские" обязанности), то женщина-учитель несет нагрузку четверную. Сейчас поясню. В том же лицее или в гимназии обязанности учителя и воспитателя исполняли разные люди. Учитель отвечал только за преподавание своего предмета, но не за нравственное воспитание детей. Конечно, он должен был подавать положительный пример морали, но собственно воспитывать учеников не входило в его обязанности. Этим занимались воспитатели и духовные наставники (обычно - священнослужители различных конфессий, в зависимости от конфессионального состава учеников). И уж конечно ни один учитель не выполнял обязанности завхоза! Ремонт класса, уборка, решение финансовых вопросов - все это учителя вообще не должно было касаться.
Советская школа переняла систему школы церковно-приходской (для беднейших слоев населения). И система эта сохранилась до сих пор. Это там учитель (зачастую - дьякон или попадья, либо вчерашний семинарист, которого в священники не взяли, либо выпускница пансиона, не сумевшая выйти замуж) выполнял все функции одновременно - и обучения, и воспитания, и решения хозяйственных вопросов. Но... там вся школа - человек десять, максимум пятнадцать. Мало кто в деревне отдавал своих детей в школу, особенно старших. Надо родителям помогать. Читать-писать-считать научился - и ладно. Подписаться сумеет, деньги на ярмарке посчитает, а больше и не надо. Так что учитель обычно справлялся. Еще часто "в народ" шли энтузиасты своего дела, для которых в учительстве действительно был весь смысл жизни. Такой если и женат, то на такой же "декабристке", одержимой идеей нести просвещение в массы. Даже по тем же рассказам бабушек-дедушек и прабабушек-прадедушек, вспоминающих времена своей учебы, сложилось впечатление, что сельские учителя были своего рода миссионерами, посвятившими себя служению народу. К учителю и за советом шли, а иногда и за медицинской помощью... Но такое миссионерство - добровольный подвиг, который не многим по плечу.
Почему наша система образования взяла за образец именно сельскую школу? Да кто его знает... Может, в пику царской гимназии. Мол, мы по-крестьянски будем учить... Но при нашей уплотненности - по тридцать учеников в классе - даже научить-то их предмету проблематично. Не говоря уже об остальном. Тридцать человек - это нормальное количество для студенческой аудитории. И то на лекции, а не на семинаре. Тридцать человек детей или подростков в одном помещении - это катастрофа само по себе. Какая учеба? Какое воспитание? Их бы заставить сидеть на месте и молчать хотя бы! И вот эта несчастная учительница (у которой дома, между прочим, тоже домашнее хозяйство и свои дети ждут) вынуждена и дисциплину обеспечивать, и успеваемость по предмету, и решать организационно-финансовые вопросы, и еще за состоянием кабинета следить. Классное руководство - это вообще должна быть отдельная должность, а не дополнение к основной работе, которое приходится брать, потому что копеечку за это доплачивают. Так-то и вовсе зарплаты смешные. И она должна еще плюс ко всему вот этому и воспитывать в детях нравственность? Даже в тех, которым в семье эти нравственные установки никто не давал? Ну, я не говорю сейчас о детях из маргинальных семей, а о тех, у кого просто папа всегда то на работе, то в гараже, а мама - то на работе, то за плитой. А воспитывает пускай школа. А какими силами? Где взять время, нервы?
Просто реально жаль учителей. Они что, роботы, что ли? Психиатры и неврологи тревогу бьют: у наших учительниц неврастения - профессиональное заболевание. Потому что ни один живой человек, тем более женщина, такого не выдержит. Какое "сеять разумное, доброе вечное", если собственный разум под угрозой?
Можно очень долго и подробно рассуждать о том, что не все люди любят свою профессию, что любая деятельность, в конечном счете, может нести в себе опасность для людей. Но учителям для работы дается такой особый и специфичный "материал", что если не любить свою профессию, детей (людей?), если не понимать всю важность и ответственность, то и не надо идти в эту профессию.
Василий, приведенная мной цитата как раз и говорит о том, что воспитание и образование (скажем так) - это не два разных и обособленных друг от друга процесса. Я сторонник концепции - Жизнь Едина, все в ней связано и взаимосвязано) Мы же зачастую хотим все разложить по полочкам, как-будто один преподаватель научит быть нравственными, а другому достаточно ознакомить учеников с сухими цифрами. Но это не работает. Мы же убеждаемся в этом постоянно. Результат может быть только тогда, когда источником является чистое сердце, всякое лицемерие только губительно.
Экскурс в историю - это хорошо, понимание того, как это происходит в действительности - тоже неплохо. Вопрос - насколько образовательно-воспитательная система эффективна? Кого могут воспитать и выпустить в жизнь те
те жертвы, которых мы так жалеем,
по которым
Эйнштейн назвал безумием - продолжая делать одно и тоже, при этом ожидать иных результатов.
Я тоже сторонник этой концепции. Я противник концепции "на того, кто и так не тянет, нагрузить еще больше и спросить с него за результат".
