Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Безумие и эротика в провинциальном городе. ("Мелкий бес". Федор Сологуб)
Уважаемые одногруппники! Да, именно так, – одногруппники. Ведь мы состоим с вами в одной группе - «Книжный дом» в Джулии. Сегодня хочу рассказать вам о книге, которая живет в моем доме уже лет десять и не перестает быть интересной и актуальной спустя годы. Время от времени я перечитываю ее и, по-прежнему, удивляюсь жизни провинциального города, которую необычайно ярко, местами комично описал в своем романе "Мелкий бес" Федор Сологуб. Проблемы, которые автор поднимает в книге, не потеряли своей новизны. Трагедия, комедия и эротика слились воедино и превратили произведение в книгу о нашей многосторонней жизни, в которой есть место всем этим жанрам. Перед написанием рецензии, я еще раз перечитала роман и не пожалела о времени, потраченном, в который раз, на чтение романа. Я снова смеялась, удивлялась, «заводилась», осуждала, брезговала, вспоминала – проще говоря, жила вместе с героями в провинциальном городе Российской империи конца девятнадцатого века.
Автор романа – подлинное имя - Федор Кузьмич Тетерников (1863-1927 гг.), прожил несчастные годы полунищенского детства, окончил Учительский институт и целое десятилетие преподавал в русской провинции. Период времени (конец девятнадцатого, начало двадцатого века), в который был написан роман, сейчас называют «серебряным веком» русской литературы. Слова Сологуба: «Все анекдотическое, бытовое, психологическое в моем романе основано на очень точных наблюдениях, и я имел для моего романа достаточно «натуры» вокруг себя» - можно считать эпиграфом к «Мелкому бесу». Главный герой романа - учитель гимназии провинциального городка, Передонов Ардальон Борисович, в погоне за властью и карьерой, теряет человеческий облик, теряет разум и превращается в безмозглое существо. Хотела написать в «дикое животное», но что-то остановило меня. Животные – для меня – инстинктивные существа, но в то же время и умные создания природы. А этот человек не достоин сравнения с умными существами. Одновременно в романе разворачиваются события совершенно другого характера. Девушка Людмила Рутилова, которой слегка за 20 (возраст в романе не указан – мои личные ощущения определения возраста) влюбляется в юного гимназиста Сашу (14-15 лет) и с помощью него осуществляет свои эротические фантазии. Казалось бы, что общего между поползновениями глупого карьериста Передонова и тайными желаниями Людмилы? Но именно, тупое бездумное распространение сплетен Передоновым, подтолкнуло девушку к удовлетворению своего любопытства. Она решила проверить толки о том, действительно ли гимназист Саша – девочка, как об этом болтают в городе с подачи постепенно сходящего с ума Передонова. А учителя кто? Передонов Ардальон Борисович – преподаватель гимназии провинциального города. Он закончил университет. Подразумевается, что человек с таким образованием, должен быть умным, тактичным, начитанным или хотя бы казаться таковым. Но перо автора безжалостно: «…лицо оставалось тупым и не выражало ничего», «…его мертвенно-грубые чувства…», «…приятные мечты - паскудные детища его скудного воображения». В романе нет однозначного описания главного героя, но вот такие отдельные, как бы вскользь, упомянутые черты дают представление о том, каким человеком был Передонов. А поступки героя, еще более мерзкие и грязные, вызывают, одновременно, брезгливость к нему и благодаря перу автора – смех. Главный герой "чудит", вызывая "смех сквозь слезы". Кот, живущий в доме Передонова, терпит издевательства от хозяина. И, когда бедное животное убегает из дома, он в испуге восклицает: «Зачем же вы его отпустили?» В церковь Передонов ходил, не потому что веровал, а так как считал это необходимым для продвижения по службе. «…И когда он глядел на облаченного священника, он злобился, и хотелось ему изорвать ризы, изломать сосуды». Вера в колдовство главенствовала над ним. Поэтому, когда Передонову казалось, что его хотят околдовать, он произносил свое заклинание: «Чур, меня, чур, чур, чур! Заговор на заговорщика, злому языку сохнуть, черному глазу лопнуть. Ему карачун, меня чур-перечур». Стремясь получить место инспектора, он пишет доносы на сослуживцев и людей, с которыми общается, боясь, что все они по разным причинам могут помешать занять ему это место. «...Поскорее бы уехать в другой город, где все учителя будут низенько кланяться, а все школьники будут бояться и шептать в страхе: инспектор идет. Да, начальникам совсем иначе живется на свете». Наказание гимназистов доставляло Передонову физическое удовольствие. Он специально ходил по домам и жаловался на учеников, выдумывая их несуществующие проказы. При этом он выбирал родителей попроще, чтобы быть уверенным, что те не пожалуются директору. А если в его присутствии родители наказывали ребенка, применяя телесное наказание, то Передонов, можно сказать, был счастлив и на следующий день в гимназии рассказывал об этом детям, вводя в «краску» «без вины виноватых». В первых строках романа Сологуб пишет: «…И казалось, что в этом городе живут мирно и дружно. И даже весело. Но все это только казалось». Передонов, находящийся в чине статского советника и получающий приличное жалование, является завидным женихом, и многие молодые и, не очень, разного