Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Ложь, можно ли без неё обойтись?
Мы все врем. Кто-то реже, кто-то чаще.
Слишком груба правда бывает, тяжела, беспощадна даже. Термин такой придуман людьми - ложь во спасение, святая ложь. Мол, скажешь правду - убьешь словом. А соврёшь?.. Жизнь сохранишь? Или казнь отсрочишь? Ведь тайное явным когда-нибудь становится. Не становится? И расплаты не будет?.. В нашей семье не принято врать. Есть множество способов избежать лжи. Мы стараемся говорить правду. Можно промолчать, можно перевести разговор на другую тему, иногда можно пошутить вместо ответа. - Свежее у вас молоко? - спрашивает меня моя покупательница. - В нашем магазине не бывает несвежих продуктов! - отвечаю ей с улыбкой. - Вся красота моя поблекла, болезнь все силы забрала, - жалуется соседка. - После таких-то испытаний! Да о чём Вы говорите! - Я скоро умру, ну сколько лет ещё отпущено - 5, 10, 15? - сетует мой другой 85-летний сосед. - Смерть у нас у всех где-то рядом. Посмотрите, какие юные гибнут! Не в той компании Новый год встретил, неудачно перешел дорогу, не на тот самолет сел... Всё так относительно, так относительно! Умная слишком, скажете? Не каждый так быстро слова нужные подбирает... Не знаю, только по жизни дура я дурой... В жизни мало что я соображаю, от роковых поступков спасает только интуиция. "Для остановки нет причин, Иду скользя..." Так и живу. Ложь гноем скапливается где-то внутри и наружу выходит болезнью. Так было, когда я решила жить отдельно от мамы и переехала к другу. Если с мамой мы постоянно выясняем отношения, то с другом не ссорились вообще. Но через полгода я начала болеть. Обычно бюллетень я беру раз в 5 лет, в тот год я ухитрилась подхватить бронхит, ротавирус и еще какую-то инфекцию. Вернулась домой к маме. Вечно ворчливой, иногда просто невыносимой маме. Все болезни прошли. Мама ранит словами, но она предсказуема и открыта. ...А в конце прошлого года я ушла с работы. Мучилась, каждую минуту на часы смотрела, считая время до окончания рабочего дня. Начала болеть спина. Думала, продуло. Как только подала заявление об уходе - как рукой сняло без всякого лечения. Забыла про боль! Обманывать себя саму ещё печальнее, наверно. Рейтинг: +9 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели:Невидимка Невидимка Невидимка Невидимка |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Я своим враньём никому не причинила зла, а сохранила всем душевный покой.
Вы, Зинаида, наверно, чужую боль, чужие трудности себе забираете (ну, не чужие они Вам, это понятно!), от того и болеете.
Очень уж неравнодушное сердце у Вас.
Работа научила стрессоустойчивости.
Только самых близких игнорировать невозможно. Остальных приходится принимать такими, какие они есть.
Слоновью непробиваемую кожу на себя натягиваю иногда.
Вы тоже не поддавайтесь!
О своих я так говорю совершенно честно.
"Ложь во спасение"... да, в каких-то случаях, безусловно, она существует. Но ее даже ложью в полном смысле слова нельзя назвать. Это - не обман, а подвижнический акт. Чаще всего сопряженный с реальной опасностью для человека, его совершающего. Не выдать врагам товарищей, даже когда грозят пыткой и смертью - разве это ложь? Или не раскрыть тяжело больному ужасную правду о положении его дел или о его личной жизни, потому что такое потрясение может стать для него фатальным? Однако, такие случаи единичны. У кого-то они бывают один или два раза за всю жизнь. У кого-то их вообще не бывает.
Но "ложью во спасение" часто называют своевольные попытки влияния на чужую судьбу либо вообще оправдание собственной трусости и корыстных целей. Скрывать от жены свои измены. Или от членов семьи - реальное материальное положение. Или врать бездарю, что он талантлив, или, допустим, скрывать от мужа собственное бесплодие "чтобы не переживал зря" - это все никакое не спасение. Это просто попытка окрасить в красивые цвета собственную трусость, корысть или стремление к душевному комфорту. Такой человек уверен, что заранее "знает", что если он скажет правду, "будет только хуже". Однако, это он так для себя определил, что будет хуже - а именно: по его мнению велика вероятность, что в случае раскрытия правды произойдут те события, которые для него нежелательны. Но, во-первых, произойдут ли они на самом деле - одному Богу известно. Во-вторых, "нежелательны для меня" - не означает "хуже". Причем, я не могу знать даже чем лично для меня все это обернется в будущем. Но самоуверенно беру на себя право распоряжаться правдой и ложью , решать в каком случае моя ложь оправдана, а в каком - нет.
Наиболее частая подмена этих понятий - ложь об измене и ложь об усыновлении. Это приводит, во-первых, к тому, что человек все равно узнает правду, но от чужих людей, в такой момент и в такой форме, когда она его больше всего травмирует. А во-вторых, человека травмирует сам факт недоверия. Того, что ему солгали. Что за него приняли решение - что ему положено знать, а что - нет. Что его лишили права собственного выбора, который он бы сделал на основе реальной информации, а не той "сказочки", которую ему преподнесли другие.
Ну, еще ложь о собственном состоянии здоровья. Это, конечно, тоже не "ложь во спасение". Человек не ставит родных в известность о своем реальном состоянии здоровья, потому что с одной стороны, может брать на себя право единоличного решения, как с этим поступать (характерно для покровительственного отношения к близким, когда их подсознательно считают детьми, не способными столкнуться с взрослыми проблемами и адекватно их перенести и себя повести, когда себя считают сильнее остальных), с другой не готов сам полностью столкнуться с реальностью происходящего. Ведь пока о чем-то знаю только я - это как бы и не совсем существует... Поскольку не подтверждается окружающими. Есть такой психологический закон. Пока о чем-то знаю только я, у меня есть власть в это не верить. Или не совсем верить. Если об этом узнают остальные, есть опасность, что их знание убедит в этом и меня, отнимет надежду, за которую я так цепляюсь. А пока все окружающее не подтверждает печального факта, я могу от него абстрагироваться. Третья причина: если мои близкие действительно люди достаточно эгоистичные и духовно слабые, то они, узнав о моей проблеме, могут не помочь мне, а усилить мои страдания. Например, начнут впадать в панику, и вместо того, чтобы поддержать меня, еще и заразят своим деструктивным настроем. Мне и так тяжело, а придется еще и их успокаивать...
Все это - никакое не "спасение" близких, конечно. Это - в первую очередь облегчение участи себе, нежелание увеличивать количество собственных забот. Но такие случаи понятны и оправданы нашей человеческой слабостью. Да, никому не хочется дополнительных забот, особенно когда болен. Когда что-то болит, хочется это просто не трогать. А если все полезут смотреть, то могут только разбередить рану. Тут, конечно, очень многое зависит от конкретных людей, которые меня окружают. И от того, насколько я им доверяю, вообще какого я о них мнения. Недоверие в этом случае лично мне очень хорошо понятно - я именно по этой причине многие вещи скрывал от взрослых. Потому что реально помочь - не помогут, а только усугубят мои проблемы своей бурной деятельностью и своими "медвежьими услугами". Правда, "ложью во спасение" я это не называл. Да, скрывал из-за нежелания лишний раз волновать. Но в первую очередь потому, что отлично понимал - их волнение и их переживания добавят проблем. А значит, увеличат нагрузку на меня. Добавят мне забот. В том числе, прибавив мне душевных страданий, связанных с их душевными страданиями. А дополнительно страдать ни одному живому существу не хочется .
Но есть еще один интересный момент: то, что мы привыкли назвать "правдой", на деле зачастую является всего лишь нашим индивидуальным мнением. Чаще, чем нам кажется. Сказать человеку "да, тебе осталось жить полгода" - это не значит сказать правду. Хотя бы потому, что никто, даже опытные врачи, не могут с точностью утверждать, кому сколько осталось жить. "С таким диагнозом выживаемость - десять процентов" - это ближе к правде. А вот сказать при этом: "Но я думаю, что те десять процентов, которые выжили, не впадали в панику, очень хотели жить, соблюдали все рекомендации и верили в благополучный исход" - это тоже будет правдой, если на самом деле так думаешь. А если сам предполагаешь всегда худшее, то сказать об этом человеку, попавшему в беду - это не называется сказать правду. Это называется - перегрузить на него тяжесть собственных подозрений, да еще при том, что мне-то самому ничего не угрожает... Я думаю, что открыв человеку какой-то печальный аспект действительности, то чтобы все было по-честному, надо быть готовым и разделить его тяжесть, и поддержать, и помочь с этим справиться. А иначе - лучше отойди в сторону. Может быть, кто-то другой справится лучше, чем ты.
Спасибо за такой большой, глубокий комментарий, Василий. Значит, Вас тоже очень волнует эта тема.
Не лгут, наверно, только святые. Но стремиться к этому нужно.
Задевает, что враньё вообще не считается чем-то порочным. Врут из вежливости!
Простой пример.
Я стою за кассой, мелочи на сдачу у меня мало, и я прошу покупателя поискать купюру помельче.
Он говорит, что нет, других денег у него нет. Зачем врать? Почему честно не сказать, что ему самому нужна мелочь?