Совсем неэффективна. Несчастные и обиженные могут воспитать только таких же несчастных и обиженных. Что бы они ни говорили, какие бы правильные методики ни использовали, они заразят детей своим мироощущением. И очень много требуется приложить сил, чтобы противостоять этой заразе.
Я же имел в виду распространенное заблуждение многих людей, что образованность, приобщенность к знаниям сама по себе делает человека лучше. Что безнравственны лишь недоумки, в которых преобладают животные инстинкты, а в образованном человеке они преобладать не могут. Что надо просто давать правильные знания, и вместе с пониманием природных процессов, с узнаванием правильных лозунгов, с развитием интеллекта к человеку придут нравственные добродетели. Есть еще такое: если делать упор на гуманитарные науки, это способствует тоже повышению морального уровня. Мол, надо больше преподавать литературу, историю, и тогда, будучи гуманитарием человек автоматически станет гуманным. С этим я тоже не согласен. Так как видел множество обратных примеров.
но я рада очень была, когда школа закончилась и у меня и у детей ещё больше(да, да, за детей была рада даже больше )
Но мне всегда "нравилась" декларируемая система правильной жизни школьника: он должен на уроках воспринимать информацию, дома делать задание (устное и письменное!) по нескольким предметам. Если все шесть уроков завтра - разные предметы, значит - по шести разным предметам. Плюс к этому нормально, если он посещает какой-то кружок, музыкальную школу или спортивную секцию. Лучше - и музыкалка, и спорт. Чтобы и культурным человеком был, и не хилятиком. И, конечно, занимается общественной работой... всякие там школьные газеты, сбор макулатуры, тимуровские движения. И, конечно, помогает родителям по дому! Давайте просто посчитаем часы. Итак, из двадцати четырех часов в сутки восемь (школьнику необходимо девять! Ладно, пусть хотя бы восемь) отводим на сон. Остается шестнадцать. Из них шесть - уроки в школе. Остается десять. Из этих десяти - минимум полтора часа уходит на завтрак, обед и ужин (ну, если не заглатывать, давясь, за пятнадцать минут, а хотя бы полчаса на каждый прием пищи). Еще час - на личную гигиену, посещение туалета, одевание-раздевание. Час - это если душ и туалет всегда свободны, если не отключили горячую воду, если ты - не девочка, которой надо мыть, сушить и расчесывать длинные волосы, если нет проблем с кожей, за которой нужен дополнительный уход, если на улице - не зима, не надо десять одежек на себя каждый раз наматывать и обувь сушить. Ладно, пусть всего час в день. Повезло тем, у кого школа расположена во дворе. Не будем сейчас рассматривать такие варианты, когда ребенок учится в школе по месту прописки, а фактически живет на другом конце города, или когда его отдают в специализированную школу определенного профиля, единственную на весь город, хотя в Питере такое - не редкость. Но допустим, до школы ему не надо ехать на транспорте, а пешком можно дойти за 15 минут. Итого - полчаса туда и обратно. При этом накидываем еще по пятнадцать минут с обоих концов на то чтобы в школе одеться-раздеться, сменить обувь, привести в порядок одежду и волосы, дойти от гардероба до класса, разложить-собрать учебники, да и вообще приходить в класс нормально - минут за пять до урока, а не влетать со звонком. И не вылетать из него толпой, несясь в гардероб и расталкивая друг друга. Ладно, пусть сбор портфеля на завтра тоже сюда входит. Итого на дорогу-сборы - еще около часа. Итого три с половиной часа еще долой. Остается шесть с половиной. Если школьник посещает два раза в неделю музыкальную школу и столько же - спортивную секцию, у него в день уходит на это минимум полтора часа. Так как занятия в секции или кружке стандартно длятся час (если это - не школа олимпийского резерва, где тренировки - три-четыре раза в неделю по два часа, плюс дома надо тренироваться и не художественная-музыкальная школа для подготовки в академию-консерваторию, где требования такие, что и спать особенно некогда), плюс столько же - на дорогу и переодевание. Поскольку секция и кружок все-таки редко находятся на соседней улице. Остается пять часов. Надо сделать уроки. Если на каждый из шести предметов потратить хотя бы пятнадцать минут (что на практике обычно нереально. Попробуйте за пятнадцать минут и выучить параграф, и раскрасить контурную карту или начерно, а потом аккуратно начисто начертить чертеж и решить несколько задач, которые еще и плохо решаются...) - это получается еще полтора часа. Остается три с половиной. Из них хороший ребенок должен хотя бы часик потратить на помощь по дому. Помыть посуду, почистить свои ботинки, сходить в магазин или пропылесосить пол, полить цветы или погулять с собакой. Остается два с половиной. Два часа в день школьнику надо бывать на улице. Ладно, исключим. Допустим, он этот воздух получил во время дороги в школу, в кружок и походы в магазин. Хотя нет, конечно. Да и прогулка по загазованным улицам - это не прогулка в парке или даже сквере. Ладно, здоровьем детей немножко пожертвуем. Далее - книжку надо почитать? Ну, хотя бы полчасика? Нет, не для удовольствия! Хотя бы программную художественную литературу. Ее все-таки за пятнадцать минут, отведенные на подготовку к предмету, не прочитаешь, если это - не Чеховская миниатюра. Еще полчаса, допустим, на общественную работу - на рисование стенгазеты или на придумывание вступительной речи на концерте для ветеранов. Минут десять неплохо бы потратить на утреннюю зарядку. Остается час двадцать в день. Меньше полутора часов - на отдых, на общение с родителями, с друзьями, на игры, на мечты и фантазии, на чувства, вообще на размышления о жизни... И эти час двадцать он потратит на просмотр боевика, на компьютерную игру или торчание в соцсетях. Потому что он тоже человек, ему хочется расслабиться и отключиться от реальности, от бешеного ритма и постоянных требований и претензий к нему со стороны взрослых.
