Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Талмуд, Сократ и двое в дымоходе.
Еврейская притча :
В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд. — Ты знаешь арамейский? — спросил раввин. — Нет. — А иврит? — Нет. — А Тору в детстве учил? — Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд. — Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься. Молодой человек согласился, и раввин продолжил. — Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться? У молодого философа глаза на лоб полезли. — Это тест на логику?! Раввин кивнул. — Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! — Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться. — Хитро придумано! — восхитился гость. — А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест! — Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться? — Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое! — Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться. — Я об этом не подумал! Поразительно — я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте ещё один тест! — Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться? — Ну… Оба пойдут умываться. — Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться. Молодой человек пришёл в отчаяние. — Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое! — Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… — О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!! — Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой — нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос — бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла! Еврейская традиция не отвергает в принципе абстрактное мышление. Мудрецы стараются предусмотреть все возможные варианты, и ситуации, которые рассматриваются в Талмуде, иногда могут лежать в сфере маловероятного. Но сама изучаемая проблема всегда должна иметь конкретный смысл и прочную опору в реальной жизни. pritchi.ru Рейтинг: +14 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Удивляет только выпад в сторону Сократа - он ведь тоже не дурак был. Другое дело - этот дипломированный специалист... )) ))
Жил-был старик, у него был прекрасный конь.
Вождь племени, увидев коня, попросил его продать. Старик сказал: «Конь - мой друг, я чувст вую его душу. Я не могу продать друга».
Через некоторое время конь пропал. Соседи стали сочувствовать старику: «Ты мог продать коня, а теперь у тебя нет ни денег, ни коня». Старик отвечал: «Это не хорошо и не плохо, это просто факт. Скажем просто, что конь ушел».
Через месяц конь вернулся и привел с собой двадцать прекрасных кобылиц. Снова сбежались соседи: «Как тебе повезло. Ты теперь богач!» «Мы не знаем всей истории.Это не хорошо и не плохо, это просто факт», был ответ.
У старика был единственный сын, объезжая лошадей, он однажды перелетел через шею кобылицы, повредил позвоночник и не мог больше ходить. Соседи сбежались оплакивать горе, но старик был спокоен: «Это не хорошо и не плохо, это просто факт».*
Спустя год к дому старика пришел путешествующий мудрец. Он узнал о том, что сын хозяина, упав с коня, повредил спину, и сказал, что сможет вылечить его. Прошло время. Мудрец жил в доме старика, давал его сыну травы и растирания. Юноша встал на ноги, вновь стал здоровым и сильным. Собрались соседи поздравлять отца с таким счастьем, но услышали в ответ неизменное: «Это не хорошо и не плохо, это просто факт. ».
И вот собрался мудрец в свой дальнейший путь, и сын стал просить отца отпустить его в дальнее странствие вместе с тем, кто так много знает. Старик отпустил. «Как же так, кричали соседи, - кто же будет беречь твою старость, когда ты совсем потеряешь силы?» «Мы не знаем всей истории», отвечал старик, и глаза его спокойно смотрели вдаль...
(с) из интернета...
* Здесь есть расширенный вариант. Началась война и всех молодых мужчин забрали воевать. А сын старика остался дома. Соседи радовались за старика. А он опять сказал... сами знаете что.
О любви к врагам. По-моему, тут все просто. Определенная доля противостояния по жизни поддерживает в тонусе. То есть: люди, которые вам противостоят, могут сделать вас в чем-то лучше; не упускайте этот опыт.
Полная цитата звучит следующим образом: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" Какой человек беден? Тот, у кого очень мало имущества и денег. Кто такой нищий? Тот, у кого совсем ничего нет, он вынужден постоянно просить милостыню, и его гордость давно замолчала. Нищие духом - те, кто постоянно ищут духовного, просят у всех этой мудрости, знания, духовной пищи. Они находятся в состоянии голода, жажды, потому что находят свое духовное состояние ничтожным по сравнению с тем, что еще могут познать. Поэтому "их есть Царство Небесное", т.е. они владеют и сохраняют царство Бога внутри себя и в окружающем мире.
Насчет любви к ближнему - тоже интересно. То толкование, которое привели вы как раз относится к человеческой мудрости, потому как оно стройно и логично с человеческой точки зрения. Но то, о чем вы говорите, это скорее призыв уважать своих врагов, не ненавидеть их, а рассматривать как фактор собственной выгоды. Все, что не уничтожает нас, делает сильнее. Это закон мироздания.
Но если уж мы говорим о духовной мудрости, то подоплека тут совсем другая. В оригинальном тексте говорится так: "любите врагов ваших, благословляйте прогклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?.....Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" Таким образом, речь здесь не о справедливости или логике, а о подражании высшей добродетели. Так ли это просто - любить тех, кто вас ненавидит и постоянно портит жизнь? Конечно, это неимоверно трудно! Но это способствует совершенствованию личности, ее духовному росту, моральной удовлетворенности, искоренению зла из общества людей. Потому что если мы будем отвечать злом на зло, добра от этого не прибавится, но рано или поздно мир безвозвратно деградирует. Это - мудрость дальновидная, не поверхностная, основанная не на собственной выгоде, а на благе всего человечества, как бы пафосно это не звучало.
Насчет нищих духом в прошлом году хорошо объяснил о. Энцо, настоятель базилики св. Антония в Падуе: мы все нищие духом, потому что чувствуем, что нам не хватает чего-то, и стремимся получить эти духовные знания.
Сейчас не могу точно воспроизвести, но даже через переводчика это звучало великолепно.
Кстати, я думаю, что если отвечать злом на зло, то это приведет к деградации - это такой же закон мироздания.
Оставить свой комментарий