сословия женщины стремятся выйти за него замуж, соперничают и сплетничают, поливая грязью друг друга. Марта – дочь помещика, три сестры Рутиловы, образованные, умные – Людмила, Дарья, Валерия, дочь священника – вот потенциальные невесты Передонова, мечтающие выйти за него замуж. Но дальше всех в этом стремлении пошла его сожительница Варвара, которая вероятно является родственницей главного героя (намек автора на родство, но прямо не высказанный, дает полет фантазии читателя). Варвара обещает помочь Передонову получить место инспектора при условии, что он жениться на ней. Когда-то она работала портнихой у княгини и, ссылаясь на нее, что та может помочь, морочит голову глупому учителю гимназии и врет, не останавливаясь ни перед чем. Варвара ради денег и замужества терпит издевательства и насмешки, как со стороны самого Передонова, так и со стороны его знакомых. ««Плевать я на тебя хочу», - сказал Передонов…и с тупым и равнодушным видом плюнул ей в лицо. «Свинья!» - сказала Варвара довольно спокойно, словно плевок освежил ее». А главный герой все более и более продолжал сходить с ума. У него появился преследователь – мелкий бес – недотыкомка, которая везде мерещилась ему: «…то по полу катается, то прикинется тряпкою, лентою, веткою, флагом, тучкою, собачкою…» Передонов придумал средство:"... намазал пол клеем, чтобы недотыкомка прилипла. Прилипали…подолы Варвариных платьев, а недотыкомка каталась свободно и визгливо хохотала». Человек сходит с ума, совершает преступление, но в отличие от «Записок сумасшедшего» Гоголя, где главного героя мне становится жаль, я смеюсь над выходками тупого и бездушного учителя гимназии. Эротическое отступление. Минироманом в романе представлены взаимоотношения симпатичного мальчика-гимназиста Саши и двадцатилетней барышни Людмилы Рутиловой. Желая проверить слухи, будоражащие город, Людмила отправляется на квартиру к гимназисту. Саша – сирота, воспитывается тетей-помещицей, которая отдала его в городскую гимназию и живет на квартире у приличной немолодой женщины. Людмила, веселая и общительная, вхожа во многие дома города, поэтому ей не составило труда завязать знакомство с Сашей в присутствии хозяйки. Людмиле очень понравился мальчик – она сразу поняла, что это именно мальчик, а не девочка, не смотря на глупые домыслы, которые распускал Передонов по городу. Хозяйка разрешила Саше проводить Людмилу до извозчика. По дороге Людмила кокетничала с ним и сумела заронить в его душу какое-то, непонятное еще мальчику, чувство. А Людмиле этой ночью снились сны один откровеннее другого, где Саша представлялся ей нагим и прекрасным до умопомрачения. И с этого дня между ними начались странные взаимоотношения, на грани секса. Уже Людмила представала перед ним в более откровенных нарядах, чем было принято в то время. Уже она раздевала, поначалу стесняющегося до слез, мальчика, снимая с него сорочку, и целовала его плечи и руки, «…и уже, словно не мальчика, словно отрока-бога лобзали ее горячие губы в трепетном и таинственном служении расцветающей плоти». И уже Саша сам раздевался и позволял Людмиле держать себя на коленях полуголого и целовать. И сестры Людмилы знали об ее взаимоотношениях с гимназистом. Однажды они, как обычно, предавались своим эротическим утехам: Саша в женском платье стоял перед зеркалом и обмахивался веером, а Людмила смеялась, наслаждаясь его красотой. В это время Сашина хозяйка вошла в комнату и была огорошена такой картиной. Хитрая Людмила сразу же выкрутилась: « Это мы для домашнего спектакля репетируем». Но между тем директор гимназии получил анонимное письмо из дома учителя Передонова, рассказывающее о взаимоотношениях гимназиста и взрослой барышни. Над Сашей собиралась «гроза». Но Людмила смогла опередить разбирательства и сама сходила к директору и убедила его, что все это нападки сумасшедшего Передонова. И вскоре «уверенная ложь сестер Рутиловых и Сашина была подкреплена страшным событием в доме Передоновых. Оно окончательно убедило горожан в том, что все толки о Саше и о девицах Рутиловых – бред сумасшедшего». Одна из финальных сцен романа – городской бал-маскарад, где призами были: для мужчины – альбом, а для дамы – веер. Сколько людской злобы и ненависти можно было увидеть к выигравшим эти ничтожные призы! Люди потеряли свой облик и слились в единую массу сумасшедших, ничем не отличающихся в данный момент от уже действительно сошедшего с ума Передонова, который тоже присутствовал на маскараде. Недотыкомка и здесь мучила его. Она призывала Передонова поджечь здание, где происходили такие страшные вещи. Он зашел в маленькую гостиную, где никого не было, зажег спичку и поднес к занавеси… Подводя итог моей рецензии, могу сказать, что по-прежнему в нашей жизни встречаются вот такие, с позволения сказать, горе-учителя, которые калечат души детей и люди, которые ради славы и погони за дармовыми подарками, готовы незаслуженно обидеть ближнего своего. А по поводу взаимоотношений Людмилы и Саши, прочитав роман, вывод вы сделаете сами. Но мои мятущиеся мысли подсказывают мне, что любовь выходит победителем в борьбе с безумием. В статье использованы фотокадры из худфильма "Мелкий бес" по роману Федора Сологуба. Рейтинг: +12 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Спасибо, что прочли рецензию.
Оставить свой комментарий