Для сравнения - солдат срочной службы имеет час пятьдесят свободного времени, а заключенный колонии строгого режима - два часа. Дети выносливее солдат? Или провинились больше, чем рецидивисты?
А ведь я учел только ежедневные дела. Сюда не вошли посещение врача в не учебное время, возможные подработки подростков, усиленная подготовка к контрольным и экзаменам, не вошло посещение театров и музеев, не учитываются те, у кого есть младшие братишки и сестренки или больные бабушки-дедушки. И предполагается, что психологическая обстановка в семье идеальная - не бывает скандалов, никто не пьет, не курит (по крайней мере, в квартире), нет сложных напряженных взаимоотношений между разными родственниками, вообще семья полная и благополучная. То есть, нервы ребенку никто не треплет и не вносит разлад в его распорядок дня, а наоборот, помогает ему соблюдать железную дисциплину и размеренность жизни. И да... важный момент! Ребенок абсолютно здоров! То есть, посещения врача требуются только профилактические. Максимум - иногда пломбу поставить или сезонная простуда. Ребенок никогда не лежит в больницах, его не нужно возить к разным специалистам, высиживая очереди. И вообще он по умолчанию всегда хорошо себя чувствует!
очень подробно и хорошо написал жизнь школьника(повторяться поэтому не буду), получается эта жизнь так сложнааа.. Но ведь не все делают всё из этого списка?
Большинство детей в этом возрасте еще достаточно безответственны. Это в какой-то мере спасает их нервную систему. Они просто могут плюнуть и на учебу, и на требования родителей. И делать что-то лишь в тот момент, когда "припахали". А в остальное время успешно отлынивать, благополучно забыв про завтрашнюю контрольную, а аттестат - "ну, это когда еще будет!"
Я был ответственным, но своевольным. Это - тоже выход. Делать только то, что я сам считаю необходимым, а не то, что с меня требуют.
Хуже всего приходится ответственным и послушным. Потому что перед ними ставится заведомо невыполнимая задача. А поскольку они очень хотят "быть хорошими" и выполнить все предъявляемые к ним требования, то получается страшная картина: ребенок изо всех сил старается "выполнить план", кладет на это все силы, а план-то изначально невыполним... Такую тактику применяли фашисты, чтобы психологически сломать заключенного: ему давали задание, заведомо превышающее человеческие силы, а потом наказывали за невыполнение. Человек хотел избежать наказания, снова старался выполнить "на пять", у него снова не получалось. Его снова наказывали. Таким образом у него формировалось неизживаемое чувство вины, отчаяния и собственной неполноценности, он превращался в покорное животное с подавленной волей.
А поскольку ответственность в сочетании с послушанием свойственна чаще всего девочкам, то нервная система девочек и страдает чаще всего. У дочки была одна одноклассница, круглая отличница, которая выполняла ВСЕ задания на отлично! Да, она жила по жесткому расписанию. Папа - военный, он ее построил, воспитал из нее "терминатора". Но... не говоря о том, что к одиннадцатому классу, когда девочки превращаются в девушек, как-то начинают следить за собой, это была "Катя Пушкарева". Не потому что ей это неважно, а потому что некогда. Вечно сутулая, блеклая, с озабоченным лицом. Перед экзаменами она так боялась чего-то не доучить, что почти перестала спать. Даже учителя на родительском собрании сказали ее маме: "Ну, объясните ей, что не надо так уж убиваться! НЕВОЗМОЖНО быть круглой отличницей по всем предметам, она и так хорошо учится".
Получается, что в систему образования у нас изначально заложен расчет на безответственность? Потому что только безответственные чувствуют себя там нормально. "Что-то сделаю, а остальное - так сойдет". Тогда еще можно как-то нормально жить. А потом удивляемся, почему у нас безответственность - национальная черта. Потому что она стимулируется инстинктом самосохранения с подросткового возраста.
Оставить свой комментарий