Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Детство Блины.
Каждое воскресенье мама пекла нам блины или оладьи. Это был ритуал, сохраненный и повторяемый мамой от бабушки- прабабушки. И мы его тоже соблюдаем. Особенно оба брата. Они сами пекли и Витя до сих пор печет блины по ранним утрам. Правда, я пеку не так часто, как мама пекла для нас в детстве.
Начинала она это дело заранее- с вечера. Творила квашонку. Чаще не на дрожжах, их невозможно было достать. Доставали, а не покупали в нашем детстве все. От шпротов, майонеза, дрожжей и других тогдашних «деликатесов», до стиральных машинок «Вятка», холодильников, приличных сапог, пальто, кофточек и прочего. Поэтому мама часто заводила квашню на закваске, принесенной от бабушки, квашня должна была выбродиться в течение ночи. Мама вставала ночью, лезла по приступкам нА печь, где расстаивалось квашеное тесто в эмалированном ведре. Если тесто быстро всходило, мама его обминала, вновь накрывала положИнкой или полотенцем и снова шла забыться коротким, чутким сном. Рано утром , часов в 5 мама поднималась, шла в ограду за ношей дров, аккуратно укладывала их в большой печи колодцем, внутрь помещала нащепанную лучину от березового поленца, лежащего под печью, высохшего так, что щепочки, называемые лучинками щепались ножом легко. Поджигала их, ждала, когда пламя разгорится, натянется тонким платом и не печно потянется от дров к выводу в трубу. Пламя в большой печи было совершенно отличным от спешного, с треском пожирающего поленья дров, пламени в подтопке. Мама начинала приготовление еды на день, ухватом подталкивая чугуны с покрошенными овощами, покрытыми водой. На них шляпками- панамками были надеты сковороды- вместо крышек. Когда еда в чугунках для нас и нашего поросенка сварилась, от дров оставались мерцающие уголья. Вот на них мама и пекла нам блины да оладьи. На оладьи тесто было погуще, чем на блины, но оно тоже лилось. Часто в оладьях или блинах запекался мелкий уголёк, отщепнувшийся от догоравших, потрескивавших от жара, поленьев. Мама наливала две оладушки на сковородку, смащенную маслом, они выглядели двумя пухлыми полумесяцами. Один полумесяц был растущей луной, другой- стареющей. Мама часто обращала наши лица к небу. Рассказывала , где висит ковш Большой медведицы, где Млечный Путь, говорила, если из месяца можно сделать букву Р, приставив к ней палочку, значит, луна растущая, скоро станет полной и большой. А если луна стоит в небе как буква С, значит она стареет и скоро истончится до тоненькой скибочки на небе. Мама многому нас учила. Так же, как и папа. Я старалась брать оладьи растущие- их поворачивала к себе так, чтобы подставив виртуальную палочку, можно было получить букву Р- придумала себе, что если буду есть растущий полумесяц, значит буду хорошо расти во всем. У нашей мамы был специальный воскресный ритуал творения еды для своих «робят». Мама, пока топилась печь и варилась еда, убирала со стола все лишнее, оставляя на нем только постоянный для нас кувшин с квасом, иногда рядом с ним во главе стола у стены, стоял самовар, мама его кипятила, ставила, увенчанный заварным чайником так, чтобы мы могли налить и пить чай с блинами или оладьями. На стол застилала старинную , сотканную нашей прабабушкой - скатерть в мелкую клеточку- таких домотканых грубоватых скатерок у нас было несколько. На одной было использовано переплетение бежевых, бордовых и синих нитей . На другой переплетались бордовые, голубые и темно-синие. Как бы тут хорошо пришлось украинское слово «перетынались» ( пишется «перетинатися), то есть переплетались, но в украинском слове «перетыналыся» - по произношению - больше глубинного смысла. Перетынатыся- пересекаться, переплетаться. Может и слово тын тут тоже родственное- перегорожа, огорожа, забор. Еще, наверное, родственно ко слову ТКать - переТеКать, пересекать одной нитью другую, чтобы получилась ТКань, состоящая из плотных пересечений тонких нитей, образующих полотно. Кстати, о происхождении слова «скатерть». Думаю, название полотна возникло от слова «скать» - растягивать что- то маленькое плотное - в большое и тонкое. Например, скать нити из кудели, раньше бабушка куделю или непряденную шерсть, подготовленную для прядения, могла назвать славянским словом «кужель», это слово до сих пор живет в украинском языке. Есть такая фамилия Кужель, означающая куделю, готовую к прядению. Скали нити, из которых потом ткали полотна. Можно рассыкать скалкой толстую лепешку теста в большой и тонкий сочень, мы в детстве тесто не раскатывали, а рассыкали, скали его скалкой. В этот слове «рассыкать» смысла больше, если осознаешь его значение. Но опять я утекла- убежала мыслью от блинов и оладий к скатерти-предвестнице воскресного чревоугодия. Застелив скатерть, мама ставила на стол горячие яйца, сваренные всмятку, чтобы только белок схватился