Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
28. Запись от 8 декабря 2019 года. Пьер БуалО, ТомА Нарсежак. "Последний трюк каскадёра". Продолжение
В самом деле, нужна недюжинная выучка, чтобы привыкнуть к роли зрителя. В журналах я вычитал, что инвалиды объединяются ради того, чтобы жить, как другие. Они правы, если, по крайней мере, им удаётся устраиваться самостоятельно. Но я! Ведь я уже был человеком, слившимся с двумя колёсами; они были живыми, быстрыми, были неотъемлемой частью моего существа, моим продолжением. Мотоцикл - не протез. Теперь я прикован к этой абсурдной коляске, которую должен тащить, энергично разворачивая плечи. Представьте себе раненую чайку, ковыляющую, как утка на птичьем дворе. В конце концов, я знаю, чего хочу. Потому и ухожу в подполье. Я не приемлю своё увечье. Воспринимаю его, как гнусное и чудовищное наказание. Свет мне не мил. Пусть он обходится без меня. Пусть убивают, пусть режут друг друга , где угодно. Меня это мало трогает, так как я навеки принадлежу к раздавленным, увечным, безногим отбросам. Даже если Дрё докопается до истины, - что из этого? Меня бросят в тюрьму? Смешно. Я уже в тюрьме. В передвижной тюрьме, из которой не убежишь. Я ворошу воспоминания, драгоценные образы, вижу толпы детей, которые протягивают мне клочок бумаги, ручку... Эти возвраты в прошлое могут длиться долго. Остаются также мелкие сплетни Жермена, когда он приносит мне еду, перестилает постель, убирает в комнате. Он знает, что его болтовня доставляет мне удовольствие. Рассказывает о том, что творится в городе, о происшествиях, инцидентах во время избирательной кампании, а также о старухе, которую торжественно зовёт "госпожа графиня", - о том, что она невыносима, у неё собачий характер, и её приятельницы ничуть не лучше.
- Её часто навещают? - Почти что ежедневно, от четырёх до шести. Дамочки с пекинесами, чай с бисквитами... Жермен здесь, Жермен там... Будто я Фигаро. Я перезаряжаю свою маленькую внутреннюю кинокамеру. Чай, старые дамы... Судачат об "этой интриганке", об "этом безногом"... Неизвестно, откуда они взялись. О, в конце концов полиция докопается до истины! Я открываю глаза. Моя комната, - фотографии, трубка, кисет на камине - неизменный декорум моего существования. Да. Требуется большая выучка, чтобы переносить всё это. К счастью, до Шамбона рукой подать. А Шамбон - нескончаемый нытик, чванливый, постоянно оглядывающийся на самого себя и на то, какой эффект он производит. Он входит, закуривает лёгкую сигару (как ему это не идёт!): - Признайтесь, она на меня сердится. Он имеет в виду Изу. Ещё недавно Шамбон довольствовался намёками, сохранял определённую сдержанность. А потом мало-помалу стал поверять мне свои волнения; и именно эта жажда признания, желание привлечь к себе внимание, разыгрывать роль персонажа во власти чувств, чтобы исподтишка стать хозяином положения, делает его столь опасным. В определённом смысле он хуже своего дяди. - О, я вижу, что сердится. - Да нет же! Она устала, вот и всё. А ты не можешь оставить её в покое. - Но я молчу. - Да. И притом - смертная тоска в глазах, услужливость униженного любовника. - Я люблю её, Ришар. Ещё один шаг к сближению. До сих пор он не смел меня так называть. Теперь он обращается ко мне, как к шурину. Я отворачиваюсь. - Слушай, Марсель... Давай начистоту. У тебя никогда не было любовниц? Выразительный и стыдливый взгляд исподлобья. - Ну, отвечай! - Нет... - шепчет он. - Это меня не интересовало... - О, о! Не рассказывай мне сказки! Но тем не менее сразу видно, что ты ничего не смыслишь в женщинах. - Ну, знаете, это уж слишком! - Иза заслуживает уважения. Ты не сводишь с неё глаз, как улитка с капустного листа. А она, представь себе, в трауре. Он зло смеётся. - Она не была в трауре, когда позволила себя обнять. "А вот за это, любезный, ты мне заплатишь..." - думаю я, но продолжаю, не моргнув глазом: - В течение какого-то времени она себе не принадлежит; тебе следует это понимать. ПозднЕе... Он хватается за слово. - Вы думаете, позднее? Но что значит позднее? Через месяц, два? Внезапно он с яростью бросает окурок в камин. - Не думайте, что я буду ждать два месяца! Этот вид оскорблённой