Я только же видела всё содержимое его кошелька! (Понятно, продавец не должна заглядывать в чужие кошельки, пока из них достаются деньги, но меня волнует совсем некорыстная мысль - хватит ли мне мелочи до конца рабочего дня.)
А самая большая опасность "лжи во спасение", как и любой другой лжи - в том, что постепенно стираются границы допустимого. Ложь сама по себе перестает восприниматься как однозначное зло. И становится внутренне приемлемой. И оценка своих последующих поступков начинается уже с этой - более низкой - ступеньки. Это - как воровство. Пока "нельзя брать чужое" - это аксиома, человек - не вор. А если уже "в каком-то случае можно" (кто-то забыл у меня вещь и не вспомнил - наверняка ему не нужно. Хотел курить, на столе лежала пачка, хозяина не было - не бегать же его искать? И т.д.), то воровство само по себе для нашего мозга перестает быть чем-то недопустимым и становится обусловлено-допустимым. А от этого - один шаг до полного превращения в вора. Потому что дальше - уже только вопрос количества, "меры". А мера, как известно, понятие относительное...
Меня чужое вранье вообще не задевает. Особенно если это чужие люди. Разве что огорчает, если я к человеку расположен. Но если другие люди врут - это не раздражает. Я сам так много в своей жизни врал, что они - всяко правдивее меня . Ну, мне так кажется. И я думаю, что у них есть на то причины. Тем, кто врет, я скорее сочувствую. Ведь вредит-то ложью человек больше всего самому себе. А мне-то что? С меня не убудет, если мне соврали.
Встречает иезуит францисканца. Тот идет, пригорюнившись. Иезуит спрашивает, в чем дело, мол, что случилось? Францисканец ему: "Да вот, отправили мы в Ватикан запрос: "Можно ли курить во время молитвы?". Папа ответил, что нельзя". Иезуит говорит: "Вы просто неправильно сформулировали вопрос".
Через некоторое время заходит францисканец к иезуитам - а там все курят, и во время молитвы - тоже. Он: "Как же так! Вы нарушаете распоряжение Ватикана?" Ему отвечают: "Вовсе нет, мы ничего не нарушаем! Мы тоже отправили запрос: "Можно ли молиться во время курения?" Папа ответил: "Молиться можно всегда!"
Мартин Лютер Кинг
А вот ещё: "Да плевать мне на правду,я счастья хочу"
Ф.С.Фицджеральд
Искать недостатки - не значит быть правым.
Между этими двумя фразами, на первый взгляд говорящими об одном и том же, на самом деле огромная разница. В первой речь идет об озвучивании всех своих мыслей, а во втором - о правде. Говорить все, что думаешь - не означает говорить правду. У человека в голове может быть очень много лжи, заблуждений, у него может возникать желание сказать множество различных вещей, обусловленных какими-то личными субъективными чувствами, личными отношениями, настроением и т.д. Если он все это выдает в эфир - это не называется говорить правду. Иными словами, если человек меня почему-то раздражает, и я по этой причине обозвал его идиотом - это не есть правда. То, что он идиот - не является правдой. Правда в том, что он меня раздражает. Но я же не это сказал... Обычно все сложнее, но от этого наше личное мнение или даже эмоциональное ощущение не становится правдой. Вернее, это - правда, но только о нас самих, а не о том, о чем мы высказались.
Так что нет, обман удается не только потому, что люди не хотят знать правду. А еще и потому, что люди верят тому, кто их обманывает. Предательство удается, потому что товарищи доверяют предателю. Иначе не рассказали бы ему те тайны, которые он потом выдаст. И... неужели, Вас никогда в жизни никто не обманывал и не предавал? Или обманывали только тогда, когда Вы сами не хотели знать правду? Например, Вы доверились человеку, он дал Вам честное слово, что никому об этом не расскажет. А потом это слово нарушил. Он ведь Вас обманул. Разве это потому, что Вы не хотели знать правду о том, что он не умеет держать слово? Наверное, все-таки, Вы изначально ему доверяли. Я имею в виду даже не судьбоносные какие-то вещи, а хотя бы так, по мелочи.
Можно, конечно, сказать, что, мол, никому вообще доверять нельзя, все надо проверять, а если не проверяешь - значит, не хочешь знать правду. Но если вообще никому никогда не доверять, очень многое в нашей жизни теряет смысл. Жить по законам мафии - тоже не вариант. Особенно когда дело касается своей семьи, друзей, каких-то людей, отношения с которыми имеют смысл как раз только потому, что им доверяешь. Опять же, не доверяя никому, отказавшись от доверительных отношений вообще, можно потерять гораздо больше, чем если несколько раз стать жертвой обмана.
Тут главное - последнее не отдать!
Попробую восстановить пропавшее, но курсивом.
Оставить свой комментарий