Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 34


Тест

Тест Суеверная ли ты?
Суеверная ли ты?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Необыкновенное чудо. Предыстория волшебной сказки

Необыкновенное чудо. Предыстория волшебной сказки Мы все любим удивительный фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо», снятый по сценарию Евгения Шварца. Особо привлекает в нём образ Волшебника, которого сыграл Олег Янковский. И все мы помним главного героя — «Медведя» (Александр Абдулов).

Мы проникаемся этой волшебной сказкой, подозревая, что у всего этого причудливого действа есть и столь же необыкновенная предыстория. И она, разумеется, имеется...

Весь вопрос в том: какая? Попробуем разобраться, используя знание традиции.

Зададимся вначале вопросом: Кто такой волшебник? Откуда у него волшебные силы? Почему жена его (чудесно сыгранная Ириной Купченко) опасается его волшебства, не очень-то и светлого, откровенно говоря (оборотничество — это чаще чёрная магия)... И она корит за эти "шалости" чуть ли не всемогущего мужа-волшебника...

По её мнению, если и использовать волшебство, то лучше для хозяйственных нужд (ну там, превратить песок в сахар, а камни в сыр)... Уж кто-кто, а она-то знает, на что способен её любимый, временами зазывающий в гости привидений...

А где все сие происходит? Перед нами явно Восточная Европа; а ещё сказано, что это Карпаты... (Я бы сразу уточнил: окрестности Ужгорода).

И, между прочим, время действия — где-то начало XX-го века: цилиндры, канотье; ещё короли обычно ездят в каретах, в провинции горят керосиновые лампы, на стенах есть и канделябры с использованными свечами, но на картине изображён — газовый фонарь, хотя и электричество, как будто, уже имеется...

А под конец, министр-администратор (Андрей Миронов) выкатывает на весьма популярном перед Первой мировой французском автомобиле Бебе Пежо 1913 года.

Заметим также, картина, висящая на стене (с драконом), — немецкая... Думаю, не ошибусь, если предположу, что это — Австро-Венгерская империя, включавшая в себя ряд королевств, также и карпатскую Угорщину...

Любопытно представить, как в ближайшие годы здесь же несколько раз переменится власть: с австрийской на венгерскую, потом на чешскую и обратно, — пока, наконец, не придёт Красная армия....

Ну, а теперь обратимся к традиции... Нашей, славянской, ведической и языческой.... Ведь действо в сказке происходит в славянских землях, где-то в Карпатских горах (похоже, в районе ныне украинского Ужгорода, принадлежавшего в 1913 году Австро-Венгрии).

* * *

Итак, перед нами волшебник. Не карпатский мольфар, конечно, — а пришлый, повидавший европейские королевские дворы, и вызвавший (наверное, прямо из сказок Перро, короля, — похоже француза, ибо его двор — Эмилия, Оринтия, Аманта — явно француженки).

Но сам волшебник — скорее всего и со славянскими корнями (как, впрочем, и с венгерскими, о чём мы ещё поговорим)... Иначе что ему тут, в австрийских Карпатах, в магическом славяно-венгерском захолустье Европы, делать?

Заметим, волшебники такого рода и такого могущества, в наши времена, обычно так или иначе связаны с силами бога Велеса Змеича (седьмого лика Велеса); да и сами они, бывало, представали в традиции обретёнными богами. А Велес Змеевич, нередко обращался зверем: медведем, волком, соколом, да и драконом (т.е. Волком Огненным Змеем). Он и сам — бог-оборотень.

И Волшебник Янковского в фильме, кроме того, что обладает медвежьей оборотной магией, также часто является рядом с изображением дракона (на холсте, который разрезается ножом при смене действия; на зеркале, который стирается тряпкою в конце фильма...). Во всём этом есть вполне ясный символизм...

Ведь упомянутая картина — это известная гравюра в стиле гримуар-книг. Принадлежит она перу немецкого художника, оптика и мистика XVII века Иоганна Цана (Johannes Zahn). Сама гравюра называется «Излучающий глаз» (1702) — она из его трактата по оптике и рассказывает о том, что такое угол зрения, и как этот принцип используется в придуманной им камере-обскуре — прообразе фотоаппарата, а, значит, и кинокамеры (художнику-постановщику фильма Людмиле Кусаковой эта тема была близка).