вдовы... не выйдет! Вы оба смеётесь надо мной! Он шумно дышит. От веснушек лицо кажется изъеденным молью. - Если уж на то пошло, мне довольно сказать одно слово... Резким толчком я швыряю коляску, хватаю его за руку. - А ну-ка, повтори... я хочу его услышать, это слово! Он пытается вырваться. Ему страшно. Ещё немного, и он поднимет локоть, чтобы защитить лицо. - Нет, нет... Я неудачно выразился. Я хотел сказать... если я сделаю ей предложение... может, она этого ждёт. Краски возвращаются к нему, и, чувствуя себя снова в выгодном положении, он тихонько разжимает мои пальцы, мило улыбается. Привычной улыбкой избалованного ребёнка. - Ну и силища же у Вас! Затем мрачно продолжает, словно страдая оттого, что напрасно навлёк на себя подозрения: - Она вышла замуж за дядю. Но почему не за меня?.. Много ли мне надо? Немножко любви, и только. Я положил к её ногам... Он разводит руками, будто пытается измерить своё самоотречение, но в конце концов отказывается от этого намерения. - Всё... всё... Покой... безопасность... здоровье. Вот именно - здоровье; и всё для того, чтобы получить от ворот поворот. - Бедняга, - бросаю я. - Пойди, успокойся. Ты же понимаешь, что я не могу рассказать ей, что произошло в кабинете твоего дяди. - Я стал бы ей противен? - Нисколько. Она бы дрожала от страха за тебя, за меня, за всех нас. Лицо его светлеет. - Что может быть прекраснее! - подхватывает он восторженно. - Осторожно, Марсель! Бывают моменты, когда ты - хуже ребёнка. Думай о ней в первую очередь. Пойми же, - эта внезапная смерть потрясла её. И помолчи. Перестань кружить вокруг да около. А потом посмотрим... Я кое о чём подумал... Он садится на одну ягодицу, наклоняется ко мне, устремляет жадный взор, словно я намереваюсь рассказывать ему о новом трюке. - Нет, - говорю я. - Не теперь. Дай созреть. - И добавляю в порыве внезапного вдохновения: - Ты и не догадываешься, почему она тебя избегает и кажется такой грустной. Угрызения совести, бедняжка Марсель. Даже мне она ничего не сказала. Но я-то хорошо её знаю. Она вбила себе в голову, что твой дядя убил себя из-за неё и из-за тебя. И эта мысль невыносима... Поражённый этим признанием, Шамбон качает головой, стискивает ладони. - Да, да, - шепчет он. - Об этом я и не подумал. Она чувствует свою вину. - Вот именно. Дядю твоего она, конечно, не любила. Да только самоубийство для хрупкой натуры - удар. Уверен, - она считает, что сейчас ты со своим любовным пылом просто бессердечен. Он уже больше не пыжится. Он подавлен. А я продолжаю: - Сиди спокойно. Перестань изображать из себя конспиратора, у которого будто на лбу написано: "Если бы я пожелал заговорить!" Ты слушаешь меня? Нет. Он не слушает. Встаёт. Взволнован до слёз. - Я всё ей скажу. Тем хуже для меня. - Боже, какая бестолочь! Сядь и подумай. Допустим, ты пойдёшь и выложишь ей всю правду. А что дальше? Нужно будет идти до конца, выдать себя полиции, а заодно уж и меня. Потому что она потребует именно этого. С её честностью другого выхода нет. Его бьёт нервная дрожь. Он пытается закурить ещё одну сигару, чтобы успокоиться, и мне приходится подносить ему зажигалку. - Должен же быть выход, - говорит он. - Но, честно говоря, я не вижу его. Только что Вы думали... - Совершенно верно. Я думал об одной идее твоей матушки... может, тут есть смысл покопаться. - Так... А в чём дело? - Пока что рано говорить. Повторяю, - подобные вещи нельзя импровизировать. Теперь иди. Ты меня утомляешь. Он уходит. Всё ещё не может успокоиться. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, что он что-то скрывает. Вынашивает какой-то тайный замысел. Я чертовски злюсь на себя. Будто не мог в одиночку отправить Фромана на тот свет. И вот из-за этого кретина великолепное здание, построенное мною, того и гляди, рухнет. Ведь совершенно очевидно, он не выдержит. Зачем ему непременно являться в полицию с повинной? Почему бы, напротив, не сказать Изе: " Если Вы мне не уступите, я заговорю." Предлог для шантажа беспроигрышный. Правда, требующий характера. Однако, бывает, и трУсы стОят смельчаков... /ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ/ Рейтинг: +2 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий