Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Вот где сила духа...
Несколько раз мне встречалась информация о стойкой женщине Вере Лотар-Шевченко. Вот и сегодня просто не могла пройти мимо, может быть даже потому, что в который раз прочувствовала тоску по своим родным сибирским местам...
Когда - то нам учитель пения на уроке неоднократно рассказывала об этой удивительной женщине. Хозяйка, у которой она будучи студенткой квартировала, когда училась в пединституте, одно время была соседкой Веры Лотар и удивлялась силе её характера. Сама Валентина Ивановна несколько раз была на концерте знаменитой пианистки. Мы слушали в такой тишине, которая казалась бы сама по себе звенит. У нас несколько человек в посёлке были из осуждённых по 58 -й статье на 10 лет без права переписки, и потом после отбытия основного срока сосланных к нам. Мы не по книжкам знали и не из радио, так сказать голоса врага, как власть на самом деле относилась к своему народу: как мы теперь к колорадскому жуку... Страшные были времена и страшные были люди, которые могли за что угодно, любую мелочь настучать куда надо, чтобы потом воспользоваться тем, на что позарились... Вот где сила духа... В лaгере зэки кухонным ножом вырезали для нее на нарах фopтепианную клавиатуру. И она по нoчам играла на этом безмолвном инструменте Баха, Бетховена, Шопена. Женщины из барака уверяли потом, что слышали эту беззвучную музыку, просто следя за ее искореженными работой на лесоповале пальцами и лицом. Дочь француза и испанки — преподавателей Парижского университета Сорбонна, Вера Лотар училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки. В 12 лет дебютировала с оркестром под руководством великого Артуро Тосканини. Будучи уже известной пианисткой, дававшей сольные концерты во многих странах мира, вышла замуж за советского инженера Владимира Шевченко и в 1938 году приехала с ним в СССР.. Вскоре Владимир Шевченко был арестован. Вера кинулась в НКВД и стала кричать, путая русские слова и французские, что муж ее — замечательный честный человек, патриот, а если они этого не понимают, то они — дураки, идиоты, фашисты и берите тогда и меня… Они и взяли. И будет Вера Лотар-Шевченко тринадцать лет валить лес. Узнает о смерти мужа в лагере и двух детей в блокадном Ленинграде. Освободилась в Нижнем Тагиле. И прямо с вокзала в драной лагерной телогрейке из последних сил бежала поздним вечером в музыкальную школу, дико стучала в двери, умоляя о «разрешении подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»… Ей разрешили. У закрытой двери, не смея зайти, рыдали навзрыд педагоги. Было же понятно, откуда она прибежала в драной телогрейке. Играла почти всю ночь. И заснула за инструментом. Потом, смеясь, рассказывала: «А проснулась я уже преподавателем той школы». Последние шестнадцать лет своей жизни Вера Лотар-Шевченко жила в Академгородке под Новосибирском. Она не просто восстановится после лагеря как музыкант, но и начнет активную гастрольную деятельность. На ее концерты билеты в первый ряд не продавали. Места здесь предназначались для тех, с кем разделила она страшные лагерные годы. Пришел — значит, жив. Пальцы у Веры Августовны до конца жизни были красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом. И еще — неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал («не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета») старший следователь, капитан Алтухов. Фамилию эту она помнила потом всю жизнь и никогда его не простила... Вера Лотар-Шевченко скончалась в 1982 году в Новосибирском Академгородке. На её могиле выбита её собственная фраза: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.» Отсюда:h ttp://nashaplaneta.su/news/vot_gde_sila_dukha/2019-09-22-76003 Из Википедии: 19 декабря 1965 года в газете «Комсомольская правда» был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый судьбе Лотар-Шевченко (Соловейчик случайно услышал один из её барнаульских концертов). В очерке содержится не вполне достоверная биографическая информация — в том числе об учёбе Лотар-Шевченко у Альфреда Корто, о совместных выступлениях с Артуро Тосканини, о погибших в блокаду детях (своих детей у Лотар-Шевченко не было). Однако этот очерк сделал имя пианистки знаменитым: она получила огромное количество писем, концерты стали проходить с аншлагами, а академик Лаврентьев, руководитель Сибирского отделения АН СССР, предложил Лотар-Шевченко жить и работать в Новосибирском Академгородке, она стала солисткой Новосибирской государственной филармонии. В последние годы жизни Лотар-Шевченко вновь получила возможность концертировать в городах СССР, а также Москве и Ленинграде, однако записей её игры почти не осталось. Рейтинг: +12 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Настолько быть преданной любимому делу, что даже на воображаемом инструменте извлечь музыку которую слышат, это гениально....
но то ли такое настроение, то ли ностальгия на меня надавили, что прочитав в
очередной раз статью решила, что для меня это поддержка духа...
Наша семья тоже была из "врагов народа". Дед мой был репрессирован и это...того.
Вообще молчали все, как мыши. Пока не получили известие о его реабилитации, спустя почти 40 лет, после его гибели. Тяжелое было время, тяжелые судьбы, страшные...
не из учебника, а эпизоды из своей жизни. Вот только поэтму мы слушали затаив
дыхание. Из нашего посёлка в 1952 году осудили девушку за карман пшеницы, которую
она несла домой матери и двухлетней дочери для похлёбки. Отпустили домо только после смерти Сталина в 1953г...
Оставить свой комментарий