Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Украинская художница Виктория Ковальчук. Часть 2
Нашла интервью на украинском. Перевела. Мне нравится точка зрения, с которой шла по жизни Художница - Педагог.
Перевод "Та, что творит, создает сердцем": интервью с художницей Викторией Ковальчук Мифический реализм, от которого захватывает дыхание: Виктория Ковальчук о самый красочный украинский Букварь, «Открытый дневник» и художественное образование. "Олимпиада Весна 2021» 2000 год-богат на знаковые события как в мире, так и в Украине. На фоне глобальных изменений, когда человечество перешло в новое тысячелетие, в ученических портфелях появляется он – украинский букварь с иллюстрациями художницы Виктории Ковальчук. Каждая страница, словно путешествие сквозь время. Погружаясь в мир художницы, можно увидеть жизнь и быт крестьян, полюбоваться животным миром, узнать об украинских традициях и обычаях. Каждую иллюстрацию можно рассматривать часами и пытаться постичь, какой символизм в ней скрыт. Жизнь и творчество известной украинской художницы, иллюстратора и литератора Виктории Ковальчук похоже на книгу с разнообразными сюжетами, в которой главной героине необходимо преодолеть много жизненных испытаний. Но чтобы в жизни не случилось, Виктория продолжает творить и с радостью показывает плоды своего труда окружающим. Откуда художница черпает столько вдохновения, как создает свои иллюстрации, что думает о художественное образование и другие философские размышления о бытие – об этом она рассказала в интервью «Всеосвіті». Вы оформляли едва ли не самое известное издание Букваря. По каким принципам, по вашему мнению, должны создаваться рисунки для учебников начальной школы? Букварь-не привычный учебник, это первая учебная книга в жизни ребенка! И поэтому все идеи по оформлению Букваря приходили легко и без усилий. Мое твердое убеждение в том, что все учебники для начальной школы и для вузов должны содержать вдумчивые, содержательные, информативные иллюстрации. Да и вообще архитектоника учебника-это интересное приключение в мире знаний, это своеобразные странствия среди формул, теорем, правил, констант. Для маленьких детей просто характер рисунков другой. Не собираетесь ли вновь оформлять учебники, буквари, пособия для школы, в частности, в рамках НУШ? Обращаются ли к вам издательства образовательной (нехудожественной) литературы? Хочу зачитать вам отрывок из моих сообщений " открытый дневник»: «Пересмотрела «Букварь». Я 2 года работала над ним и все равно не успела довести работу до конца. Но идея материализована, и многие образы уже живут своей самостоятельной жизнью. Мне хотелось, чтобы «Букварь» стал семейной книгой, и не только на те полгода, когда ребенок учится читать. Поэтому в этой книге так много рисунков, насыщенных информацией и ассоциациями. Иллюстрацияк Букварю «Пес- вечер» «С чего начинается Родина? С рисунка в твоем Букваре...", – да, действительно! Это же первая серьезная книга ребенка, ее первый учебник. Но «Букварь» может взять в руки и бессознательное детеныша, чтобы порадоваться с праздника цветов, и отец, и мать, чтобы отвлечься от серой обыденности и по рисункам рассказать малышам свою сказку, никем еще не написанное. Эти записи были сделаны в то время, когда вышли первые выпуски Букваря. Со временем чиновники Министерства образования безжалостно растерзали его: изъяли большинство страничных иллюстраций, стандартизировали формат. Иллюстрация к букварю " кот-ночь» Вы почувствовали мою боль. Поэтому я вряд ли соглашусь делать любой учебник. А также я иллюстрировала университетский учебник «Атлас звездного неба» И. Климишина, который получил награды на республиканском и международном конкурсах «Искусство книги». Какие именно жанры народного искусства повлияли на вас, становились источником вдохновения? А кто из художников? Я человек городской культуры, но вдохновляют меня сельские пейзажи, простой быт людей от Земли и общение с природой. Самое мощное влияние и вдохновение дарят книги. Банально, но истины всегда банальны – книга мой лучший собеседник, советчик и друг. А искусство-моя любовь в разных его проявлениях: театр, Кино, Музыка, весь спектр изобразительного искусства. Люблю исследовать творчество коллег художников, писать о них эссе, статьи, анализировать отдельные произведения, выставки и тому подобное. В разные