белым плотным , а желток растекался, когда только что осторожно очищенное яйцо рассекаешь пополам. Мы их толкли вилкой в своем блюдечке, мама нам заливала яйца растопленным перед челом печи маслом , и мы макали блины в эту подсоленную маканку. Еще к блинам мама ставила ледяную очень сладкую воду, как сироп, зимой приносила из чулана кружочек мороженого молока, скребла его ножом и скрябанное месиво взбивала мутовкой до воздушной массы. С таким взбитым мороженым молоком ( нашим мороженым) ели блины или оладьи. Мы сидели под божницей рядком на лавке, лицом к двери, спиной к окну. Толя сидел напротив самовара на табуретке. А папа всегда садился на свое тронное место- у окна в ограду. Его место, если папа дома, никто никогда не занимал. Маме оставалось сновать челноком между столом и печью. Приподняв уголок печеного блина своими длинными красивыми пальцами она быстро с раскаленной сковороды скидывала его на , то растущую, то убывающую, кучку на скатерти. Получалось у нее виртуозно. Я позже также старалась повторять мамины движения. На скатерти стояли посередине вазочки с разными вареньями и соленьями. Был толченый лук, заправленный постным маслом, грузди с помятым луком в постном масле или сметане, мисочка с деревенской топленой сметаной с солнышками масла повсюду, вкусная, с румяной корочкой, ее нам привозила бабушка моих сестренниц, так у нас называют двоюродных сестер, а двоюродных братьев называли братенниками - эти слова до сих пор употребляются в польском языке ну и в вятском диалекте. Арина Гавриловна Куракина, теща маминого брата, была для нас второй любимой бабушкой, к которой мы ездили летом. Она несла гостинцы для семьи дочери и для нас на плечах из деревни Шахъярово. Это за рекой Вяткой, 24 км пешком по лесу от Закаринья. На взгорке у ключа стояла ее небольшая деревенька, давно исчезнувшая с карты. Бабушка Аринка точно так же, когда мы приезжали к ней в гости, по утрам пекла для нас блины. Ее блины я тоже обожала, потому что к ним шла ее вкуснейшая топленая сметана- это вершки с пряженного молока. Вершки- произносят вэршкы- на украинском означает сливки. Так вот бабушкина сметана было не чем иным, как сквашенными вершками (sour cream), снятыми с топленого в печи молока. С золотистыми корочками - что на вкус, что на запах- незабываемое лакомство из детства. Такого уж нет , наверное. Еще у бабушки на столе стояло вареное молоко в блюде. Оно отделялось большими комками. Бабушка доила корову каждый день, каждый день ставила молоко в горшках в печь, топила его до изменения цвета, потом достала из печи, оставляла в горшках на скисание, после отстаивания отливала сыворотку, отдавая ее скоту , а плотную массу скидывала в большой жбан, стоявший у нее на печи. Иногда из свежего молока она заставляла нас взбивать масло. Когда у меня в первый раз после долгого энергичного потряхивания бутыля молока получился ком масла, я была очень удивлена! Сама взбила масло! Достижение для городского ребенка 9-12 лет. Наши бабушки, оставив нас досматривать утренние сны, раскрыв окна на огород, впускали солнце и запашной свежий воздух в сонную избу, уходили на поляны собирать землянику. Они ее заливали молоком и ставили в блюде на стол. Какой аромат шел от ягод! Они пахли солнцем, деревенским простором и своим незабываемым запахом. Разве можно забыть вкусы и запахи детства? У каждого они свои. И уйдут в небытие вместе с нами… если их не описать словами… Еще мне нравились мамины пряженники. Слово произошло от славянского слова «прягти»- жарить, подвергать продукт высокой тепловой обработке. Прягли также молоко в печи. То есть, «ужаривали». Пряженое молоко это топленое, чуть-чуть с кислинкой. Кислое пряженое молоко- это ряженка. Мама для пряжеников делала кислое тесто и наливала в раскаленное растительное масло продолговатые небольшие оладьи. Они у нее плавали- проворачивались в масле, становясь румяными. По такому же принципу прягут пончики. Они у мамы получались ноздреватые, вкусные, всегда их любила есть горячими. Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
а ешё творогом с изюмом. Ну и конечно взбитая сметана впридачу. Кто любил сливки,
их тоже сахарили и блины с творогом - ещё тв была смакота.))
в 18 лет я приехала в Украину, каждый раз, когда жена брата, она украинка, родившаяся недалеко от мест, где раскапывали Трипольскую культуру, что-то необычное готовила, я ждала какого-нибудь подвоха. Так она пообещала меня накормить кровяной, что я даже знать не буду, что я ее ем!
Блинчики с жареным мясом она делала с хрустящей, румяной корочкой, и к ним всегда варила какао на молоке. Было очень вкусно!
Вообще я собиралась засунуть это в черновики. Чтобы потом отредактировать и выправить. На другой день смотрю, а оно в дневнике…
Ладно. Может позже поправлю. Или добавлю макушку, чтобы понятнее было.
Оставить свой комментарий