Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 24


Тест

Тест Хорошая ли ты хозяйка?
Хорошая ли ты хозяйка?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Запись от 2 февраля 2020 года. Эльза Триоле. "Розы в кредит". Глава I. "Разбитый мир"

Был тот предвечерний, недобрый час, когда ещё не наступила непроглядная тьма, но глаза заволакивает какая-то мутная пелена, а всё вокруг становится обманчивым и неверным. Нависла холодная, сырая, ватная тишина. У просёлочной дороги, накренившись к призрачной лачуге, стоял грузовик. Сумерки грязно расползлись по ухабистой дороге с непросыхающими лужами, окутали изгородь, в которой запутался густой кустарник, подобно седым волосам, застрявшим в зубцах гребёнки. За изгородью всклокоченный цепной пёс неопределённой породы волочил дребезжащую цепь; шерсть у него слиплась от грязи, столь здесь непролазной, что в ней увязли детский деревянный башмак, велосипедное колесо без шины, ведро, ночной горшок и ещё какие-то предметы... Сама лачуга была похожа на старый ящик, наспех сколоченный из досок и планок. И странным казалось поблескивание уцелевших среди всеобщего разорения стёкол тёмного окна. Давно пора было включить задние фары грузовика, - он постепенно тонул в надвигающейся ночной тьме, - но кабина была пуста. И только струйка дыма цвета сумерек, поднимавшаяся из трубы на заржавленной крыше лачуги, оживляла это безлюдье.

На повороте дороги со стороны шоссе показались шестеро ребятишек. Они говорили между собой шёпотом: "Ещё не ушёл..." - "Кто он, этот тип? Жди его тут, чёрт побери..." - "Ты заметил номер грузовика?" - "Очень мне нужно!" - "Что же теперь делать?" - "Не идти же обратно - потом всё равно надо возвращаться." - "Заткнись!" - "Ну, а я пойду". Маленькая фигурка отделилась от группы ребят и повернула обратно. Пятеро остальных проскользнули за изгородь. Под навесом валялись дрова и вязанки хвороста - здесь можно было так спрятаться, что никто не увидит из окна дома. Собака попыталась было залаять, получила пинок, унялась и начала облизывать ребятишек, гремя цепью по невидимым в темноте камням. Дети рядком молча уселись на бревне, как птицы на телеграфном проводе.

Было совсем темно, когда открылась дверь лачуги и кто-то, тяжело ступая, вышел и направился к грузовику. Зажглись фары. Они осветили каменистую, избитую дорогу в рытвинах, полных воды. Грузовик с грохотом снялся с места, увозя с собой огни задних фар, а ребятишки так и не успели разглядеть водителя. Тишина поглотила шум, как вода брошенный в неё камень. Ребятишки не шевелились.

Прошло ещё сколько-то времени; наконец осветилось окно, и в дверях показалась мать - Мари ПеньЕ, урождённая ВенЕн.

- Идите домой, - крикнула она в темноту, - ещё простудитесь, чего доброго!

Ребятишки вылезли из-под навеса. Мари пересчитывала их, пока они входили в дом:

- Один, два, три, четыре, пять... Опять Мартины нет! Она меня в могилу сведёт, паршивая девчонка!

Четыре мальчугана и девочка уселись за столом. Висячая керосиновая лампа угрожающе раскачивалась над их головами. На раскалённой докрасна чугунной плите что-то потихоньку кипело, вкусно пахло дымом и супом. Ребятам было от трёх до пятнадцати лет; у всех грязные, покрытые цыпками руки, сопливые носы и рыжеватые волосы. У старшей, пятнадцатилетней болезненной девочки, углы рта свисали, как галльские усы. Трое мальчиков, погодки, напоминали весёлых лягушат, и только самый младший походил на мать. Ему одному, пожалуй, повезло.

Мать была небольшого роста, с курчавыми волосами, солнцем освещавшими её безмятежное лицо с ещё гладкой кожей. Выпуклый лоб, маленький носик и застывшая на губах улыбка. Под некогда яблочно-зелёной фуфайкой - отвислая грудь - сразу видно, что она вскормила не одного ребёнка. Мужская куртка с продранными локтями, ситцевая юбка, на босых ногах шлёпанцы. Холода она не боялась - привыкла. Мать по кругу разливала суп в выщербленные, растрескавшиеся тарелки с розовыми цветочками, какие обычно выдаются в бакалейных лавках в виде премии. Ребятишки, не двигаясь, следили за каждым её движением, не сводя глаз с разливательной ложки, как щенки, которые, присев на задние лапы, ждут свою похлёбку. Им дозволялось приступить к еде только тогда, когда мать разольёт суп; нарушителя она энергично призовёт к порядку. Некоторое время слышалось одно лишь чавканье. Щенки, находясь в добром здравии, прожорливы и непривередливы к еде. Суп был жирный, в нём попадались изрядные куски мяса и овощи. После первой порции - была ведь ещё и вторая - напряжение несколько упало, дети начали тараторить, визжать и задирать друг друга... Оживление всё возрастало, и дело кончилось бы всеобщей взбучкой, если бы чрезвычайное происшествие не отвлекло внимания матери: на стол взобралась крыса.

- Крыса! - закричали ребятишки. Попавшая в окружение крыса, хоть она и была рыжеватая, - в масть семейству, - чувствовала свою неминуемую гибель, и металась по столу среди тарелок, стаканов, хлебных корок.

- Пристукните её! - вопила Мари. - Да бейте же, чёрт вас подери!...

Честь прикончить крысу выпала на долю старшего из мальчиков. Все остальные молотили её уже просто для удовольствия. Мартина появилась как раз в тот момент, когда Мари, открыв дверь и держа крысу за хвост, размахнулась, чтобы бросить её подальше во двор; и, если бы Мартина вовремя не увернулась, она угодила бы ей прямо в лицо. Крыса шлёпнулась посреди двора, а Мартина прислонилась к двери.

- Садись! - крикнула мать. - Того и гляди, ещё грохнешься! Садись обедать, говорю!

- Не хочется, - ответила Мартина, направляясь к раскалённой плите. - Мне холодно.

- Ешь, говорю я тебе! - Мари улыбалась, потому что и губы, и все складки её лица раз и навсегда сложились в улыбку. - Сегодня у нас мясной суп, вкусный. Первый настоящий суп после освобождения.

Мартина села рядом со старшей сестрой. Втянув голову в плечи, она косилась чёрными, без блеска глазами на неубранную постель, с которой свешивались на зашарканный пол грязные простыни. В комнате, помимо плиты, стоял ещё буфет и ободранное кресло, из которого вылезали пружины. Чтобы дверь, ведущая в другую комнату, не закрылась, к ней был приставлен стул с продырявленным сиденьем. Дети, вылизывая тарелки и подчищая их хлебным мякишем, обсуждали происшествие с крысой. Мартина белыми тонкими руками пригладила длинные пряди чёрных прямых волос.

- Ешь, - повторила мать.

Мартина взяла ложку и посмотрела на суп, налитый в треснувшую, выщербленную тарелку. Сквозь толстый слой жира, из которого торчал кусок мяса и кость, не были видны цветочки на дне тарелки... Мартина смотрела на тарелку с супом, но видела также и стол, корки в лужицах пролитого красного вина, объедки...

- Ешь, - сказала ей шёпотом старшая сестра, - а то попадёт...

Мартина опустила ложку в жирный суп, поднесла её ко рту и вдруг уронила голову на стол, едва не угодив в тарелку.

Поднялась невообразимая суматоха, как при появлении крысы.

- Да ну же! - кричала мать. - Смотрите, девчонка-то заболела! Берите её подмышки, а я возьму под коленки... Поворачивайтесь! Робер! Не видишь, что ноги у неё волочатся? Горе мне с вами!

Мартину положили на большую неубранную постель.

- Брысь, пошли! - заорала что было силы Мари, и ребятишки исчезли за перегородкой, толкаясь в дверях, чтобы не попасться матери под руку.

- Что с тобой, ну, что ж это такое с тобой, доченька?! - твердила Мари, склонившись над Мартиной. Мартина открыла глаза, увидела, на чём она лежит, поглядела матери в лицо, съёжилась, вытянула руки вдоль тела, подобрала колени, сжала кулаки.

- Уйду, - сказала она.

Мари продолжала стоять, склонив голову в ореоле курчавых волос, как всегда, улыбаясь.

- Я - твоя мать, - сказала она наконец. - Хватит с нас и того, что старшую увозили на целый год из-за туберкулёзного менингита; говорили, будто она перезаразила весь класс! Но тебе-то зачем в профилакторий? Ведь у тебя ничего не болит. В чём же дело?

- Мать Сесили возьмёт меня к себе... Я научусь работать в парикмахерской...

Мари расхохоталась, а выражение её вечно улыбающегося лица осталось при этом неизменным, не отражая смеха, но и не противореча ему.

- Ты первым делом сама завейся, а то тебе твои патлы, видно, не нравятся! Да заодно вытрави их перекисью, - ты у нас в семье одна чёрная, не в масть. Наказание мне с тобой! Ну, как, полегчало тебе?

- Нет, - сказала Мартина. - Я уйду.

- Дрянь паршивая! - заорала Мари. - И отдай немедленно ДедЕ его шарики! Опять ты их у него стащила! Сорока - вот ты кто! Чёрная сорока-воровка! Тебе подавай всё, что блестит - я своими глазами видела, как ты зарывала в землю мой флакончик из-под одеколона! А лента Франсины?! Тоже, небось, ты унесла?! Сорока проклятая! Сорока!

- Сорока! - завизжали ребятишки, показавшиеся в дверях. - Чёрная сорока! Сорока-воровка!

С визгом и криками дети окружили Мартину. Такое обилие происшествий в течение одного вечера вывело их из равновесия, они впали в какое-то неистовство: размахивали руками, гримасничали, высовывали языки, кидались из стороны в сторону. От их беготни висячая лампа раскачивалась, отбрасывая непомерно большие тени, прыгавшие по стенам и потолку.

- Хватит! - Материнские подзатыльники посыпались градом, и дети вновь скрылись за перегородкой.

Мартина выбралась из постели и села около плиты.

- Уймись, - сказала ей Мари, - будет дурака валять! Станешь парикмахершей или кем угодно, когда кончишь школу. Учительница говорит, что уму непостижимо, до чего ты способная! Подумать только - я, твоя мать, так и не научилась ни читать, ни писать! А чем я хуже других? Твоя старшая сестра, ни дать, ни взять, в меня - ей уже пятнадцать лет, а она тоже не умеет ни читать, ни писать. Может, поешь горячего супа? Поди, поцелуй меня! Это кровь в тебе играет, девочка моя! У тебя уже хорошенькие грудки, и талия какая, и бёдра... Чертовка ты моя милая!... В четырнадцать-то лет!...

Она обняла Мартину и стала целовать её чёрные волосы, бледные щёки, плечи... Сжав губы, закрыв глаза, Мартина терпела ласки, неподвижная, как труп. У неё было длинное, атласисто-гладкое тело ребёнка-женщины. Казалось, ей трудно дышать в тесном шерстяном платьице, из которого она выросла.

Мари выпустила её из своих объятий.

- Ложись со мной! Я подвинусь к стенке...

Мартина вместо ответа ещё ближе придвинулась к раскалённой плите.

- Мама, я больна, мне холодно, я буду ворочаться и мешать тебе спать. На, вот шарики Деде - они такие приятные, гладкие...

Мартина извлекла из глубокого кармана два шарика.

- Оставь их себе, дурёха. Я дам ему что-нибудь другое.

Мари засунула шарики обратно в карман Мартины.

- Ты же не можешь совсем больная просидеть всю ночь у плиты - ещё, чего доброго, свалишься!

- Я пойду ночевать к Сесили...

Мари замахнулась на неё.

- Ты останешься дома! Погоди, я сама схожу к ней, к этой парикмахерше! Я ей покажу! Это из-за неё и из-за её Сесили у меня тняли старшую дочь и поместили в профилакторий! Сразу видно, что она в пособиях (1) не нуждается! Ей-то наплевать, когда у родной матери забирают ребёнка!