времена мне нравились разные художники. Начиная от сербских наивных художников, сказочной Марии Приймаченко, Пиросмани, Руссо и до невероятных Джотто, Боттичелли, Леонарда, Филиппо Ліпі, Рембрандта, Брейгеля, Ван Дейка, Ван Эйка, Дюрера, Вермеера, Ван Гога, Пикассо, Шагала, Фаворского, Чюрлениса, их не перечесть! И я всеми восхищалась, потому что это же целые миры, кроме гадких, подобных Херста некрофила, и артпрофанаторів, пусть простят мне подобной Андерсеновського мальчика, который кричал: «А король-то голый!». В творчестве кого из авторов вам было легко, непринужденно рисовать иллюстрации – а к чьему творчеству работа шла гораздо тяжелее? Начинать всегда трудно – открываешь новый, незнакомый для себя мир. В него необходимо погрузиться, чтобы понять смыслы и символы слова. Целыми днями думаешь об этом, автоматически выполняешь домашние дела, занимаешься бытом, а внутри тебя рождается картинка, иногда даже неожиданная. Тогда начинается самое интересное-на белом листе бумаги появляется новый мир, открывающий заданное СЛОВО. Люблю рисовать иллюстрации к поэтическим текстам, потому что поэзия имеет глубинные токи, подобные музыки, посвященные в метафорах и неожиданных ракурсах. Почитаю отрывок из "открытого дневника", непосредственно касающийся рисования иллюстраций к поэзии: "За окном мастерской выплясывает, тешится волей Львовский дождь. Я иллюстрирую стихи Ивана Светличного. Как интересно и увлекательно рисовать поэзию! Поэзия всегда имеет сокровенный второй план, о котором не всегда догадывается и сам поэт, но который так хорошо чувствует углубленный читатель или художник, работающий над иллюстрациями. В поэзии всегда есть простор для фантазии, для безудержного полета мысли. Когда оформляла Антоныча, то окунулась в такой вихрь восточной философии, в мир природы наполнен языческими духами леса, воды, луговин … А у Лины Костенко нашла столько красочных, глубоких метафор, сюрреалистических сравнений и ассоциаций … В слово можно нырнуть, как в море, и можно даже захлебнуться словом». Расскажите, пожалуйста, про свою серию медитативных рисунков «Андеграунд подсознания»: какую основную задачу вы поставили при ее написании; какие настроения, состояния, эмоции вы хотели передать этим циклом? Часто ли смотрите в то, что назвали небом, часто ли смотрите в то, что назвали Душой? В мире действует закон аналогий и разве успеешь его исследовать между чашечкой утреннего кофе, маршруткой, работой за компом, встречами с любовницей, друзьями, клиентами, руководством, чтением пожелтевших новостей, говорением-плетением сплетен, пересудов, перелюбів, ссор, потисканням потных ладоней и вечерней рюмкой водки, приправленной горьким нареканиями жены и поскуливанием больного ребенка насморк? Иллюстрация " Монна киса» ( монна, на Укрсине говорят о модных) Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово было дано человеку, слепленному из цветной глины, и человек не знал, что со Словом делать, не увидел его, не почувствовал, не воспринял, не открыл, не впустил в сердце. Человек придумывал сам свои слова с маленькой буквы. Безумно радовалась тому, но со временем слов, словосочетаний накопилось так много, что значение их затерялись, растворились в бездне подсознания, и мы перестали понимать сущность вещей: кока-кола вкуснее чистой воды из горного ручейка, растянутая пластикой кожа привлекательнее паутины морщин, рассказывающих о жизни, пластмасса удобнее и эстетичнее теплого, живого дерева … Спасибо господин Гарольду за попытку рассказать о пропасти между повседневностью и подсознанием. Разве что стоит перекинуть мостик через нее, построенный из слов-понятий, слов-размышлений, слов-понятий. Безумный Ницше предупреждал: если долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя, и кто долго борется с монстрами, сам становится похожим на них. Будем смотреть, стремиться к небу, и тогда оно сжалится на нас. Тайна бытия человека не в том, чтобы только жить, а в том – для чего жить. Разобрать завалы подсознания-большое отречение и большое усилие. Стоит ли? Что там на дне? Кроме слюнявых камней, ржавых гвоздей, кружева косточек забытых слов нет ничего. Жаждешь неба неистово. Дерешся по скалам, что режут до крови руки, ноги – вопрос жизни и смерти. Небо светится там наверху, сквозь толщу привычек, марнославств, суеты, грубости, заяложеності бытия – не