Символ, который эта гравюра несёт в фильме, очевиден. Она говорит, что мир иллюзорен, создан волшебством (магией кино...). И создан сей иллюзорный мир самим Волшебником (для нас — воплощённым Велесом).

И тут многое становится ясно. Ведь Велес Змеич — одержим любовью. По мифам, на нём тавро (клеймо) богини любви Лели. Он же и Финист (Волх), и он сражается за любовь, и затем любовью из Дракона (могущественного Стража и Владыки Пекла), — преображается в светлого бога (Стража Ирия)...

Отсюда следует и ответ на вопрос, заданный в начале. Выходит, что волшебник не всегда был волшебником... Вначале он был чудовищем, драконом... И его сила была велика и не всегда подвластна ему.... Так было, пока он не встретил прекрасную девушку (подобную богине любви), и её поцелуй развеял морок дракона, так он и обрёл лик человека...

Ранее внутри дракона бушевало пламя, пожиравшее и его самого. Но когда девушка поцеловала его, внутренний огонь был укрощён. И находится сей огонь под контролем вот уже 15 лет («пятнадцать лет влюблён в свою жену как мальчик»)…

И получается, что спустя семь лет после женитьбы, он решил тою же силой обратить Медведя в человека, а затем, ещё через семь лет, решил применить — для соблюдения магического равновесия — также «зеркальное чудо»: обратить человека-оборотня обратно в Медведя — после поцелуя влюбившейся в него принцессы…

Это такая шутка, вполне в духе дракона. «О принцессе вы не подумали? Ведь он убежит в лес!»; «Бывает, убегают…» Похоже, и сам дракон-волшебник, втайне от самого себя, мечтал освободиться от чар любви, — и так воспарить в Ирий на летучем корабле с воздушным шаром вместо парусов… (Мне этот корабль в фильме напомнил летучий корабль Буса Белояра).

Его сказка, это такой эксперимент: что произойдёт, если свершится зеркальное чудо, и сможет ли Медведь, обернувшись зверем, сохранить в себе что-то человеческое, — не разорвать медвежьими когтями принцессу, а уйти в лес и жить иной жизнью.… Ведь Волшебник знает, что ему тоже предстоит расстаться с любимой (поскольку она смертная) и тогда вновь обернуться драконом и затосковать навеки…

О сём в Ведах (в «Книге Коляды») есть целая история.… Там рассказывается о том, как Велес, затосковав после смерти своей возлюбленной, спускался за нею в самую глубь Нави, а нашёл её там уже воплощённой богиней…

Волшебник чувствует, что его тёмная драконья натура может взять верх… Время от времени она и брала верх, и он мешал Медведю встретиться с любимой — желая сим также испытать его волю и силу любви…

А жена Волшебника, видя сие, была обеспокоена тем, что муж ставит свои эксперименты на живых людях — в поисках ответа на вопросы, которые его терзали прежде…

Александр Асов



Jenna   31 января 2022   368 0 6  


Рейтинг: +3







Последние читатели:




Комментарии:

Jenna # 31 января 2022 года   +1  
Мой самый любимый фильм с детства!! И Шварц, и Захаров - оба гении!!
ирина 49 # 31 января 2022 года   +1  
Тоже люблю фильмы Захарова
мамака # 1 февраля 2022 года   +2  
Ну такое, притянутое, скажем. Не вьістрелило
Jenna # 2 февраля 2022 года   0  
Я бы не догадалась раскапывать использованные в фильме образы и знаки, но кто-то же додумался! Лично меня все это восхитило.
мамака # 4 февраля 2022 года   +2  
На то мьі и живьіе люди, чтоб искать интересное. Но, как по мне, и пьеса и фильм много глубже и интереснее.
Jenna # 4 февраля 2022 года   0  
Да на одной этой предыстории уже можно еще один сценарий написать! Вон у Гарри Поттера было же превью...


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.