Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Опасная мода. Проблемы модниц прошлых столетий
ОБУВЬ, КОТОРАЯ КАЛЕЧИТ
В XIX веке нормой считалось шить прямые туфли, конструкция которых совершенно не учитывала зеркальную симметричность стоп. То, что левая и правая туфельки были одинаковыми, экономило сапожникам время - им требовалась лишь одна мерка, чтобы изготовить пару, но... она деформировала стопы. Стремясь соответствовать идеалу красоты, который требовал изящности и миниатюрности женской ножки, некоторые утягивали пальцы ног повязками - почти что корсетами для ног. Всё это сказывалось на походке, а, соответственно, и на позвоночнике. Справедливости ради стОит отметить: обувь несёт определённую опасность для жизни модниц и сегодня. В 1999 году в результате перелома черепной коробки скончалась воспитательница из Японии, которая несколькими часами ранее упала из-за туфель на высокой пробковой подошве. ОПАСНОСТЬ ДЛИННЫХ ЮБОК Мода на юбки со шлейфом в XIX веке способствовала развитию инфекционных заболеваний. Во время ходьбы женщины подметали ими улицы и приносили в дом разного рода бактерии. Тротуары же, если таковые вообще имелись в это время в наличии, были сплошь покрыты грязью и отходами человеческой жизнедеятельности. Таким образом, даже в то время медики были категорически против юбок, издающих, мягко говоря, не очень приятные запахи. Поэтому в качестве гигиенических рекомендаций они призывали женщин выбирать юбки покороче. Однако моралисты были категорически против - короткие юбки приличная девушка, а тем более женщина, носить не станет. В 1900 году американский юмористический журнал "Пак" (Puck) опубликовал рисунок, где горничная чистит шлейф своей хозяйки, вернувшейся с променада. Она брезгливо отворачивается от шлейфа -ведь чистить его совсем небезопасно: в воздух поднимаются густые облака инфекционной пыли. ЯДОВИТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В конце XIX века каждый уважающий себя модник был обязан иметь несколько шляп. Их количество и модель заботили следующего моде человека того времени больше, нежели процесс их изготовления. Для того, чтобы сделать шляпу, сначала необходимо было жёсткую низкосортную кроличью или заячью шерсть превратить в податливый фетр. В этом могла помочь... ртуть (!!!) Уже тогда люди знали, что использовать её вредно для здоровья, но - это было экономически выгодно. В отличие от проходящих веяний моды, ртуть устойчива. Один раз попав в организм шляпника, в материал или в почву, ртуть оставалась там навсегда. Дошедшие до наших дней головные уборы из пухового фетра всё ещё представляют угрозу здоровью. Кроме того, пары ртути влияют и на психику. ЯДОВИТЫЕ ПИГМЕНТЫ В конце XVIII века в Европе в моду вошёл зелёный цвет. Однако сделать идеальный зелёный краситель было довольно сложно - оттенок каждый раз получался разным. В 1770 году немецко-шведский учёный Карл Вильгельм Шееле добился красивейшего, благородного зелёного цвета, смешав в растворе медного купороса калий и белый мышьяк. Позже за свой удивительный цвет полученный краситель стал называться "Парижский зелёный"; он являлся своего рода символом богатства и роскоши. Платье из коллекции Гленнис Мёрфи. Около 1860-1865 гг. "Парижский зелёный" стали использовать буквально везде - для покраски одежды, украшения посуды, рисунков на детских игрушках. Особо богатые люди даже красили им стены. Итогом всего этого становились частые головные боли, тошнота, головокружение, и т.д.; причиной же был ядовитый краситель, к которому современный человек и близко не подойдёт. Столетием позже, когда люди осознали вред мышьяка, были взяты пробы с диадем, украшенных живыми цветами, вымоченными в растворе... мышьяка (!!!) Парижские модницы очень любили надевать такие украшения во время выходов в свет. Результат исследования, как можно догадаться, оказался крайне неутешительным - раствор был смертельно ядовит. Венки от модного дома Тильман. Иллюстрация из журнала Les modes parisiennes ("Парижские моды") 1863 год Однако, если вы думаете, что история с ядами - тема давно минувших дней, то, к большому сожалению, вы ошибаетесь. Ещё в первой половине XX века люди теряли как минимум зрение из-за окрашивания волос и ресниц. Некоторые из опасных компонентов и до сих пор используются при изготовлении красок для волос. Законодательство же того времени тем более не могло запретить использование вредного красящего вещества, так как его производитель не давал никаких ложных обещаний относительно лечебного действия краски. Из-за этого "едкое щелочное средство для красоты" стояло на витринах