Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
ПОЧЕМУ ДРЕВНИЕ РИМЛЯНЕ ПРОДАВАЛИ И ВЫБРАСЫВАЛИ СВОИХ ДЕТЕЙ![]() ![]() Юный Октавиан Август думает о судьбах Рима. Кадр из сериала «Рим» Но такая забота о детях отнюдь не была свойственна римлянам изначально. Даже во II в. н.э. римский христианский писатель Марк Минуций Феликс в диалоге «Октавий» упрекал соотечественников: «Вы иногда выбрасываете ваших сыновей зверям и птицам, а иногда предаете жалостной смерти через удавление». Преступлением убийство собственного ребёнка стало считаться лишь при императоре Александре Севере, в начале III в. н.э. Право отца семейства распоряжаться жизнью и смертью новорожденных для римлян было традицией, которой они гордились. «Нет людей, которые обладали бы такой властью над своими детьми, какой обладаем мы», — заявлял известный римский историк Тит Ливий. ![]() Силен и младенец Дионис. Римская копия с греческой статуи работы Лисиппа, IV в. до н.э. Власть отца над всеми детьми так и называлась: patria potestas, «отцовская власть». Сразу после рождения сына или дочери, младенца приносили к dominus (хозяину дома, отцу семейства), чтобы тот решил его судьбу. Если отец признавал ребёнка, тот становился членом семьи. В противном случае его выносили за порог. Никто из домашних не мог оспорить это решение. Право на expositio infantum (оставление детей) было записано в Законах XII таблиц, древнейшем римском письменном своде основных правовых норм государства. ![]() Древнеримская семья. Современная иллюстрация Однако просто выбрасывать нежелательного ребёнка, всё же, было не принято. Цицерон упоминает об обычае, заведённом легендарным первым царём Рима Ромулом: сперва показывать младенца пяти ближайшим соседям. Если они не возьмут ребёнка себе, его относили к храму или выставляли на рыночной площади, где таких детей могли подобрать сердобольные прохожие. Отец семейства мог так поступить не только с новорожденным, но и с любым несовершеннолетним отпрыском. ![]() Ссора древнеримских детей на картине Пьера Оливье Жозефа Команса, XIX в. Как правило, дальнейшая судьба этих детей была несчастной. Единицам из них везло, их брали в храм и воспитывали при нём. Кто-то мог попасть в бездетную семью и вырасти полноправным гражданином. Однако далеко не все подбирали ничейных детей с благими намерениями. Раннехристианский автор Иустин Философ, живший во II в. н.э., то есть уже в относительно гуманную эпоху, свидетельствовал: «Подкидывать новорожденных младенцев есть дело худых людей потому, что почти все такие — мы видим — не только девочки, но и мальчики употребляются на любодейство». ![]() Раздача хлеба на фреске из Помпей, I в. н.э. В отличие от ранних христиан, сами римляне на подобные вещи внимания не обращали, считая вполне естественным и обыкновенным печальную участь тех детей, от которых отказались собственные родители. Их во все времена было немало и главная причина тому — голод. В каждом римском городе, а особенно в столице, проживало немало бедняков, не имевших средств на пропитание своего потомства. Даже бесплатные раздачи хлеба не спасали положение, ведь на одну семью его выдавалось фиксированное количество, не зависящее от числа едоков. ![]() Ребёнок-раб в античном доме. Современная иллюстрация Большой удачей древнеримский бедняк считал продажу собственного ребёнка. Детей покупали для использования в качестве бесплатной рабочей силы, как обычных рабов. Проданный сын или дочь избавляли свою семью от необходимости их кормить, к тому же приносили отцу наличность. Практиковалась временная продажа детей на определённый срок — к примеру, для сезонных работ в винограднике. Только при императоре Октавиане Августе приняли закон, запрещающий продавать своего сына более трёх раз. ![]() Рельеф на древнеримском детском саркофаге, III в. н.э. Изредка даже отвергнутым собственными родителями детям улыбалась удача. Светоний описал один такой случай: «Гай Мелисс из Сполеция был свободнорожденным, но его родители, поссорившись, подкинули его. Стараниями и заботой воспитателя он приобрел глубокие знания и был подарен Меценату в качестве грамматика. Когда он увидел, что Меценат к нему благоволит и относится дружески, то, хотя мать и признала его, он остался в рабстве, предпочитая настоящее свое положение тому, какое следовало ему по происхождению» Рейтинг: +1 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru ![]() |
Комментарии:
Оставить свой комментарий