Постепенно Мари перешла на крик. Мартина поднялась, приставила к стене стул и придвинула к нему другой, чтобы вытянуть ноги. Мари кричала. Ребятишки угомонились - они уснули в темноте или притворились спящими, предпочитая в такую минуту не подворачиваться под руку матери. Мартине казалось, что мать кричит целую вечность. Разморенная жаром плиты, она не слушала её; Мари уже затихала, как вдруг Мартина вскрикнула.

- Что там ещё такое? - проворчала Мари. - Одним прыжком очутившись у двери, Мартина распахнула её; на дворе было темным-темно, красный свет висячей лампы, освещая комнату, не в силах был пробиться наружу и вырывал из тьмы одни лишь грязные следы у самого порога. Мартина исчезла. Шаря по земле, она отыскала корзинку, которую выронила, увидев крысу в руках матери. "Только бы она не разбилась! Ох, мама..."

Она поставила корзинку на стол, и Мари с любопытством подошла к ней:

- Что там у тебя?

Мартина достала из корзинки пакетик, умещавшийся на ладони, осторожно развернула белоснежную папиросную бумагу и вынула из нее статуэтку Богоматери на фоне грота в виде раковины; перед ней – коленопреклонённый ребёнок. Все было окрашено в нежные цвета - небесно-голубой, белый, розовый. Мари тыльной стороной руки очистила для Богородицы стол.

– Это парикмахерша тебе подарила?

Мартина, не сводя глаз со статуэтки, кивнула. Мать стояла рядом и тоже залюбовалась статуэткой.

– Она привезла мне ее из Лурда (2), – сказала наконец Мартина. – Подумай, ведь я могла ее разбить!… А вдруг да она чудотворная?

– Чудес, дочка, не бывает, - уж я-то это знаю! Ложись, я погашу лампу, а ее поставим на буфет, чтобы мальчишки, не дай Бог, не разбили.

– Подожди, она заводная. Послушай музыку.

Мартина перевернула статуэтку вверх ногами и завела ключом; замерев от восторга, мать и дочь несколько раз подряд прослушали тоненькое «Ave Maria».

– Ну, хватит, – сказала Мари, – а то ты еще, чего доброго, прикончишь завод.

Мари влезла на стул и поместила Богородицу на самом верху буфета. Мартина улеглась на стульях, мать на кровати.

Погружённая в полную тьму лачуга дышала и похрапывала под неумолчную крысиную возню. Мартина не спала - здесь жили по солнцу, а в это время года так рано темнело, что Мартина не могла сразу заснуть. Когда она не спала, то думала о Даниеле Донеле, сыне Жоржа Донеля, садовода, у которого были плантации роз в двадцати километрах от их деревни. Даниель Донель являлся неотъемлемой частью знакомого Мартине мира, - наравне с лесом, церковью, дедом МаллуАром и его коровами, пасущимися в лугах, шпалерами яблонь и груш в саду нотариуса, деревенской бакалейной лавкой, мостовой главной улицы, зеленой поляной в лесу, которая на самом-то деле – засасывающая трясина. У Даниеля в деревне жили двоюродные братья, - три молодых Донеля, сыновья Марселя Донеля; Марсель тоже садовод, как и Жорж Донель, но более мелкого масштаба. У всех молодых Донелей было семейное сходство, хотя отцы их не походили друг на друга; да, впрочем, и дети не очень похожи на отцов. Несмотря на то, что молодое поколение во время оккупации недоедало, оно все же выросло крепким - Донели были среднего роста, но ладно скроены, прочно сколочены, как все, что строится в деревне, – стены, изгороди… Головы у них совсем круглые, волосы подстрижены бобриком, что еще сильнее подчеркивало их круглоголовость, лица у них тоже круглые, веселые, будто Донели всегда готовы прыснуть со смеху, раздувая ноздри и щурясь. Для Мартины Даниель, сын того Донеля, который разводил розы, был лучше всех. Он и в самом деле самый складный, с хорошо развитым торсом на устойчивых ногах; может быть, ему не хватало изящества, но в добротности телосложения он не уступал никому. Даниель учился в Париже, где жил у своей сестры Доминики, муж которой имел цветочный магазин на бульваре Монпарнас. Стойкий деревенский загар Даниеля после первого же года обучения в Париже побледнел, но во время каникул вновь появился. Однако война и оккупация все перевернули вверх дном. Так, например, и на каникулах, и в учебное время Даниель, как бы сросшийся со своим велосипедом – своеобразный кентавр 1940—1945 годов, – постоянно появлялся в деревне. Он проезжал в один присест шестьдесят километров от Парижа, да, случалось, и еще двадцать километров – на ферму к отцу. Для студента у него было слишком много свободного времени - и летом, и зимой он не слезал с велосипеда!

В такие смутные дни ученье, может быть, тоже шло как попало. Тем более, что Доминике - цветочнице, сестре Даниеля - надо же было чем-то питаться, как и самому Даниелю, и мужу Доминики, и их сынишке; вот Даниель и ездил за съестными припасами. Но в 1944 году немцы остановили его на дороге, чтобы проверить документы, и нашли в корзинке, привязанной к багажнику велосипеда, под маслом и яйцами, подозрительные предметы: типографскую краску и не бывшие ещё в употреблении штемпельные подушечки. Мэр большого селения неподалёку от деревни Мартины, где хорошее купание на озере, но куда никто больше не ходил, потому что немцы частенько наезжали туда с женщинами, потерявшими стыд и совесть... так вот, - мэр этого селения тщетно уверял, что именно он поручил Даниелю привезти означенные предметы для нужд мэрии. Даниеля отправили в Френ (3), и не приди вовремя освобождение... Восемнадцатилетний силач Даниель, полный неистощимого веселья, был приговорён к смертной казни. Он чуть было не превратился в юного мученика, но, к счастью, остался просто героем.

А его двоюродные братья, ещё слишком молодые, чтобы сотрудничать с немцами, ходили с ними купаться на озеро - уж очень они любили купание! Старший же любил и самих победителей; не стесняясь, открыто об этом говорил, за что его и покарала Судьба - внезапно он стал сохнуть, грудь у него ввалилась, он согнулся, как старик - подумайте, в двадцать лет! Он потерял какое бы то ни было сходство с Даниелем и братьями, и начал смахивать на отца. В деревне говорили, что он подцепил хворь, купаясь в озере с немцами. Немцы каким-то средством, кто их знает, чем, дезинфицировали воду; а ведь известно - что немцу здорово, французу - смерть! Короче говоря, если два младших его брата просто радовались освобождению и тому, что все вокруг них были счастливы, а сами больше и не пытались "разобраться в чём-либо", то старший покинул свою деревню. Ушёл он недалеко, - всего лишь к отцу Даниеля, который до возвращения военнопленных не мог найти людей для работы на плантациях роз.

Что до Мартины, война или оккупация - ей всё равно: с тех пор, как себя помнила, она ждала Даниеля. Постоянная мысль о Даниеле была для Мартины основой жизни. Без мыслей о нём она, как продырявленный воздушный шар, поникла бы, сморщилась, потускнела бы... Значит, это - навсегда. Мартина жила, храня в себе образ Даниеля, и, когда этот образ приобретал плоть и кровь, когда она встречала вполне реального, живого Даниеля, то испытывала нечто вроде толчка, удара такой силы, что еле могла устоять на ногах... Мартина, лёжа в темноте на стульях, думала о Даниеле.

Плита начинала остывать; скоро совсем остынет, а Мартина всё не спала и совсем продрогла.

Она устроилась на стульях, чтобы не лежать рядом с матерью на стиравшихся лишь дважды в год простынях, от запаха которых ей становилось дурно. Но провести длинную, бессонную ночь на стульях тоже тяжело. Она могла бы лечь на стол, но на столе среди объедков возились крысы. Пробегая мимо Мартины, они задевали за стулья, до неё, однако, не добираясь. Мартина лежала в темноте с открытыми глазами и думала о Даниеле Донеле. Наверху справа что-то светилось. Откуда этот свет? Мартина машинально искала глазами дыру в потолке, в досках стены...

Вдруг ей стало страшно - а что, если этот свет идёт не снаружи? Откуда же он тогда?! Может быть, это блестят глаза какого-нибудь зверя, готового прыгнуть на неё? Откуда взяться зверю там, наверху? Может быть, это птица? Мартина протянула руку и, дрожа, ощупью нашла на плите за трубой коробок со спичками. Не отрывая глаз от светившегося где-то наверху пятна, она зажгла спичку и скорее угадала, чем увидела, что это статуэтка Богородицы. Потрясение, которое она при этом испытала, было почти равносильно тому, какое она испытывала при встречах с Даниелем Донелем.

- Что ты там возишься? - крикнула Мари, привстав на постели.

- Мама... От неё идёт свет! - Мартина показала пальцем на статуэтку.

- Боже милосердный! - Мари вздохнула и улеглась обратно. - Они её с ума сведут, мою доченьку... Ей только не хватает теперь голосА услышать!

Спичка жгла кончики пальцев. Ночь вновь вступила в свои права. Мартина, широко открыв глаза и не сводя их со светившегося в темноте пятна, думала о Даниеле Донеле. Бессонница была упорной, а ночь - бесконечной... Сколько сейчас времени? Может быть, девять часов, а может, и десять... Мать, вероятно, тоже не спала, потому что внезапно сказала:

- Иди! Ночуй у Сесили! Чего доброго, нагрянет отец - пьяный, как всегда... А ты сегодня и без того сама не своя - лучше уж тебе и впрямь уйти...

В полной темноте Мартина подхватила свою курточку и проскользнула в дверь. За дверью ночь была совсем другой - свежей, сырой. Мартина бегом пронеслась через грязный двор, просёлочную дорогу, и вышла на шоссе. Который же всё-таки час? Может, уже слишком поздно стучаться к Сесили? Мартина бежала по шоссе. Навстречу шли машины, освещая её фарами - одна, другая... Пока она не добежит до церкви, ей не узнать, который час, да и там она увидит часы, только если взойдёт луна. Но, поравнявшись с первыми домами, она успокоилась - если у деда Маллуара ещё есть свет в окнах, - значит, не так уж поздно.

Улицы были пустынны, но окна кое-где светились - у газовщика, у нотариуса и на площади, в глубине, где стояла церковь. А на тёмной колокольне, как будто нарочно для Мартины, услужливые часы неторопливо пробили десять раз. Еле успела... Мартина добежала до парикмахерской, запыхавшись; в боку у неё кололо. Она постучала в окно. Дверь отворили. Из темноты, оттуда, где подобно дереву, высился аппарат для перманентной завивки и черно поблёскивало зеркало, появилась парикмахерша.

- Мартина!... Почему так поздно? Что-нибудь случилось?

- Мама меня отослала. Боится, отец придёт ночевать...

- А... Ну, что же - входи, дочка...



1. Во Франции выплачивается пособие на каждого ребёнка, если заработок семьи не превышает определённой суммы. Когда ребёнок находится в больнице, выплата пособия приостанавливается. (Здесь и далее - примечания переводчиков) (Следует учитывать, что эта книга - издание 1960 года; вероятно, сейчас, в современном мире, всё обстоит несколько по-другому. - Примечание Елены Агаты)).

2. Лурд - город во Франции, в департаменте Верхние Пиренеи, на реке Гав-де-По. Один из наиболее важных в Европе центров паломничества (Википедия).

3. Френ - тюрьма близ Парижа.



Елена Агата   2 февраля 2020   410 0 6  


Рейтинг: +3




Тэги: психологическая драма




Последние читатели:




Комментарии:

Руслёна # 3 февраля 2020 года   +1  
Какое грустное начало. Но интересное.
Елена Агата # 3 февраля 2020 года   +1  
Конечно, интересное, Людочка - иначе я бы эту вещь сюда не поставила. И - это всего лишь начало. Так что - жди продолжения!))
Руслёна # 3 февраля 2020 года   +1  
Жду!
Елена Агата # 3 февраля 2020 года   +1  
Обязательно!))
мак # 16 марта 2020 года   +2  
Как жили люди, боже милостивый. Крысы в домах по столам бегали. Просто жуть. Я так всё ярко представляю во время чтения, что не по себе стало. Бедные дети. Жесть, простыни стирали 2 раза в год...
Елена Агата # 19 марта 2020 года   +1  
Да ещё меньше, пожалуй
мак пишет:
Жесть, простыни стирали 2 раза в год...
Это хорошо, если два; а то и один могли. Ну, или, как вариант, вообще никогда...

Бедная Мартина...((((((((((


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.