захлебнуться бы дерьмом дрянь, предательства, стяжательства, алчности, вонючей равнодушием. Предельное усилие – облитое солнцем побережья, веселый визг детворы, чайки Джонатаны на изумрудных волнах, кристальная голубизна Неба-а-а ... Неба неба неба ... А-а-а-а-а-а-а … Когда – то в определенное время попыталась отключить надоедливый и суетливый поток мыслей, рационализм-близнец прагматизма и попутешествовать по лабиринтам подсознания. Именно так родилась эта серия медитативных работ. Иллюстрация " Рождественская сказка» Вы преподавали в Академии дизайна, работали и в Полиграфическом институте (ныне Академия Печати), в нем же учились. Какие, на ваш взгляд, есть проблемы в обучении будущих книжных иллюстраторов – и вообще в художественной образовании? Проблема всегда одна-кадры и стиль. Каким должен быть преподаватель? Креативным и честным. А стиль преподавания свободным и информативно насыщенным. Со свободой на кафедрах сложно, все университете и системные образовательные основы построены на принципах советского централизма и тотальной подчиненности каждой букве программы. У меня есть личный опыт в этой сфере. В Академии дизайна преподавала основы композиции и специальную композицию печатных изданий, которые охватывали и оформления книг различных жанров, промышленную графику и рекламу включительно. Программу к этим дисциплинам составляла самостоятельно. Считаю, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Усваивать материал надо на "живых" примерах искусства, то есть активно посещать выставочные залы, артгалереи, книжные магазины и тому подобное. Это интересно и увлекательно – рассказываешь о видах композиций, и наглядно демонстрируешь «живые» образцы на примерах художественных произведений в нашей роскошной картинной галерее им. Б. Возницкого.Но коллеги с кафедры меня упрекнули, что занятия нужно проводить в аудитории: На практические занятия приносила диски, кассеты с хорошей музыкой, печенье, конфеты, заваривали чай, и во время перерыва обсуждали насущные творческие проблемы, делились впечатлениями, а работали под музыку. Просмотры студенческих работ проводили, как настоящий праздник с элементами хепенингу, перформансов. Есть что вспомнить! Украинский полиграфический институт им. Ив. Федорова, ныне Академия книгопечатания-люблю, как альма мать, учиться там было интересно, очень интересно – счастливое время! Иллюстрация " Сад снов» Есть ли у ваших сказок, рассказов какая-то одна главная мысль, какой-то базовый принцип, что его хочется передать, внушить читателям? У меня есть выражение: «художник – вестник, а не садовник собственной спеси». Вестник, вещающий о мире, ему дарован. Помните слова Довженко о луже, в которой одни замечают грязную воду, другие – отражение неба? Искусство-это сфера, которая граничит с духовным миром и является проявлением нашего общения с невидимым. Мне очень близко толкование средневековых схоластов: искусство – это отражение Божественного в человеческой реальности, сознания. Повлияла ли на ваше творчество ваша многолетняя работа над энциклопедией Украинского народного наряда-книгой "украинской строй"? Если да, то каким образом? Эта работа повлияла негативно на глаза. После окончания рисования книги "украинский строй" целый год лечила глаза. Дело в том, что я, пожалуй, единственный из художников старалась вырисовывать скрупулезно и точно вышивки на одежде так, чтобы студенты, которые изучают народное одеяние, с лупой могли рассмотреть все вышитые, кружевные украшения, все детали Помня роскошные иллюстрации-зарисовки знаменитой Елены Кульчицкой я хотела исправить то, что раздражало – вышивки были схематично, обобщающее, в импрессионистической манере нарисованы цветными пятнами и рисунок невозможно было разобрать и использовать для иллюстраций. Поэтому я это исправила в своей работе над одеждой. А чтобы глаза выдержали такую тонкую работу – закапывала их постоянно витаминами, чем и вызывала страшную аллергию. Искусство нуждается в жертвенности!
|
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Попозже поставлю фото этого маленького городка Ohio Illinois. Дорога туда чудесная, многополосная, как скатерть, но очень длинная. Ехала без остановок два с лишним часа. Нигде не тряхнуло))). Так и заснуть можно)))
Однако, городок и его жители мне очень понравились. Весьма дружелюбные.
Оставить свой комментарий