магазинов в США вплоть до 1936 года. ОПАСНЫЙ КРОЙ Одна из самых известных "модных" смертей постигла американскую танцовщицу Айседору Дункан. Однажды в 1927 году она села на пассажирское сиденье спортивного автомобиля, со свойственной ей театральностью изящно перекинув через плечо длинный шёлковый шарф, и воскликнула: "Прощайте, друзья, я отправляюсь к славе!" Машина тронулась, свободный конец шарфа запутался в колесе... Через мгновение Айседора была мертва. Обложка журнала Vogue ("Мода") с закручивающимся шарфом, опубликованная через шесть месяцев после смерти Айседоры Дункан. Жорж Лепап, 1928 год Но это был далеко не первый и не единственный случай, когда предмет гардероба способствовал нанесению увечий или влёк за собой смерть. Ещё один из ярких примеров опасной моды того времени - так называемая"хромая юбка". В медицинских статьях XIX века шла речь о вреде от ношения тесных корсетов и узкой обуви, а вот советов, как беречь ноги, никто не давал. Поэтому тренд на юбки, которые из-за своего кроя вынуждали владелицу семенить, пришёлся дамам по вкусу. Предтечей такой моды стала некая госпожа Берг, которая была первой женщиной-пассажиром аэроплана. Она провела в воздухе чуть более двух минут, и в целях безопасности перевязала подол своей юбки бечёвкой. По легенде, её хромающая походка после приземления вдохновила одного из парижских модельеров на создание новой мучительницы женщин-модниц - "хромой юбки". Миссис Эдит О. Берг летит на аэроплане как первая женщина-пассажир. Сентябрь, 1908 год Пик популярности таких юбок пришёлся на 1910-1914 гг., - именно тогда и зафиксированы трагические случаи вследствие их ношения. В сентябре 1910 года на ипподроме Шантильи недалеко от Парижа нестреноженная лошадь понесла и врезалась в толпу зрителей. Однако все успели убежать, кроме женщины, одетой в "хромую" юбку. Она упала, волосы её запутались в подкове, и лошадь протащила её за собой несколько метров. В результате женщина скончалась от множественных переломов костей черепа. Через год восемнадцатилетняя Ида Гойетт шла через канал Эри по мосту. При очередном шаге она споткнулась о юбку и, не сумев удержать равновесие, перевалилась через низкие перила. Она утонула прежде, чем подоспела подмога. Иллюстрация Франсиско Хавьера Гозе Вечерний наряд с «хромой юбкой» Журнал Gazette du Bon Ton ("Газета хорошего тона" 1914 год Появление общественного транспорта также подлило масла в огонь. Девушки пытались догнать заветный трамвай, падали, ломали руки и ноги. Вопрос стоял настолько остро, что производители трамваев были вынуждены выпустить новую модель для обладательниц узких юбок. Двери в них находились по центру, а ступеньки отсутствовали. Женщина пытается забраться на подножку трамвайного вагона высотой 48 см на Бродвее. 1911 год ОГНЕОПАСНЫЕ ТКАНИ Платья из струящегося белого хлопка и пышные кринолины были настоящей мечтой всех женщин, живших в конце XVIII - начале XIX века. Но подвох, однако же, в том, что эти "платья для принцесс" имели удивительную горючесть и вспыхивали буквально от одной искры. Учитывая пышность одежды в ту эпоху, а также по большей части свечное освещение, было лишь вопросом времени, когда на ком-то из гостей, находящихся в тесном зале, может загореться платье. Особенно шокировал Европу случай, когда в 1844 году британская балерина Клара Вебстер, выступая на сцене перед огромным зрительным залом, слишком близко подошла к освещавшим сцену огням. Пламя сразу же перекинулось на платье. Спасти Клару Вебстер не удалось. Не меньше пожаров происходило и в жилых домах. В книге М. де Пурвиля "О пожарах и средствах их предотвращения" целая глава отводится "пожиранию одежды огнём". В ней поимённо перечислены знаменитые жертвы кринолинов. Один из самых трагичных случаев описан так: "Юная бунтарка, восемнадцатилетняя эрцгерцогиня Матильда, одетая в лёгкое платье, неспешно курила, когда в комнату зашёл строгий отец. Матильда спрятала за спиной неподобающую девушке сигарету и сгорела на глазах у всей семьи." Конечно, то, что раньше люди, следующие веяниям моды, носили на себе всю таблицу Менделеева и подвергали себя смертельной опасности из-за кроя одежды, сейчас, по прошествии нескольких веков, кажется несусветной глупостью. Остаётся лишь надеяться, что современные модные тенденции не станут для наших потомков предметом аналогичной статьи ещё несколько веков спустя. Материал подготовлен с использованием следующих источников: Э.М. Дейвид. «Жертвы моды. Опасная одежда прошлого и наших дней» Г. Эрнер. «Жертвы моды» /Интернет/ Рейтинг: +3 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий